Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/13
Дата публикации03.11.2013
Размер1.37 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

Л. П. БИРЮКОВА

МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ
В ЗАДАНИЯХ, СХЕМАХ, ОБРАЗЦАХ


ЧЕБОКСАРЫ 2010
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Цель преподавания курса морфологии – дать описание морфологической подсистемы современного русского языка на основании достижений лингвистической науки, вооружить студентов необходимыми умениями и навыками анализа морфологического строя языка, ознакомить с типами употребления морфологических категорий, с вариантами норм.

Курс морфологии современного русского языка является продолжением систематического курса “Современный русский литературный язык” и логически связан с разделами фонологии, лексикологии (изученными ранее) и синтаксиса простого предложения (следующим за курсом морфологии), ориентируется на параллельно изучаемый курс исторической грамматики русского языка.

Структуру курса составляют три подраздела – 1) морфемика и словообразование, 2) общие вопросы морфологии, 3) структурно-семантические типы слов и части речи, – изучаемые в течение 4-х семестров. Формы контроля: экзамены в 4, 6, 7-ом семестрах, зачет в 5-ом семестре. Контроль организуется в форме собеседования по одному (двум) теоретическим вопросам при непременном условии выполнение практических, лабораторных и контрольных работ. Проверяется также умение владеть лингвистической терминологией, объем и качество самостоятельной работы, оцениваемой по рейтинговой системе, умение бегло читать текст «по частям речи»,– называя части речи и другие типы слов, отмечая переходные явления (омоформы, синкретичные слова).

Общая задача изучения курса морфологии – ознакомиться с современным состоянием науки о грамматическом строе языка, овладеть всеми видами анализа морфологической структуры слова, усвоить соотношение и взаимодействие вузовского и школьного уровней изучения основ морфологии.

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ



Конкретные задачи изучения курса морфологии студентом определяются необходимостью усвоить основные понятия морфологической теории и реализовать их в соответствующих умениях.

  1. Ознакомиться с рекомендованной классической литературой, основными достижениями современной отечественной лингвистики; уметь составлять конспект, план-конспект, библиографию по теме, тезисы статьи, аннотацию научной литературы, научно-популярной книги для учащихся.

  2. Оперировать морфологической терминологией; логически правильно, соотнося с диалектическими категориями общего, особенного, отдельного (единичного), вскрывая главные признаки, давать определения морфологическим категориям и лексико-грамматическим разрядам; грамотно вести терминологическую картотеку.

  3. Изучить строение морфологического уровня языка, его единицы, их взаимодействие, свойства всех типов морфем, единицы системы словообразования; понять принципы и овладеть методикой анализа структуры слова.

  4. Усвоить грамматические признаки всех типов слов. Научиться различать в естественном тексте все части речи и другие разряды слов, видеть переходные (гибридные) явления; уметь производить полный морфологический анализ (по схеме) всех частей речи, строить полные и частные парадигмы любого изменяемого слова; научиться пользоваться «Грамматическим словарем» А. А. Зализняка, «Словообразовательным словарем» А. Н. Тихонова, «Обратным словарем русского языка», «Словарем морфем русского языка» А. И. Кузнецовой, Т. Ф. Ефремовой и другими рекомендованными словарями и справочниками.

  5. Совершенствовать орфографические и речевые навыки; научиться давать лингвистическое обоснование орфографическим правилам, обусловленным морфологическим строем языка; научиться находить в тексте (подбирать примеры для иллюстраций) и употреблять в речи грамматические формы в прямом и переносном значениях, выявлять влияние контекста на значение грамматической формы, ознакомиться с вариантами норм современного формообразования.

  6. Свободно ориентироваться в современных школьных учебниках; уметь составить задания для школьников по любому разделу морфологии с элементами занимательности, поисковые и программированные (тестовые).


РАЗДЕЛ I

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
В «Морфемике» изучается основная единица морфологического уровня языка – морфема, ее свойства, типы морфем и их признаки, функции, приемы вычленения и идентификации, исторические изменения в структуре слова. В подразделе “Словообразование” концентрируется внимание на словообразовательной функции морфем, изучаются основные способы производства слов, приемы толкования деривационного значения.

Студент должен знать:

определение каждого типа морфем, признаки всех типов морфем;

основные понятия теории словообразования и основные единицы системы словообразования;

основные морфологические и неморфологические способы современного словопроизводства;

принципы всех видов анализа структуры слова.

Студент должен уметь:

  • владеть приемами вычленения морфов, свободно подбирать однокоренные и одноструктурные слова и отождествлять морфы;

  • определять функции каждого морфа в составе конкретной словоформы;

  • характеризовать (с помощью этимологического словаря) исторические изменения в морфемной структуре слова;

  • давать толкование лексического значения производного слова, отражать словообразовательную структуру слова, определять способ словообразования, словообразовательный тип; строить словообразовательную цепочку, гнездо;

  • производить полный доказательный морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слова;

  • уметь проанализировать статью по теме «Словообразование» из специальных журналов.


РАЗДЕЛ II

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ
В этом разделе изучаются общетеоретические понятия: предмет морфологии, грамматическое (морфологическое) значение, грамматическая форма, грамматическая категория, понятие лексико-грамматического разряда слов, способы и средства выражения морфологических значений, структурно-семантическая типология слов, понятие части речи.

Студент должен знать:

  • точные определения общих морфологических понятий;

  • содержание программной классической литературы;

  • структурно-семантическую типологию слов (по В. В. Виноградову) и ее отражение в вузовских и школьных учебниках; другие теории частей речи;

  • принципы выделения частей и частиц речи;

  • дифференциальные признаки частей и частиц речи, модальных слов и междометий;

  • набор лексико-грамматических разрядов всех частей речи и их признаки.

Студент должен уметь:

  • распознавать грамматические формы, определять их значения, способы и средства выражения;

  • строить парадигму любого изменяемого слова с учетом возможной вариативности;

  • бегло читать текст по частям речи;

  • определять лексико-грамматические разряды частей речи.


РАЗДЕЛ III

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЛОВ И ЧАСТИ РЕЧИ
В этом разделе изучается категориальная семантика и грамматические признаки всех реальных типов слов современного русского языка, неустоявшиеся, переходные явления, новые, развивающиеся классы слов.

Студент должен знать:

  • семантическое содержание всех грамматических категорий частей речи;

  • типы употребления и функции всех грамматических категорий глагола и имени;

  • первичные и вторичные синтаксические функции всех частей речи;

  • валентные свойства всех частей речи;

  • отличительные особенности слов категорий состояния;

  • спорные вопросы теории частей речи.

Студент должен уметь:

  • определить структурно-семантический тип слов по сумме дифференциальных признаков;

  • владеть методикой распознавания частей речи;

  • владеть методикой разграничения «маленьких» слов и омонимичных форм;

  • находить в тексте и употреблять в речи в прямом и переносном значениях грамматические категории глагола и имени;

  • производить полный доказательный морфологический анализ всех типов слов с соблюдением иерархии признаков;

  • определять вид синтаксической связи и взаимозависимость двух знаменательных слов.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск