Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 392.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации31.10.2013
Размер392.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
МОУ «СОШ с. Койгородок»

rasputin.jpg

Нравственные уроки

В. Г.Распутина:

традиции и инновации в преподавании

2012

Составитель брошюры: учитель русского языка и литературы Гужева Татьяна Германовна

Оформитель: делопроизводитель Торопова Ирина Михайловна

Главный рецензент: директор МОУ «СОШ с. Койгородок» Кораева Эльвира Александровна

Рассмотрено и утверждено на заседании методического совета- Протокол №3 от 10.04.2012г.

Брошюра адресована учителям русского языка и литературы

Вступление
В 2012 году исполнилось 75 лет замечательному русскому писателю современности

Валентину Григорьевичу Распутину, который заслуженно считается классиком отечественной литературы. В учебную программу общеобразовательной школы включены его лучшие произведения ,которые преподают современным школьникам нравственные уроки жизни, знания об истории нашей страны в художественных образах. Учителя литературы нашей школы, которая находится в сельской глубинке, решили своеобразно отметить юбилей великого писателя – дать открытые уроки по его произведениям. В традиционной методике накоплен большой материал по творчеству Распутина. Ценность данного сборника заключается в том, что помещённые сюда уроки носят сугубо авторский характер, отражают стиль преподавания учителя. Будем рады, если наш опыт кому-то придётся по душе и пригодится в работе коллегам.

img_0014


Кораева Эльвира Александровна

Директор школы, учитель русского языка и литературы, в 1979 году закончила филологический факультет КГПИ, имеет высшую категорию; награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, Заслуженный работник Республики Коми

План – конспект урока с использованием ЭОР

Тема: Тема одиночества в рассказе В.Г.Распутина «Мама куда-то ушла»

Учитель:Кораева Эльвира Александровна

Место работы: Республика Коми, с. Койгородок, МОУ « СОШ с.Койгородок»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс:

Базовый учебник:Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева. Литература, 6 класс. Образовательная система «Школа 2100»

Цель урока: на основе актуализации знаний повышение литературной образованности
Задачи:

  1. Обучающие:

  • Выявить мотивы поведения героя

  • Проследить внутренние переживания героя

  • Умение работать с текстом

  1. Развивающие:

  • формировать:

  • интерес к внутреннему миру человека,

  • умение анализировать, ставить задачи, находить возможные решения,

  • давать монологический ответ,

  • обобщать, сравнивать;

  • способствовать развитию:

  • концентрировать внимание,

  • творческого воображения у обучающихся.

  1. Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся:

  • владение коммуникативной компетенцией через речевую среду урока,

  • чувство любви к родному языку для развития духовно – нравственной личности;

  • развивать умение отстаивать свои позиции.


Тип урока: урок – обобщения и систематизации

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, взаимоконтроль, анализ и оценка ответов самими обучающимися.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР

Структура и ход урока: представлены в таблице №1, в презентации (приложение к уроку)
Таблица 1. Структура и ход урока



Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время(мин)

1

Организационный момент




-Проверка готовности класса

Создание положительного эмоционального настроя учеников на урок, атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование обучающихся к постановке личных целей и их достижения
Приветствует обучающихся, выявляет их настрой на совместную деятельность

-Проверяют свою готовность к уроку

приветствуют учителя,



1 мин

1 мин

2

Стадия вызова

слайд

слайд


Слово учителя:

-Прочтите высказывание и определите его задачу. «Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну»
-Сегодня мы с вами проанализируем рассказ современного писателя В.Распутина «Мама куда-то ушла»

-Куда могла уйти мама? Что бывает в её отсутствие?

-Попробуйте предположить, что будет изучаться?

-О чем рассказ с таким названием? Как будет построена работа?

-запишите ключевые слова темы.



Несколько человек дают ответ

Предполагаемый ответ

-Значение слова, узнать, что оно обозначает


Несколько человек дают ответ.

Предполагаемый ответ

Несколько учеников высказывают предположение,

затем все записывают ключевые слова темы(один, одиночество, боль одиночества),один обучающийся зачитывает ключевые слова

3 мин


1 мин

1 мин
1 мин

2 мин



3

Стадия реализации

смысла


Беседа по тексту произведения

(прием «Ромашка Блума»)



слайд


слайд


-Совпали ли ваши предположения с содержанием рассказа?
Простой вопрос:

-Попробуйте пересказать текст в одном предложении

-Что получилось: вы определили тему рассказа или передали его сюжет?
-Какой по настроению этот рассказ?
-Какие чувства испытывал герой рассказа?

-Расположите в кластере слова в том порядке, в котором эти чувства переживал герой

-Какое чувство испытал мальчик, когда проснулся

-Какое чувство дальше испытал мальчишка и почему

-Что необычного изобразил писатель в комнате

-Что значит «тишина сомкнувшаяся»

-

-составьте цветовую палитру чувств (словами)
Уточняющий вопрос:

- С каким чувством в конце рассказа мальчик встретился впервые?

Что такое одиночество?

- Сколько лет мальчишке на ваш взгляд?

Интерпретационный вопрос:

-Как зовут нашего героя? Как вы думаете, почему у мальчика нет имени?

Имя – это знак приобщенности человека к обществу,

а

безымянность - это знак одиночества

-
-Докажите, что весь мир для мальчика – это мама
-Каким образом писатель нагнетает чувство тоски и одиночества?

Оценочный вопрос:

-Почему так тяжела была для мальчика первая

встреча с одиночеством? Изменилось ли что-то в нем, в его душе после этого?
-Проанализируйте афоризмы об одиночестве и ответьте на вопрос: нужно ли человеку

одиночество?


Предполагаемые ответы

-Этот рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством
- тема одиночества

-грустный
-заполняют кластер

(Писатель изобразил целую гамму переживаний, он испытывал не только боль, но и пережил радость , и « блестящую мысль»)

-радость
-удивление

-

-«тишину сомкнувшуюся»

-отсутствие шума, безмолвие

-боль(заплакал)

-успокоение

-отчаяние

-вина

-одиночество
Сравнивают составленный кластер

4-5 лет
- нет имени


работают по тексту


-Делятся впечатлениями

-Читая рассказ, начинаешь чувствовать, что мама никогда не придет, хотя умом понимаешь, что это неправда.

- как выглядит квартира

-поведение

-душевное состояние мальчика


РТ

3 мин.




Стадия рефлексии



Творческий вопрос:

-Как бы вы поступили на месте героя, оказавшись в такой ситуации?
Практический вопрос:

-Как следует поступать в таких ситуациях, когда вы остались одни дома?

- Какое бывает одиночество?

(печальное и радостное)

О – возраст

О –дружба

О –поиск

О- талант

О – счастье

О –самолюбие

О - уединение


-Составим памятку «Как избежать печального одиночества»



Работают с иллюстрациями, фотографиями

Предполагаемые ответы РТ

Составление памятки (начало работы)

5мин.

6

Итоги урока




Предлагается анкета


Заполняют анкету

2 мин.


7.


Объяснение домашнего задания




Закончите дома составление памятки «Как избежать печального одиночества»




.


Приложение

1.Словарь понятий к уроку

Один – без других, в отдельности

Одинокий – отделенный от других, без других, себе подобных

Одиночество – это состояние одинокого человека; отдельное от других подобных, без других, без близких

Радость –веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения; радостное, счастливое событие

Удивление –впечатление от чего- нибудь неожиданного и странного, непонятного

Боль –ощущение страдания (физическая, душевная)

Успокоение –стать спокойным, утихнуть, стать умиротворенным

Отчаяние – это состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности

Вина –проступок, причины, источник неблагоприятного

Имя – личное название человека, которое дается при рождении

Безымянность –то, что без имени

2.Расположите в кластере слова в том порядке, в котором эти чувства переживал герой


3

2

3.Перескажите текст в одном предложении______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

4.1в.Поняли ли вы, какие мысли «спрятал между строк» в этом рассказе автор, а какие высказал прямо?________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

5.2в.Почему так тяжела была для мальчика первая встреча с одиночеством?Как вы думаете, изменилось ли что-то в нем, в его душе

после этого?______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какое бывает одиночество?______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Памятка «Как избежать печального одиночества»

1._______________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________________________________________________
8.Анкета

1.На уроке я работал (а) активно – пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен – недоволен

3.Материал урока мне был понятен- непонятен

4.Мое настроение стало лучше - стало хуже

5.Я задумался о __________________________

Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну

Дважды в жизни человек должен быть одиноким: в юности- чтобы большему научиться и выработать себе, для руководства, образ мыслей, и в старости- чтобы взвесить все пережитое.

