Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 105.73 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.11.2013
Размер105.73 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Щербакова Ираида Алексеевна

Культ солнца, отраженный в костюме.

(Подробный конспект урока, 6 класс)

Вид урока: комплексный; повторение и обобщение пройденного; защита, творческих домашних работ; обучение новому материалу с выполнением практических работ "Культ солнца, отраженный в орнаменте головного убора" /творческая зарисовка/.

Цели и задачи образовательные: закрепление пройденного материала посредством двух видов деятельности: защитой творческих домашних работ и «соразговором»; образное закрепление пройденного путем обращения к ви­довым и опорным таблицам; подача новой темы как логического завершения проведенной обобщителъной работы.

Воспитательная задача урока: взаимосвязь учителя и ученика /сотрудничество/. Внушение детям: учитель - друг и наставник, учитель и ученик - звенья одной цепи, ствол и крона одного древа - "древа знаний"; воспитание эстетического отношения к традиционному костюму.

Зрительный ряд: опорные и видовые таблицы; репродукции народных костюмов и зарисовки; народный костюм учителя и костюм - модель музея народной культуры.

Музыкальный ряд: колядки в исполнении учителя; народные песни в исполнении Кабановых.

Материалы к уроку: цветные карандаши.

Используемая литература к уроку:

1. В.Даль Толковый словарь живого ве­ликорусского языка в 4-х томах. - М., 1994.

2. С. И.Ожегов Словарь русского языка. - М.,1981.

3. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1991.

4. Т.А. Пигилова. Предмет «Народная ку­льтура». – М.,1993.

5. Е.Г. Яковлева. Народный костюм как ис­торический источник /лекция/.

6. М.Н. Мерцалова. Поэзия народного костюма. - М.,1988.

7. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного ис­кусства. - М. ,1990.
Ход урока.

/Урок был посвящен памяти Т.А. Пигиловой и проводился как семинар для учителей - последователей Татьяны Александровны/
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Помните, я обещала вам сделать сюрприз? Получилось? /гул одобрения в классе/. Как вы думаете, отчего я сегодня в народ­ный костюм нарядилась?

Ученики: - Вы нам сегодня будете рассказывать о костюме.

Учитель: - Верно, а еще?

Ученики: - Сегодня праздник Николая Чудотворца.

Учитель: - Действительно, так совпало, что сегодня большой праздник - Николин день. Но праздник еще и потому, что гости приехали - и ко мне и к вам, потому что я не одна гостей встречаю, а вместе с вами, и если бы к вам в дом гости приехали, то и вы бы оделись получше, правда? /Да вы и оде­лись получше!/. А почему так? Раньше было и сейчас так же: для гостей оде­ваются получше?

Ученики: - Я думаю, чтобы гостей порадовать.

Ученики: - Чтобы им понравился дом, чтобы гости чаще приходили.

Учитель: - Спасибо, и чтобы настроение у всех было, какое? Радостное, да? Я произнесла слово, помнящее о боге, о каком?

Ученики: - 0 боге солнца, Ра.

Учитель: - Как мы выяснили на прошлом уроке: нет случайностей, есть, оказывает­ся, память и в языке, и в костюме, и в быту, и во всем, что нас окружает. Ребята, я хочу вам объяснить, по какому поводу к нам гости приехали. Раньше говорили: «Гость в доме - Бог в доме». Гостя сравнивали с богом. Сегодняшний день связан с памятью моего Учителя, который дал мне и моим коллегам, которых вы здесь видите, знания народной культуры. А эти знания я передаю вам, а вы - своим детям, а, может быть, когда вы закончите школу, кто-нибудь из вас станет нести эти знания другим детям, кто знает, как жизнь сложится?

К сожалению, моего Учителя уже нет, она умерла, но огонь я специально зажгла в знак памяти, чтобы огонь памяти не погасал ни во мне, ни в вас.

Итак, мы говорим о культе солнца, говорим не в первый раз. Где она, па­мять о божестве солнца, которое славяне считали главным, память в слове. Что вы нашли дома, ребята, в словарях? Кто нашел больше десяти слов (поднимаются руки), а кто более 20? /Вновь поднятые руки/. Замечательно! А кто 30? (Ответы). А кто больше? И такие естъ? Давайте, начнем с Насти, если не секрет, сколько слов ты нашла?

Ученик: - 110.

Учитель: - О! Ну, 110 слов не надо говорить, конечно, два – три (в сторону другого ученика: - Ты подсчитываешь, сколько я ей должна пятерок поставить, сколько обещала, столько и поставлю, слово сдержу!)

Настя, рассказывай, объясняя, почему, с твоей точки зрения, выбранное слово помнит о боге: цвет, форма или чувство присутствия божества заложена в нем? Не забудь выделить корень.

Ученик: - Я хотела бы рассказать о слове корона, корень – «коро». Корона свя­зана с солнцем, потому что делалась обычно из золота, а золото имеет жел­тый цвет, так же, как и солнце. Корона украшалась драгоценными камнями и сияла, как солнце, имела круглую форму.

Учитель: - Верно, так оно и есть, еще два словечка.

Ученик: - Кольцо, корень коло-. /Учитель снимает с пальца кольцо и показывает его форму /. Кольцо есть и обручальное, как бы солнце обручает двух людей, которые полюбились друг другу.

Учитель: - Спасибо, Настенька. Саша.

Ученик: - Я хочу рассказать о словах, которые имеют в корне слог «ра», «рама». Солнце светит через окно, через раму.

Учитель: - Хорошо! Интересная у тебя гипотеза. Возможно. Это твоя версия, но она не лишена смысла, правда, ребята? Лиза!

Ученик: - Колобок, корень «коло».

Учитель: - Имя, какого бога помнит это слово, Лиза?

Ученик: - Колаксай.

Учитель: - А еще? /Ребята подсказывают имя Коляды, бога зимнего солнца/.

Ученик: - Колобок выпекается, и по форме он похож на солнце.

Ученик: - Следующее слово - праздник.

Учитель: - Хорошо! И соответствует теме нашего урока, правда?

Ученик: - Здесь встречается слог « ра».

Учитель: - Случайно или нет, как думаешь? Какое настроение должно быть в этот день?

Ученик: - Я думаю, настроение должно быть красочным и радостным. Состояние радости, и в слове ра­дость этот слог есть.

Ученик: - Колокол, корень «коло», форма солнца.

Ученик: - Храм, «ра». В нем есть все, что связано с солнцем, например, бог на небе рядом с солнцем. Купол похож на солнце.

Учитель: - А корень, какой здесь, о солнце говорящий? /Ребята подсказывают 6ожество летнего солнца Купалу/.

Учитель: - Солнце разноликое, не только Коляда, но и летнее – Купала.

Ученик: - Круг, корень « кр», круглый.

Ученики: - Колос, корень « коло». Тянется к свету, а когда наливается, становится золо­тым, как солнце.

Ученик: - Подсолнух, название его происходит от солнца, цветок круглый, а его лепесточки, как лучики солнца.

Ученик: - Кружало, корень « кр». Гончарный круг. /Подсказываю: «…на котором кусок глины превращается в круглый сосуд»./

Ученик: - Рамзес, звали фараона.

Учитель: - Но, как ни странно, русская река Волга когда-то называлась Ра, и го­род, известный сейчас своей росписью, назывался Городец Радилов, потому что на реке Ра стоял. Радостно нам, потому что солнце светит. И совре­менные ученые говорят, что жизнь на, земле зародилась от солнца, вот поэтому и не случайно, что древние почитали солнце и считали глав­ным богом.

Сегодняшний наш урок о том, как отразился культ солнца в костюме, запишем тему, и поговорим еще о празднике.

Чтобы говорить о празднике, я хочу еще вспомнить одного своего Учите­ля, слава богу, живущего, старенькую бабушку, которой скоро будет 87 лет, научившую меня и моих подруг, как надо шить народную одежду, что она раньше обозначала в жизни людей. Недавно я была у нее в гостях и услышала от нее слова: «Костюм - это праздник»,- то есть получается, когда чело­век надевал на себя костюм, он преображался в «праздник». Вдумайтесь в это слово, если уже в корне своем оно содержит этот многоговорящий слог «ра» - имя бога Ра, значит, моя учительница была права?! То есть человек через костюм как бы соединялся с Богом солнца, да и с другими богами.

Ученики: - В костюме была молитва солнцу, чтобы оно светило и приносило лю­дям счастье и тепло в дом.

Учитель: - Кстати, мы с вами говорим пока о культуре языческой, о богах, которые олицетворяли саму природу, то есть, многоликий Космос, но если мы пере­несемся в нашу жизнь, а что, собственно говоря, в нее переноситься. Вот мы, сидящие здесь, знаем, что многие из ваших бабушек, мам ходят в цер­ковь «на встречу» с богом - Иисусом Христом, и туда они надевают луч­шую одежду. А почему так? По традиции. А что означала традиция для на­ших предков, как они говорили, помните?

Ученики: - Так надо, так делали мои предки и предки моих предков.

Учитель: - Верно, «я уже не верю в бога солнца, а верю в Иисуса Христа, но я делаю так, потому что «так надо», и это обережет», поэтому лучшую одежду надевают на встречу с богом, и это было придумано очень давно. Надевают «праздник» на себя, чтобы соприкоснуться с Богом, душой своей, чтобы побыть вместе с ним и получить от него благо, благословение, здоровье.

Ребята, а вы замечаете, какие слова я употребляю, те, в которых память о боге слышится. Язык не случайно называют «живым», когда-то он был молодым, а сейчас состарился - прошел через длительную историю, корни многих слов изменились. А я вам напоминаю /показываю на опорную, таблицу, прикрепленную к доске/, что «хоро» могло превратиться в «хр», но тем ни менее, если мы захотим увидеть глубинный смысл, то мы его увидим.

Итак, человек, надевая на себе костюм, «надевал на себя праздник», и мыслил себя моделью мироздания, «маленьким космосом», древом в космосе, и, между прочим, сравнивал себя с этим древом. Сейчас я вам как бы своими гла­зами подсказываю посмотреть на нашу схему, где изображено космическое древо: тулово - ствол, корни. Ногами ходим по миру предков, а голова уходит... /ребята отвечают: «в небо», «к солнцу», «к богам»/. И костюм настолько повторяет этот смысл, это содержание, например, поне­ва, знаки земли на ней - это разговор с землей-матерью. В женском кос­тюме сохранились эти молитвы, так как она, женщина, была хранительницей очага, поэтому на поневе мы видим знаки земли и солнца /показываю зарисовки понев/. Помните легенду, в которой рассказывалось, что солнце путешес­твует и бывает не только в мире верхнем, но и в нижнем.

Ребята, а вы не замечаете, что в моем головном уборе есть что-то похожее на солн­це, которое путешествует, /показываю свой головной убор, ребята внима­тельно рассматривают его и соглашаются с моим доводом/.

Ученики: - Слово голова, имеет корень «голо», сходный с « коло», то есть солнце.

Учитель: - Днем его везут кони небесные, а ночью по морю тянут солнечную ладью утицы, - вот и в костюме солнце может быть изображено не только в верхней части, но и внизу.

Ученики: - А в Египте тоже считали, что бог солнца Ра путешествует днем и ночью.

Учитель: - Смысл один - и там, и здесь: свет борется с тьмой, правда с крив­дой, добро со злом, но добро должно победить, потому что человек надевает на себя «праздник» и хочет разговаривать с богом.

Ребята, перед вами солнечный календарь, по которому жили славяне. Зимнее время называлось Коляды, в честь нарождающегося бога солн­ца Коляды. Для того чтобы говорить с богом, наши с вами предки на­ряжались в особые костюмы, без них разговор был невозможен, потому что на костюме изображалась «молчаливая молитва», но чтобы бог мог еще и услышать молитву, она должна была произноситься громким голосом, в буквальном смысле слова «о-ра-ть» приходилось. Нам может показаться, что орать неприлично, но тем ни менее «о-РА-ть» нужно было, и я вам сейчас покажу, как это делали раньше. Кстати, зимние святки не за горами, время, о котором славяне раньше думали, что нарождается зимнее солнце, маленькое поначалу, и чтобы оно услы­шало, ему надо было громко петь. Ведь если я произнесу имя Коляда тихо, услышит он меня или нет /ребята отвечают «нет»/. А вот, когда выходили на улицу такие, как я или помоложе, человек так 20, и все вместе начинали орать:

Ой, Каледа, ще на улице шатер,

Ой, Каледа, соломою защищен,

Ой, Каледа, во том шатре,

Ой, Каледа, там три девицы сидят,

Ой, Каледа, монисто куют…

Услышит солнце? /Ребята утвердительно отвечают/. А еще кто услышит?

Ученики: - Прохожие.

Учитель: - Не только прохожие. А вот изба стоит, в ней хозяюшка с хозяином, услышат они, если мы мимо их избы пойдем? /Ребята отвечают/.

Вот вы будете хозяином и хозяюшкой /говорю мальчику и девочке, сидящим рядом/, что вы мне скажете, если я зайду к вам покаледовать?

Ученики: - Проходите.

Учитель: - А по-другому вы и не могли сказать, иначе не почтили бы бога. Но Каледу считали многоликим, много имен у него было, его называли Таусень, Баусень, и петь могли еще и так:

Таусенъ, Таусенъ, мы тащимся, волочимся

Прям к хозяину на двор,

Его нету дома,

Он уехал в поле

Пашеничку сеять,

Зароди ему бог

Исполна зерна пирог.

Таусень, Таусень!

Как из целого зерна

Яму два пирога...

Зимой /?!/, я пою о том, что хозяин уехал в поле «пашеничку» сеять. Глупость какая-то, или нет? Да нет. Это просто история, ребята. Дело в том, что в допетровские времена Новый год встречали не зи­мой, а осенью, а в еще более ранние времена – весной /допеваю ко­лядку/. Вот теперь услышит бог? /Ответ/. Поможет он ему пшеничку сеять? /Ответ ребят/.

Наши предки уверены в этом были и на встречу с богом надевали подобающий костюм, сам за себя говорящий, со знаками солнца. Давайте-ка мы еще раз посмотрим на табличку /показываю/. Понятна вам она? Сказочная и загадочная такая табличка /ребята утвердительно отве­чают/. Тогда возьмите карандашики и зарисуйте ее к себе в альбом.

/Комментирую, пока ребята зарисовывают./ Вот он наш хозяин, кото­рый поехал «пашеничку» сеять, чтобы бог помог ему зародить «из полна зерна пирог», нужно, чтобы и дождь полил и, конечно же, солнце посветило, его так не хватало нашим предкам. Климат, в котором жили наши предки, и мы живем - не жаркий, не очень нас солнце-то балует, не как в Египте-то.

А вот лик Великой Матери многоговорящий - и добро и зло от нее, и ей поклониться надобно было, молитва – песня, и орнамент - та же молитва.

/Показываю следующие зарисовки и репродукции народных костюмов/.

Bот перед вами кокошник, на нем изображено солнце, три разных по­ложения солнца на небе. Как могли вышивать солнце, в виде каких символов изображали? Крест - солнце, лучи испускающее, круг, ябло­ко, цветок круглый, поэтому в центре кокошника мы видим солярный знак - цветок, который вышивальщица:

Вышивала, вышивала,

У окошечка присев,

И никто понять не может,

Где узор, а где припев.

Форма головного убора - свод небесный, солнце – цветок, поднимает­ся на гору и спускается с горы.

Ученики: - Небесные знаки на головном уборе, потому что голова ближе к солнцу и похожа на солнце.

Учитель: - Конечно же! А вот /показываю/ бисерные украшения, которые изобра­жают струи воды. А это что за головной убор /показываю рязанскую рогатую кичку/?

Ученики: - Вы говорили нам, что древние почитали рогатых животных.

Учитель: - Верно. Саша, а может быть, это еще воспоминание о небесной корове, небесный знак.

Ученики: - В Египте почитали Изиду в виде небесной коровы.

Ученики: - Знак, помогающий детей рожать.

Учитель: - Ребята, а ведь мы только начали разговор о народном костюме, а разговору этому нет конца, поэтому сегодня мы как бы ставим точ­ку, продолжение будет. Сейчас же я попрошу вас выполнить символи­ческую работу: нарисовать на титульном листе вашей домашней заготовки головной убор со знаками солнца. Вы можете выбрать любой из тех, что видите перед собой, например, на кокошнике, который представлен на портрете художника Аргунова, изображено «древо жизни». Знала ли вышивальщица, что она делала? Может быть, и знала, это ведь 19 век, а, может быть, вышивала «добрый знак» по тра­диции, говоря себе: «Так надо». Пусть вам поможет добрая песня о солнце! /Включаю запись с народными песнями в исполнении Кабано­вых, ребята выполняют задание/.

Учитель: - Посмотрим, что у вас получилось, кто какие головные уборы выбрал, поднимите ваши работы на счет «три» /общий просмотр работ/.

Учитель: - Спасибо, ребята! Вы замечательно сегодня потрудились, я вами очень довольна. Кому из вас не жалко, подарите, пожалуйста, свое творчество гостям. /Ребята дарят свои работы гостям/.

Учитель: - До свидания, ребята!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск