МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА»
Л. П. БИРЮКОВА
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ В ЗАДАНИЯХ, СХЕМАХ, ОБРАЗЦАХ
ЧЕБОКСАРЫ 2010 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ Цель преподавания курса морфологии – дать описание морфологической подсистемы современного русского языка на основании достижений лингвистической науки, вооружить студентов необходимыми умениями и навыками анализа морфологического строя языка, ознакомить с типами употребления морфологических категорий, с вариантами норм.
Курс морфологии современного русского языка является продолжением систематического курса “Современный русский литературный язык” и логически связан с разделами фонологии, лексикологии (изученными ранее) и синтаксиса простого предложения (следующим за курсом морфологии), ориентируется на параллельно изучаемый курс исторической грамматики русского языка.
Структуру курса составляют три подраздела – 1) морфемика и словообразование, 2) общие вопросы морфологии, 3) структурно-семантические типы слов и части речи, – изучаемые в течение 4-х семестров. Формы контроля: экзамены в 4, 6, 7-ом семестрах, зачет в 5-ом семестре. Контроль организуется в форме собеседования по одному (двум) теоретическим вопросам при непременном условии выполнение практических, лабораторных и контрольных работ. Проверяется также умение владеть лингвистической терминологией, объем и качество самостоятельной работы, оцениваемой по рейтинговой системе, умение бегло читать текст «по частям речи»,– называя части речи и другие типы слов, отмечая переходные явления (омоформы, синкретичные слова).
Общая задача изучения курса морфологии – ознакомиться с современным состоянием науки о грамматическом строе языка, овладеть всеми видами анализа морфологической структуры слова, усвоить соотношение и взаимодействие вузовского и школьного уровней изучения основ морфологии.
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Конкретные задачи изучения курса морфологии студентом определяются необходимостью усвоить основные понятия морфологической теории и реализовать их в соответствующих умениях.
Ознакомиться с рекомендованной классической литературой, основными достижениями современной отечественной лингвистики; уметь составлять конспект, план-конспект, библиографию по теме, тезисы статьи, аннотацию научной литературы, научно-популярной книги для учащихся.
Оперировать морфологической терминологией; логически правильно, соотнося с диалектическими категориями общего, особенного, отдельного (единичного), вскрывая главные признаки, давать определения морфологическим категориям и лексико-грамматическим разрядам; грамотно вести терминологическую картотеку.
Изучить строение морфологического уровня языка, его единицы, их взаимодействие, свойства всех типов морфем, единицы системы словообразования; понять принципы и овладеть методикой анализа структуры слова.
Усвоить грамматические признаки всех типов слов. Научиться различать в естественном тексте все части речи и другие разряды слов, видеть переходные (гибридные) явления; уметь производить полный морфологический анализ (по схеме) всех частей речи, строить полные и частные парадигмы любого изменяемого слова; научиться пользоваться «Грамматическим словарем» А. А. Зализняка, «Словообразовательным словарем» А. Н. Тихонова, «Обратным словарем русского языка», «Словарем морфем русского языка» А. И. Кузнецовой, Т. Ф. Ефремовой и другими рекомендованными словарями и справочниками.
Совершенствовать орфографические и речевые навыки; научиться давать лингвистическое обоснование орфографическим правилам, обусловленным морфологическим строем языка; научиться находить в тексте (подбирать примеры для иллюстраций) и употреблять в речи грамматические формы в прямом и переносном значениях, выявлять влияние контекста на значение грамматической формы, ознакомиться с вариантами норм современного формообразования.
Свободно ориентироваться в современных школьных учебниках; уметь составить задания для школьников по любому разделу морфологии с элементами занимательности, поисковые и программированные (тестовые).
РАЗДЕЛ I
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В «Морфемике» изучается основная единица морфологического уровня языка – морфема, ее свойства, типы морфем и их признаки, функции, приемы вычленения и идентификации, исторические изменения в структуре слова. В подразделе “Словообразование” концентрируется внимание на словообразовательной функции морфем, изучаются основные способы производства слов, приемы толкования деривационного значения.
Студент должен знать:
определение каждого типа морфем, признаки всех типов морфем;
основные понятия теории словообразования и основные единицы системы словообразования;
основные морфологические и неморфологические способы современного словопроизводства;
принципы всех видов анализа структуры слова.
Студент должен уметь:
владеть приемами вычленения морфов, свободно подбирать однокоренные и одноструктурные слова и отождествлять морфы;
определять функции каждого морфа в составе конкретной словоформы;
характеризовать (с помощью этимологического словаря) исторические изменения в морфемной структуре слова;
давать толкование лексического значения производного слова, отражать словообразовательную структуру слова, определять способ словообразования, словообразовательный тип; строить словообразовательную цепочку, гнездо;
производить полный доказательный морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слова;
уметь проанализировать статью по теме «Словообразование» из специальных журналов.
РАЗДЕЛ II
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ В этом разделе изучаются общетеоретические понятия: предмет морфологии, грамматическое (морфологическое) значение, грамматическая форма, грамматическая категория, понятие лексико-грамматического разряда слов, способы и средства выражения морфологических значений, структурно-семантическая типология слов, понятие части речи.
Студент должен знать:
точные определения общих морфологических понятий;
содержание программной классической литературы;
структурно-семантическую типологию слов (по В. В. Виноградову) и ее отражение в вузовских и школьных учебниках; другие теории частей речи;
принципы выделения частей и частиц речи;
дифференциальные признаки частей и частиц речи, модальных слов и междометий;
набор лексико-грамматических разрядов всех частей речи и их признаки.
Студент должен уметь:
распознавать грамматические формы, определять их значения, способы и средства выражения;
строить парадигму любого изменяемого слова с учетом возможной вариативности;
бегло читать текст по частям речи;
определять лексико-грамматические разряды частей речи.
РАЗДЕЛ III
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЛОВ И ЧАСТИ РЕЧИ В этом разделе изучается категориальная семантика и грамматические признаки всех реальных типов слов современного русского языка, неустоявшиеся, переходные явления, новые, развивающиеся классы слов.
Студент должен знать:
семантическое содержание всех грамматических категорий частей речи;
типы употребления и функции всех грамматических категорий глагола и имени;
первичные и вторичные синтаксические функции всех частей речи;
валентные свойства всех частей речи;
отличительные особенности слов категорий состояния;
спорные вопросы теории частей речи.
Студент должен уметь:
определить структурно-семантический тип слов по сумме дифференциальных признаков;
владеть методикой распознавания частей речи;
владеть методикой разграничения «маленьких» слов и омонимичных форм;
находить в тексте и употреблять в речи в прямом и переносном значениях грамматические категории глагола и имени;
производить полный доказательный морфологический анализ всех типов слов с соблюдением иерархии признаков;
определять вид синтаксической связи и взаимозависимость двух знаменательных слов.
|