(Иоганн Георг Циммерман)

Как избежать « печального» одиночества

1.Слушать и слышать родных и близких

2.Общаться со сверстниками, друзьями

3.Не проявлять агрессию

4.Не оставаться наедине со своими проблемами

5.Доверять

c:\program files\drofa\russian5\contents\illustrations\04.jpg

Клыкова Галина Ивановна

Учитель русского языка и литературы, в 1976 году окончила Коми государственный педагогический институт, имеет первую квалификационную категорию.

Награждена Почетной грамотой Министерства просвещения Коми АССР и Коми обкома профсоюза работников народного образования и науки, Почетной грамотой Российской Федерации, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Урок-размышление по повести В.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Цели:

Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.

Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Эпиграф: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

….В стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души многих людей. Порой совершались тяжкие проступки, но многих прощали. А все ли можно оправдать войной?

Эту проблему: «Война все спишет?..», мы попытаемся сегодня решить на примере повести Валентина Распутина «Живи и помни».

Распутин, казалось, не был, не воевал на той Великой Отечественной, но познал военное лихолетье.

Эта повесть , «Живи и помни», вышедшая в 1974 году, удостоена Государственной премии.

Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья. Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти,и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию, когда ценой поступку может быть человеческая жизнь.

II. Анализ повести.

Учитель: Речь пойдет об Андрее Гуськове. Он совершает преступление. А можем ли мы так безоговорочно назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились?

Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?

Возможный ответ: …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

Бегство от боязни расплаты за вину ведет к новым преступлениям против людей. В Иркутске он в госпитале знакомится и так обиженной богом немой Таней. Она ни о чем не спрашивала и первое время Андрея это устраивало.

Учитель: Но вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими чувствами?

«Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисло в воздухе». По дороге постоянно осторожничал, озирался по сторонам.

Учитель: Что почувствовал, когда дошел?

– Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал, как мертвец.

Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать , не идти обратно на фронт не давал.

Возможный ответ: Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.

Учитель: Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?

– Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хотел марать.

Учитель: Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?

Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него Андрей был неспособен.

Учитель: Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.

Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

Учитель: Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?

«Так изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».

Учитель: Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?

– Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле.

Учитель: В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать)

– Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.

А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.

Учитель: Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде? Фрагмент (убийство теленка).

– «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.

Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения.

Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

  1. Работа по таблице.

  2. Андрей Гуськов – Расчеловечивание героя

Глава 2 Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед нею.

Глава 6 Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко.

Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный.

– Чудной ты с этой бородой. Как леший.

– Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на лешего.

Глава 8 Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть. Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья.

Глава 10 Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она сама покрывается противной звериной шерстью.

Глава 13 Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что существуют домашние животные.

Глава 15 Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт.

Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела.

Глава 18 Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а грязно-пегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Больше всего напугали Настену глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской, потеряли всякое выражение, кроме внимания.

Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, или от одиночества, или от чего-то еще. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного воздуха, – увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась.

Учитель: Он становится не просто зверем. И он сжигает мосты, связывающие его с людьми. (Фрагмент «Медали»)

Какое ощущение не покидает Настену с самой первой встречи?

– Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье волка, на которого тот становится похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ ЖИТЬ.

. Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить Он звереет, теряет человеческий облик. Фрагмент (Отчаяние).

В Ы В О Д: Задыхаясь, как загнанный зверь, Андрей губит себя самого, губит молодого бычка в присутствии матери, погубит Настену и ребенка во чреве ее. Одна вина нанизывается на другую, и нет ему пути назад, и остается только одно – выть вместе с одиноким волком на волчий лад в два голоса.

