Скачать 99.19 Kb.
|
МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа №2» конспект урока литературы в 11 классе «мотивная структура повести Куприна «Олеся» Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Гомзякова в.И. Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного. Х.-Л. Бальмес Цели урока: Образовательные: исследование мотивной структуры повести Куприна «Олеся» через организацию интерактивной групповой деятельности учащихся; Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания. Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности, осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи. Вид урока: урок решения «ключевых» задач. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Применяемые на уроке технологии: проблемно-диалогическое обучение, групповая форма работы. Приемы: вероятностное прогнозирование; словарная работа; беседа; выразительное чтение; сравнительно-сопоставительный анализ, синквейн. Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация. Предварительное домашнее задание: прочитать повесть Куприна «Олеся», выделяя ключевые слова, сквозные образы. Время занятия: 45 минут Ход занятия: I. Организационная и мотивационно-целевая экспозиция урока: Учитель: Один знакомый на вопрос, почему он не читает на досуге книги, ответил так: «Зачем тратить время на литературу, в которую надо вникать, если хочется просто "отдохнуть мозгами". К сожалению, в современном обществе наблюдается такая тенденция. Исчезло желание учить душу. Люди читают все меньше и меньше, многие мотивируют это тем, что не видят смысла в том, чтобы тратить время на чтение книг, если можно просто посмотреть фильм. - Вы согласны с этим утверждением? Ответы учеников. Учитель: Фильмы передают видение книги режиссером, сценаристом, и оно не всегда является верным. Когда же человек читает книги, он пропускает информацию через призму своего восприятия, а не просто соглашается с чужой интерпретацией. Размышлять и говорить о произведении нужно на языке самого произведения, а не по принципу “нравится – не нравится”. Анализ художественного произведения позволяет освоить текст, пропустить через себя, сделать частью своего опыта, а значит, понять. Чтение эпиграфа. «Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного» (Х.-Л. Бальмес). Литературное произведение – это совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой. Достаточно проанализировать один, и в нём, как в капле воды, отразится весь текст. Таким элементом может стать мотив. Записываем в тетрадь определение термина «мотив». Мотив (от лат. moveo – двигаю, motus – движение) – устойчивый компонент формальной структуры литературного текста. Словесные или образные повторы являются одним из средств, определяющих ритмическое устройство текста. - Какие мотивы в повести Куприна «Олеся» вы выделили? Ответы учеников: мотивы волшебной сказки, круга, красного цвета. Обратимся к мотивной структуре повести Куприна «Олеся». II. Создание условий для самостоятельного поиска закономерностей: Сегодня наш класс станет творческой лабораторией. Работать будем в группах: 1 группа будет исследовать мотив волшебной сказки, 2 группа – мотив красного цвета, 3 группа – мотив круга. Каждый из вас может высказывать свое мнение, проявляя при этом уважение к собеседнику. Итогом работы группы станет выступление-отчёт по заданной теме. III. Аналитическая работа с текстом. Отчёт творческих групп (по 5 минут). Выступление 1-ой группы: мотив волшебной сказки Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир. Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата. В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках». В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку». Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви». Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки. Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом». Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания. Выступление 2-ой группы: мотив красного цвета С появлением в повести Олеси («из тех девушек, которых издавна на Руси называли «красна девица») впервые возникает мотив красного цвета. Он характеризует как саму героиню, так и ее мир - мир природы. В лесу героя встречает тропинка, «чуть розовевшая на вечернем солнце», а «голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари». Да и саму героиню автор «одевает» в «красный кашемировый платок» и в красную юбку. Олеся так же, как и ее яркая одежда, выделяется из общего мира, она не похожа «на местных дивчат. При первой встрече она держит в руках трех зябликов «с красными шейками». Опять мотив красного цвета связывает главную героиню с природой. Описывая время любви, герой говорит: «До сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори …» Но как только Олеся побывала в чужом для нее мире, красный цвет принимает характеристику зла, боли, крови, позора и непонимания, то есть совсем не то, что значил этот цвет в мире Олеси. «Лицо Олеси пылало лихорадочным румянцем,…длинные красные ссадины изборождали ее лоб, лицо, шею». Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных бус — единственную вещь, которая осталась на память «об её нежной, великодушной любви». Этот подарок – символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка как огонек этой любви. Выступление 3-ой группы: мотив круга Впервые мотив круга появляется, когда герой случайно попадает на «большое круглое болото» к Мануйлихе. Не зря автор дает болоту именно характеристику круга. В данном контексте круг – это что-то замкнутое, безвыходное. Мир Мануйлихи и ее внучки именно такой. В то же время здесь мотив круга несёт в себе и некую оградительную функцию, охраняя людей, отличающихся от остального, враждебного им общества. В описании Ивана Тимофеевича и пространства, в котором он живет, доминирует мотив круга. У героя «фиолетовые круги перед глазами» – признак замкнутости и безвыходности. Во время болезни Иван Тимофеевич «видел целые гирлянды из человеческих физиономий», а ведь гирлянда – это тоже круг. «Кипящий вихрь человеческих и звериных фигур, ландшафтов, предметов» мучает героя. Он видит «ровный круг, отбрасываемый лампой», понимая, «что в этом спокойном круге с нечеткими краями притаилась безмолвная, однообразная, таинственная и грозная жизнь». Здесь круг символизирует угнетение, хаос, нагоняет страх. «Светлый круг на темном потолке все-таки пугал меня затаенной зловещей угрозой». Попадая в «чужой» мир, Олеся столкнулась с непониманием, унижением, насилием и позором. Мотив круга здесь связан с понятием несвободы. Да и сам Иван Тимофеевич, находится в узком кругу – кругу определенных представлений о жизни. Мотив круга развивается и в разговоре Ивана Тимофеевича и Олеси о венчании. «Священник вокруг аналоя будет водить… на голову тебе наденут венец…». Да и обряд венчания невозможен без колец. Но церковь, могущая соединить влюбленных героев, напротив, несет беду. Толпа «беснующихся баб» создала вокруг Олеси, пришедшей на обедню, тесный круг, в котором ей страшно и больно. Она пытается пройти сквозь «живое ужасное кольцо», чудом выскальзывает «из этого клубка». Завершается история любви также мотивом круга. Он появляется не только в горизонтальном, но и в вертикальном пространстве. «Внезапный вихрь закрутил…столбы пыли… Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю». Стихия несет возмездие обидчикам Олеси, но и окончательно разлучает двух влюбленных. IV. Обобщение материала. Мы видим, что исследование мотивов повести Куприна позволяет понять ее полнее и глубже. Давайте подведём итоги. Просмотр презентации. - С чем в повести связан мотив круга, какие несёт функции? Ответы детей. : Образный ряд круга связан с цивилизацией, несёт отрицательные функции. Вырваться из него – значит восстать против узости определенных представлений. - Какой мир характеризует образный ряд красного цвета, какие несёт функции? Ответы детей. Образный ряд красного цвета характеризует естественный мир, мир природы, и несёт позитивные функции. Однако, оказываясь в другом, чужом для него мире, названные мотивы наполняются иным смыслом. Красный цвет (цвет крови) принимает характеристику зла, а круг (бусы), напротив, становится символом любви. - Почему в конце повести автор соединяет два образных ряда в нитке «дешевых красных бус», подаренных героиней Ивану Тимофеевичу. Ответы детей. (Хотя главные герои никогда не будут вместе, их души навсегда останутся связаны чистой любовью) . Учитель: «Пересечения подобных лейтмотивных цепочек представляют собой такие места в тексте, где максимально фокусируется его смысл. Лейтмотивы служат очень важным средством композиции образного строя произведения, так как выделяют наиболее значимые образы» (1, с.112). Вот почему важно искать в тексте цветовые повторы, повторы деталей, ситуаций и объяснять, как они формируют смысловую композицию произведения. - Какие два мира противопоставляются в повести? Ответы детей. Гармоничный мир природы, мир Олеси, и мир человеческой цивилизации. Автор заставляет читателя пережить и тревожный период зарождения любви, и её самые светлые счастливые мгновения и трагические моменты. – Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы? Ответы детей. Только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. - Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»? Ответы детей. Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой. V. Подведение итогов, рефлексия: - Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным? Ответы детей. Домашнее задание: составление синквейна по повести Куприна.
Учитель: По-настоящему обидно, что люди перестали любить читать книги. Одно прикосновение к ней для меня – событие, и в тоже время, своеобразный праздник души! По-настоящему верю, что в скором времени вернемся к статусу читающей нации! Список использованной литературы:
|