Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации31.10.2013
Размер0.91 Mb.
ТипВнеклассное мероприятие
100-bal.ru > Литература > Внеклассное мероприятие
  1   2   3   4   5   6

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУРАГИНСКОГО РАЙОНА





эмблема








ВЫПУСК № 12

(русский язык и литература)














Редколлегия: Свинина Людмила Борисовна

Труд и творчество педагогов. Сборник материалов педагогов Курагинского района. № 11 (русский язык и литература) – Курагино. – декабрь 2013 г. – 71 с.


Предназначением сборника методических разработок является предъявление опыта реализации культурных инициатив, основанных на творчестве педагогов Курагинского района.

В данном сборнике опубликованы методические разработки уроков, занятий, дидактические материалы.

Оформление собственного опыта для учителей всегда является непростой задачей, поэтому мы благодарны всем, кто ответственно подошел к оформлению и откликнулся на нашу просьбу.

В сборнике напечатаны материалы, прошедшие рецензирование работников управления образования и руководителей районных методических объединений.

Районный методический кабинет

управления образования администрации

Курагинского района Красноярского края

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Русский язык

Вохмина Ю.С. О развитии речи учащихся на уроках морфологии………………………..…..4

Дремлюгова В.Н. Разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» …………………………………………………………………...6

Кочергина Л.А. Турнир знатоков русского языка «Путешествие в страну Грамматику»……………………………………………………………………………………….11

Мамлеева Л.В., Догаева Н.В. Проект урока в 7 классе по теме «Частица как часть речи» ..19

Мамлеева Л.В. Повторительно – обобщающий урок в 8 классе по теме «Простое предложение и его грамматическая основа» ..…………………………………………………..24

Порсина Е.В. Внеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра»

для учащихся 5-6 классов …………………………..……………………………..……………...29

Тевс Е.Г. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения..……………………………….34
Раздел 2. Литература

Кочергина Л.А. Урок литературы в 7 классе по рассказу Е. Носова «Живое пламя»

«Не дать погаснуть живому огню…»…………………………………………………….…….44

Молокова А.В. Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Традиции и новаторство в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой т царевне и семи богатырях» ……………..51

Поэтический семинар в 9 классе по теме «Родины и природы в лирике Сергея Есенина»…………………………………………………………………………….…….53

Интегрированный урок – семинар «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина»………………………………………………………………………………………….56

Конспект урока литературы в 9 классе «Любовь в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»…………………………………………………………..60

Литературно – музыкальная композиция посвященная 120-летию со дня рождения Б. Пастернака для учащихся 7-9 классов……………………………………………62

Порсина Е.В.Внеклассное мероприятие в 11 классе «Свет серебряного века»………….…65


Раздел I. Русский язык

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\вохмина юс.jpg

Вохмина Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ Брагинской СОШ № 11


О развитии речи учащихся на уроках морфологии
В методике преподавания русского языка в школе разграничивают два вида умений: коммуникативные и некоммуникативные. Исходя из этого, работа над связной речью учащихся проводится в двух направлениях: 1) формирование у школьников «правильной» речи, то есть с соблюдением вех норм современного русского литературного языка и 2) формирование «хорошей» речи, то есть логичной, выразительной и функционально уместной (Служевская Т. Л., 1994).

Рассматривая возможные формы работы над связной речью на уроках морфологии, следует учитывать особенности её изучения в школе. С одной стороны, большинство морфологических понятий и единиц ориентировано на орфографию или же (реже) на пунктуацию. Поэтому у школьников обычно складывается впечатление, что изучение морфологии сводится к выработке навыков правописания, задаче важной, но имеющей прикладной характер. С другой стороны, морфология рассматривается в неразрывной связи с синтаксисом: изучаются словоформы разных частей речи, а также то, как они соединяются друг с другом в предложении и каким членом предложения являются.. Таким образом, у учащихся формируется представление о языке как о системе, имеющей свои единицы, которые «соотносятся друг с другом в определённом порядке, по определённым законам» (Максимов Л Ю., 1994).

Опираясь на теоретические разработки учёных-методистов и свой опыт работы в школе, попытаемся выстроить типологию заданий, позволяющих органично связать на уроках морфологии грамматических умений и навыков с развитием речи учащихся.

Первый тип представляют задания, связанные преимущественно с формированием «правильной» речи. Это работа с формой слова, составление предложений с данной словоформой; восстановление деформированных предложений; редактирование текста; творческие диктанты. См, например, задание: «Восстановите предложение: «Лёгк.. ветер на рассвет.. между … …ет». Или даются только окончания слов и указывается их синтаксическая принадлежность, а учащимся нужно составить по этой схеме предложение, наполнив формы слова своим лексическим содержанием. Подобные задания довольно редко встречаются в методических пособиях и КИМах. (Богданова Г. А., 1992). Между тем такие задания наглядно показывают обобщённый характер значения форм слова и их отвлечённость от лексического наполнения. Таким образом, здесь реализуется принцип изучения морфологии на синтаксической основе. Интересны в этом плане также задания Н.М. Лебедева, которые он предлагает в целях систематизации сведений о формах слов той или иной части речи. Например: «Подберите или придумайте предложения, в которых есть глаголы: 1) сов. в., переходный, 1-го спр.; 2) несов. вида, непереходный, 2-го спр.; 3) сов. вида, переходный, 2-го спр.; 4) несов. вида, непереходный, 1-го спр.»

Второй тип представляют задания, направленные преимущественно на формирование «хорошей» речи. Это – во-первых, условно творческие задания: а) сочинения и изложения с грамматическим заданием, б) связный ответ на лингвистическую тему, в) стилистические упражнения; во-вторых, собственно творческие задания, типа сочинения сказок или рифмовок по морфологии, в-третьих, работа с готовыми текстами.

Сочинения и изложения с грамматическим заданием, связный ответ на лингвистическую тему, а также некоторые стилистические упражнения можно назвать условно-творческими заданиями. Это относится прежде всего к сочинениям и изложениям с грамматическим заданием: дополнительное лингвистическое задание ставит ученика в неестественную ситуацию, когда он должен придумать какое-то предложение ради употребления данного языкового средства. Школьники чувствуют искусственность подобных ситуаций, поэтому им необходимо объяснить, что это задание даётся для тренировки их учебных умений. См., например, задание: «Составьте рассказ, включив в него как можно больше несклоняемых существительных типа кашне, кофе, авеню и др.».

В современной методике преподавания большое внимание уделяется работе с текстом. Несомненно, что любое задание по тексту, включая лингвистическое, должно служить раскрытию авторского замысла и развитию эстетического чутья учащихся. Наиболее удачными в этом плане нам представляются задания следующего типа:

«Попробуйте угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте.

… сумерки. … … снег лениво кружится около фонарей и … … пластом ложится на …. Крыши, спины, плечи, шапки (А. Чехов)» (Богданова Г.А., 1992).

Или:

«Употребите вместо точек глаголы движения: мчаться, скакать, громыхать. Если вы правильно распределите глаголы, у вас получится так, как в отрывке из рассказа А. Куприна «Белый пудель».

- К какому типу речи относится отрывок? Приведите доказательства.

- Подумайте, о последовательных или одновременных действиях говорится в первом и во втором абзацах. Как это связано с видом глаголов?» (Лидман-Орлова Г.К., 1995).

Подобные задания представлены в пособии «Тематические зачёты по русскому языку. 5 класс» Малюшкина. А.Б. и Рогачёвой Е.Ю. (5).

В своей практике словесники нередко возвращаются к одному и тому же тексту, всякий раз используя его для какого-то нового вида работы. Знакомый учащимся текст можно использовать на уроках комплексного повторения орфографии и пунктуации. В слабых классах в качестве завершающей работы по данному тексту можно провести изложение или свободный диктант. Известное содержание , знакомый языковой материал, предварительная зрительная и слуховая подготовка позволяют ученикам лучше справиться с задачами правописания, что придаёт им большую уверенность в своих силах. Таким образом, совершенствование орфографических и пунктуационных навыков будет происходить в неразрывной связи с изучением морфологии.
Литература
1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М., 1992 г.
2. Максимов Л.Ю. Об изучении грамматических категорий имён существительных по учебному комплексу//РЯШ. – 1994. - № 6.
3. Лидман-Орлова Г.К. Глагол в тексте//РЯШ. – 1995. - № 5.
4. Служевская Т.Л. Практикум по культуре речи. – Санкт-Петербург. – 1994 г.
5. Малюшкин А.Б., Рогачёва Е.Ю. Тематические зачёты по русскому языку. 5 класс. – М., 2003 г.

img016

Дремлюгова Валентина Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Курагинская СОШ № 1

Разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Цели:

Образовательные: 1. Работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ;

2. Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ГИА;

Развивающие: 1. Формирование умений и навыков : восприятие информации, содержащейся в тексте;

2. Обработка, выделение в ней главного;

3. Сокращение текста различными способами; нахождение и уместное использование языковых средств обобщённой передачи информации;

4. Развитие умения правильно, точно, лаконично излагать содержание текста;

Воспитательные: 1. формирование навыков контроля и самоконтроля;

2. Воспитание бережного отношения к русскому языку;

Оборудование: презентация; памятка: последовательность работы над сжатым изложением; раздаточный материал(исходный текст, критерии оценивания сжатого изложения)

Ход урока.

  1. Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к итоговой аттестации. Наша задача – научиться применять основные способы сжатия (компрессии) текста. При этом нужно учитывать, что важно передать содержание текста, сохранив композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи данного текста, кратко изложить содержание исходного текста, не исказив фактов и используя ключевые авторские слова. Авторский стиль при написании сжатого изложения сохранять не обязательно.

  2. Реализация темы урока.1. Назовите, какие основные способы сжатия текста вы знаете, дайте их краткую характеристику. (ответы учащихся).

2. Практическая работа:

Слайд №1. Задание. В первой колонке таблицы даны фрагменты текстов, во второй – возможные варианты сжатия этих текстов. Определите, какие приёмы использовались для сжатия того или иного фрагмента.

Фрагмент текста

Возможные варианты сжатия.

  1. Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся.

  2. Он должен суметь выбрать и решить: когда читать мало – а когда много, когда быстро – а когда медленно, когда один раз – а когда десять.

  3. Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства.

Не так давно учёные считали, что чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Он должен уметь выбрать способ и скорость чтения.

Развить эту способность помогает восприятие искусства.

- обсуждение -

Слайд №2.Поработаем над сжатием фрагментов, используя разные приёмы. Объясните, какие приёмы вы будете использовать и почему.

  1. Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. ( В.Сухомлинский)

  2. Существуют неписаные и писаные правила поведения людей хорошего тона. Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, в театре, дома. Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. Почему – то считается, что здесь не нужны никакие правила. (М.Канн)

- обсуждение-

Учитель: А сейчас поработаем с текстом, в итоге у нас должно получиться сжатое его содержание.

Слайд №3( Исходный текст )

Необходимые вопросы

( 1) Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильным глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(2) Ну, допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает.(3) Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего- нибудь нужно?»(4) А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть.

(5) Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он должен и может представить себя за компьютером.(6) А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко.(7) Но прелесть жизни – в её непредсказуемости. (8) Может быть придётся строить города в пустыне, лечить там людей – как же тогда без знаний о животном мире пустыни?!(9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.

(10) И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный.(11)Не ставить его – значит проявить непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.(12) И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно.(13) И пусть лучше это произойдёт раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И.Милославскому) (212слов)

Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия текста.

  1. Какая проблема поднимается в этом тексте? (ответственное отношение к получению знаний)

  2. Каков стиль данного текста и тип речи?(публицист. рассуждение)

  3. Определите количество микротем в тексте.

  4. Очень кратко (1-2 предл.) сформулируйте основное содержание каждой микротемы. Запишите эти предложения.

  5. Объясните значение слова инфантилизм.

Слайд№4

Задания:

  1. Что можно сделать в первом предложении?( заменить однородные члены обобщающим словом, например, всем подряд)

  2. Можно ли объединить 2,3,4 предложения, учитывая средства связи, человек, он человек 2-го и 3-го предложений и парцелляцию 4-го предложения?