ВЫСТРОИТЬ ЦЕПОЧКУ превращения человека в животное СТРАХ – ПРЕДАТЕЛЬСТВО- ПРЕСТУПЛЕНИЕ- НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ – ГИБЕЛЬ ДУШИ.

Учитель: А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?

– Для Андрея виновных двое – война и судьба. Сам он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими.

Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.

Учитель: А что мы знаем о его семье?

– Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.

Учитель: Какая особенность в его отчестве может указать на его характер?

– Все согласные мягкие.

Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?

– Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.

Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?

– Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.

Учитель: Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена.

Повесть писалась не ради Андрея , а ради Настены. Настена естественна, как сибирская природа, как тайга, как ее неброские, но зато крепкие своими корнями цветы. На обман людей ради спасения мужа ИДЕТ Настена, это порывает корни, лишает их почвы, поэтому Настена гибнет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Она чувствует себя одиноко даже в день победы.

Фрагмент (день окончания войны)

Не может поделиться счастьем, порадоваться открыто. Она одна вынуждена принимать удары судьбы. Ей нужна забота со стороны мужа и родных. Она лишена этого. На ней лежит большой психологический и моральный груз, который можно носить только тогда, когда есть поддержка. Но ее никто не поддерживает, так как не знает правды. Устала она.

И Андрей думает только о себе, о том, что ниточка в его жизни не порвется. Он меньше всего думает о том, как будет с таким позором его ребенок жить среди людей. Фрагмент (ниточка)

Потеряв опору в водовороте жизни, она выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-то ни было выбора.

Даже в самые последние тяжелые минуты Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть.

Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

– Настену прощают, и его бы простили.

Учитель: Такая деталь, как топор нас не относит в другую эпоху, к другому автору?

– Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Учитель: Что общего?

Мотив преступления, противопоставления себя людям, характеры главных героинь, но финал разный.

Что объединяет Раскольникова и Гуськова? (работа с КЛАСТЕРОМ)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ, РАЗРУШЕНИЕ ДУШИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСТУПКИ, СТРАДАНИЕ БЛИЗКИХ, ОДИНОЧЕСТВО, ТОПОР –символ насилия над собой и близкими.

В Ы В О Д: Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.

Учитель: Изначально автор задумывал иной финал: Андрей в результате мучительных раздумий, устыдившись суда Настены покончил с собой. Почему автор поменял финал?

Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.

Андрей не смог построить добро на зле, оно обернулось к нему лицом, поэтому его постигла страшная кара. Она заключается в том, что он остается жить и мучиться, а Настена с неродившимся ребенком погибает. Война ничего не списала. Для Андрея жизнь и память, на которую он обречен,- самое страшное наказание.

-Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?

-Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа.

И Эпиграф обращен не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

Слово «Живи» произносится несколько раз и разными людьми. Но самое большое звучание оно имеет, когда его произносит Надя, обращаясь к подруге, у которой вернулся муж. Человек должен жить и помнить: слишком много вокруг несчастных, слишком дорогой ценой завоеван мир. Раз ты живешь, ты обязан быть счастливым!

Призыв «Живи и помни» обращен не только к жителям Атамановки, но и ко всем нам. Человек ответственен за свои поступки и за все должен расплачиваться сам.

Учитель: Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок темы, что мы можем сказать?

Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить, и оправдать такие поступки невозможно.

Живите , ребята, и помните о долге гражданском и долге человеческом, будьте верны Родине , несите ответственность за свои поступки, будьте совестливы, а главное в годину тяжелых испытаний будьте всегда с народом, со страной.

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство,

А есть еще: Совесть и Честь.

И если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали..

А. Яшин

Мы учимся на ошибках других и должны избегать их повторения. И в этом нам помогают такие произведения, как «Живи и помни».

V. Рефлексия.

Мы живем в мирной стране, и мы должны помнить, как завоеван мир. И если мы хотим мира между странами, должны научиться жить в мире между собой и со своей совестью.

С И Н К В Е Й Н

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

VI. Итоги урока.

Д/З Эссе Живи и помни, человек, О чем? Сочинение-рассуждение

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск