1
| Орг. момент
|
| Слово учителя. Создание
положитель-
ного настроя.
В этом году мы вновь обращаемся к творчеству Александра Сергеевича Пушкина – познакомимся с его повестью «Капитанская дочка», последним крупным произведением писателя, которому сам Пушкин придавал большое значение. В этой повести Пушкин предстает не только как писатель, но и как историк.
| Слушают внимательно учителя
| 2 минуты
|
2
| Слово учителя об эпохе Екатерины 2 и причинах Пугачевского бунта
|
| 17 век – век царствования Екатерины 2, урожденной Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт-Цербской….
| Ученики слушают и делают записи в тетради
| 6 минут
|
3
| Сообщение ученика о творческой истории «Капитанской дочки»
|
| Учитель вносит коррективы в сообщение ученика
|
| 8 минут
|
4.
| Определение поурочного планирования по повести
|
| «Капитанскую дочку» можно условно разделить на три цикла глав:
1-5 главы рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь;
6-12 главы – картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика;
13-14 главы – роль развернутого эпилога
| Учащиеся делают записи в тетрадях
| 5 минут
|
5
| Анализ 1-2 глав
Истоки формирования личности Гринева
| №1
| Беседа по вопросам
какое значение имеет имя главного героя?
В каких условиях воспитывался Петруша?
Какие заветы дал отец Петру Гриневу при отправлении на службу?
С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева?
Какое значение имеет сон Гринева?
| Учащиеся фронтально отвечают на вопросы
| 8 минут
|
6.
| анализ глав 3-5
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести
|
| По ходу пересказа учитель задает вопросы
| Краткий пересказ содержания главы «Крепость»
| 7 минут
|
7.
| Пугачев и народ в повести.
Разбор 6-7 глав
| №3
| Беседа по главам
- каким образом создается впечатление достоверности изображаемого?
- как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева?
- с какой целью автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем?
- какие чувства испытывают и как себя ведут перед боем с Пугачевым герои?
- в чем причины падения Белгородской крепости и победы пугачевцев?
| Ученики фронтально отвечают на вопросы
| 8 минут
|
8.
| средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав
| №2
| Учитель задает наводящие вопросы
| Выступление групп по главам и обсуждение
| 7 минут
|
9.
10.
| Подготовка к сочинению.
Домащнее задание
|
| Беседа по итоговым вопросам
(см. учебник)
Составление планов и комментарии к темам
| Записи в тетрадях
| 10 минут
|