  3. Можно ли в 5-ом предложении устранить однородные члены?

  4. Каково значение 6-го пр-ия? Шестое предложение, учитывая его важность в развитии мысли, сокращать не надо.

  5. Как можно изменить 7-е пр-ие? Жизнь (какая?)………… .

  6. Восьмое предложение: строить города в пустыне, лечить там людей - замените одним словосочетанием.

  7. Можно ли 9-е предложение упустить совсем?

  8. Попробуйте объединить 10 и 11 предложения.

  9. Можно ли 12-е предложение упустить?

  10. Предложение 13-е свяжите с предыдущим при помощи личного местоимения.


Учитель: Запишите, обработайте оставшийся материал. Сравните с образцом. Проверьте, не нарушены ли смысловые связи между микротемами в вашем изложении.

Слайд№5

Можно ли одинаково интересоваться всем подряд? Даже разносторонне одарённый человек должен спросить себя: «Это просто интересно или для чего-нибудь нужно?»

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он должен представить себя за компьютером. А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. Жизнь непредсказуема. Может быть, придётся работать в пустыне, как же тогда без знаний о её животном мире?

И всё-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди. Чтобы не жалеть потом о неиспользованном времени, лучше на него ответить как можно раньше.

(103 слова)

Учитель:1. Назовите, какие способы сжатия текста были использованы?

2.Проверьте(свою работу): нет ли нарушения абзацного членения,

не нарушена ли логическая и речевая связность между абзацами,

нет ли нарушения смысловой или речевой связности между предложениями(можно по кадификатору).

Подведение итогов работы. Домашнее задание. Используя полученные знания, поработать над сжатием текста(текст распечатан для каждого учащегося).

Список литературы:

1.Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика. Лекции.

2.Гусакова Н. Изложение: приёмы сжатия текста. Ж – л «Классная работа», №5, 2009г.

3. Т.А.Долинина. Готовимся к государственной итоговой аттестации. Русский язык 9 класс. Москва. «Русское слово», 2010г.

4. И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Л.И.Пучкова, Т.В.Соловьёва. ГИА выпускников 9кл. в новой форме. ФИПИ. «Интеллект – Центр», 2



МБОУ Кочергинская СОШ №19

Кочергина Людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы,

педагогический стаж 32 года,

2 квалификационная категория.

Турнир знатоков русского языка

«Путешествие в страну Грамматику»

Цели:

-повторить темы «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация», «Орфография», «Словообразование», «Лексика» и «Фразеология»;

-отрабатывать навыки распознавания частей речи, членов предложения, пунктуационных и орфографических ошибок;

-развивать логику, мышление, тренировать память;

-прививать любовь к русскому языку, используя дидактические возможности предмета.

Оборудование:

-раздаточный материал к заданиям: «Грамматейка», «Собери слово», «Загадочный круг», « Наборщики», «Анаграммы», «Корректор».

-чистые листы бумаги, карандаши (ручки).

Ход турнира

Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по стране Грамматике. Она очень большая, поэтому мы можем побывать на остановке «Морфологической», «Синтаксической», «Пунктуационной», «Орфографической, «Словообразовательной», «Лексической» и «Фразеологической».

Итак, в путь!

1 остановка «Теоретическая - Морфологическая»! (Устное задание каждой команде по очереди)

1задание: узнай часть речи:

-Части речи просят: «А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!»

1 команде:

-Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам! (Существительное)

2 команде:

-Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена! (Местоимение)

-Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

1 команде:

-Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и со мною всегда будь дружен.

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла? (Числительное)

2 команде:

-Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт. (Глагол)

1 команде:

-Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)

2 команде:

Где? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? И как?

Спрошу всегда тебя я,

Обозначая признак действия. (Наречие)

Все части речи являются членами предложения, имеют синтаксическую роль. Поэтому 2-я остановка «Теоретическая - Синтаксическая»

2 задание: узнай член предложения: (Устное задание каждой команде по очереди)

-Члены предложения просят: «А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!»

1 команде:

-Они образуют грамматическую основу предложения, не являются словосочетанием, подчёркиваются одной и двумя чертами? (Подлежащее и сказуемое)

2 команде:

-Признак предмета или явления

Обозначает ...(определение).

Чей? и какой?- ответы просты.

Лишь не хватает волнистой черты.

1 команде:

-На вопросы: Где? Когда?

Как? Откуда? И Куда?-

Дадут ответы вам всегда

Да-да …(обстоятельства).

2 команде:

-Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся ...(дополнения)

3 остановка «Теоретическая - Пунктуационная» (Устное задание каждой команде по очереди)

-Точки, палочки, крючки...

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения...

-Знаки препинания просят: «А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!»

1 команде:

-Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца (! Восклицательный знак)

2 команде:

-Согнут я всегда в дугу-

Разогнуться не могу! (? Вопросительный знак)

1 команде:

-У неё особый пост

В самой малой строчке. (Точка)

2 команде:

-Всегда подслушать норовят то,

Что другие говорят! (« » Кавычки)

1 команде:

-Словам раскрывают объятья:

-Ждём в гости вас, милые братья! (() Скобки)

2 команде:

-Стоят три кумушки рядком

Ведут беседу, но тайком,

Какими-то далёкими

Туманными намёками! (...Многоточие)

4 остановка «Практическая - Орфографическая» (Письменное задание для каждой команды одинаковое - каждая команда получает раздаточные листы).

Задание «Грамматейка»

Исправь орфографические и пунктуационные ошибки, помоги

Оле Лентяйкиной.

Жалаба

Дядя прашю тибя памаги.

Тваей плимяницы оли,

А то нибудит её наги

В этай пративнай школи.

Мене вчира за дектант на слава

Учитиль паставел два,

А сам скозал что маю роботу

Дажи нисмок прачетать.

Папраси иво дядя исправеть двойку

И паставеть мине пять.
-Ошибки просят: «А сейчас

Вы, друзья, исправьте нас!

5 остановка «Практическая - Словообразовательная» (Письменное задание для каждой команды одинаковое - каждая команда получает раздаточные листы).

-Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!

1 задание «Собери слово»: (Письменное задание для каждой команды одинаковое - каждая команда получает раздаточные листы).

Из частей данных слов соберите новое слово.
1.Какое слово имеет корень такой же, как в слове сказка, суффикс такой же, как в слове извозчик, приставку и окончание те же, как и в слове расход? (Рассказчик)

2.Какое слово имеет корень такой же, как в слове преподносить, приставку ту же, что в слове выписать, суффикс и окончание те же, что и в слове терпеливый? (Выносливый)

3.Какое слово имеет корень такой же, как в слове ручка, приставку ту же, что в слове появление, суффикс и окончание те же, что и в слове потрясение?

4.Какое слово имеет корень такой же, как в слове целый, суффиксы как в словах дружина и высотник, окончание как в слове высотник?

-Слова просят: «А сейчас

Вы, друзья, найдите нас!

2 задание «Загадочный круг»: (Письменное задание для каждой команды одинаково - каждая команда получает раздаточные листы).

Сколько слов можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, но обязательно подряд?

о

с к

е о

л

(Сок, кол, село, сокол, лесок, лес, колесо, око, сел, осел, ел)

-Слова просят: «А сейчас

Вы, друзья, найдите нас!

3 задание « Наборщики »: (Письменное задание для каждой команды одинаково - каждая команда получает раздаточные листы).

-Из букв слова «Грамота» составьте новые слова.

( Мот, том, Тома, гром, атом, грот, торг, морг, рот, мор, ром, мат, ром, Гот, гам, там, маг, рама, рог, рога, гора ...)

-Слова просят: «А сейчас

Вы, друзья, найдите нас!

4 задание «Анаграммы»: (Письменное задание для каждой команды одинаковые - каждая команда получает раздаточные листы).

Анаграммы - слова, получившиеся из других слов при обратном их чтении или при перестановке в них букв и слогов: тост - мост.

(Сокол - колос, ракета-карета, кайма-майка, Ростов-остров, Киев-веки, шарф-фарш, среда-адрес, масло-смола, мать-тьма, арфа-фара, лето-тело, куст-стук,

Адрес - среда).

-Слова просят: «А сейчас

Вы, друзья, найдите нас!

6 остановка «Практическая - Лексическая» (Письменное задание для каждой команды одинаковое - каждая команда получает раздаточные листы).

задание «Корректор»:

Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?

а) Мальчик полоскал собаку.

б) Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

в) Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

г) Маша отварила дверь.

-Ошибки просят: «А сейчас

Вы, друзья, исправьте нас!

7 остановка «Практическая - Фразеологическая» (Устное задание каждой команде по очереди)

задание «Узнай фразеологизм»:

-Фразеологизмы просят: «А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!»

1команде:

-Англичане говорят, такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы - как две ягоды, немцы и чехи- как яйцо и яйцо. А как говорят русские? (Как две капли воды.)

2команде:

-Если англичанин знает что-либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский? (Как свои пять пальцев.)

1команде:

-Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы - что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? (У него денег куры не клюют.)

2команде:

-После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы-36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими? ( Искры из глаз сыплются.)

-Вот и закончилось наше путешествие по Стране Грамматике.

До новых встреч!

Подведение итогов.

Использованная литература:

Волина В.В. Русский язык в рассказах, стихах, сказках.

Ильинская. Н.Г. Викторина. Лингвистические конкурсы.

Олифиренко Н.Р. Лингвистические утренники.

Русский язык. Первое сентября. № 16.2010.

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку.



mamleeva

p12_dogaeva_nv

Мамлеева Лариса Валентиновна

учитель русского языка и литературы

МКОУ Черемшанская СОШ № 20


Догаева Нина Васильевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ Черемшанская СОШ № 20


Проект урока в 7 классе по теме «Частица как часть речи»
Предназначение урока: формирование у учащихся представления о роли частицы в речи, её грамматических особенностях.
Предметное содержание:

  • исследование особенностей частиц через анализ языкового материала; лингвистический эксперимент.

Цели:

  1. Способствовать формированию надпредметных компетенций:

- исследовательской ( умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, ставить

цель, выбирать и выстраивать путь её достижения, формировать понятие

изучаемого предмета на основании его признаков);

- коммуникативной (слушать собеседника, участвовать в диалоге,

строить аргументированное высказывание на заданную тему).

  1. Способствовать совершенствованию внутрипредметных (лингвистических) компетенций:

- умение различать служебные части речи по их роли в предложениях, составлять схемы предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений;

3. Создавать условия для пробуждения и укрепления интереса к изучению

русского языка.
Оборудование:

интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с заданиями, таблицы «Частица как часть речи».
Этапы урока:

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Компетенции

I этап – Мотивационно- организационный

Создание рабочей атмосферы, настроя на продуктивную деятельность

Беседует с классом по тексту эпиграфа к уроку

(1 слайд):

Учитель: открыть наш урок мне хотелось бы словами А.С. Пушкина (желающий ученик читает текст).

Вопросы для диалога:

- Дайте определение словам «открытие», «просвещенье», «парадокс», «опыт», «гений»

( слайд № 2)

- Почему опыт – сын ошибок?

- Как парадокс может помочь рождению гения?

Парадокс может возникнуть и при выполнении уже знакомых заданий. И тогда решение проблемы станет мостиком к новым знаниям.

Сегодня у нас урок изучения нового материала. Значит конечным результатом урока должно быть какое-то открытие. Поэтому давайте пройдём по мостику уже известного. Вдруг нам повезёт, и мы наткнёмся на парадокс?

Отвечают на вопросы, дают определения словам:

открытие, просвещение, опыт, гений, парадокс.

Делают вывод, что парадокс является ступенькой к новым знаниям – пробуждает желание понять суть нового явления, его причину.

Чтобы стать на новую ступень познания мира, нужно двигаться вперёд через разрешение возникающих проблем, парадоксов.

Коммуникативная: умение включиться в диалог, стать участником беседы на заданную тему.

II Этап: Целеполагание

Выявить недостаток знаний, что станет побуждением для их пополнения, подвести учащихся к цели урока.

Организует работу учащихся по заданию на слайде № 3

Задание: построить схемы предложений с сочинительными союзами

( 1 группа – сложных предложений, 2 группа – простых предложений с однородными членами).

Если дети не обнаружат противоречия в дидактическом материале, помогает его найти ( в предложениях 3 и 5 сочинительных союзов нет; тогда что это за части речи?).

Записывает на доске возможные гипотезы учеников.

Объявляет тему: Частица как часть речи.


Выполняют задание, находят проблему, задают вопросы:

- Если и и да – союзы, то почему они ничего не соединяют?

- Если да – союз, то почему его нельзя заменить на «но» или «и»?

- Если это не союзы, то что это за части речи?

И все другие вопросы, которые могут возникнуть.

Выдвигают предположения.

Ставят цель, предлагают пути достижения.

Цель: познакомиться с частицей, составить представление о её морфологических признаках и роли в речи.

( слайд 4)

Внутрипредметные: умение различать простые и сложные предложения, находить сочинительные союзы, строить схемы сложных предложений и простых предложений с однородными членами.

Надпредметные умение классифицировать, находить проблему, выдвигать гипотезы, предлагать пути решения. Умение сформулировать цель.

III этап: Исполнительно-операционный

1) Исследование языкового материала

Цель: выявление роли частиц в речи, ответ на вопрос:

Какие оттенки значений могут вносить в текст частицы.

Предлагает учащимся лингвистическое исследование: прочитать текст на слайде 5 сначала с частицами, а потом вычеркнуть все частицы и прочитать текст без них (для сверки дан текст на слайде 6).

Организует работу с текстами и беседу с учащимися по сопоставлению текстов.

- Так зачем же нужны частицы в речи?

- Есть ли в данном тексте частицы, которые уже ранее вам знакомы? Для чего служат они? ( частицы бы, не)


Выразительно читают исходный текст, вычёркивают из него частицы, читают полученный текст.

Сравнивают оба текста, делают вывод о роли частиц в речи:

Частицы служат для передачи оттенков значений (называют предположительно, пользуясь примерами из текста).

Формируют своё понимание о частице как служебной части речи

( слайды 7, 8)

Использование сравнительно-сопоставительного метода при изучении нового материала, умение делать вывод на основе сопоставления.


2)Расширение понятия через работу с учебником и лингвистический эксперимент

Цель:

Более подробное ознакомление со смысловыми (модальными) частицами.

Организует работу с учебником, предлагает учащимся изучить материал, посвящённый частицам, сопоставить выводы с материалом учебника и дополнить их.

Даёт задание по исследованию значений частиц (карточки).


Читают учебник, дополняют свои выводы, выполняют задание на карточках (подставляют частицы с разными значениями в предложение «Я чемпион».) Определяют значение частиц и заполняют таблицу.

Делают вывод о значениях смысловых частиц.

Сверяют полученные выводы с информацией в учебнике.

Внутрипредметная: чтение и понимание лингвистического текста.

Надпредметные:

Информационная,

Коммуникативная.


IV этап: Контрольно-оценочный

Цель: оценка уровня понимания учащимися темы урока, умения применять знания.

Организует практическую работу по применению частиц (слайд 9 или мини-сочинение из 3-4 предложений),

Оценивает деятельность учащихся.

Выполняют задание учителя.

Внутрипредметная: лингвистическая (умение использовать в речи частицы).

V этап: Рефлексионный ( слайд 11)

Цель: отметить интеллектуальные изменения, произошедшие в процессе деятельности на уроке, и их эмоциональное состояние.

Организует беседу с учащимися по вопросам (слайд 11).

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Коммуникативная


Слайды к уроку

Слайд 1

Слайд 7





Слайд 2

Слайд 8





Слайд 3

Слайд 9





Слайд 4

Слайд 10





Слайд 5

Слайд 11





Слайд 6

Слайд 12






mamleeva

Мамлеева Лариса Валентиновна

учитель русского языка и литературы

МОУ Черемшанская СОШ № 20


ОТКРЫТЫЙ УРОК

8 класс

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск