Скачать 50.61 Kb.
|
Конспект урока литературы в 7 классе (Программа по литературе под ред. Кутузова) в форме мастерской «Дальнобойное слово «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина» Образовательные задачи: -дать характеристики генералов, мужика в сказке -выяснить художественные приемы М.Е. Салтыкова-Щедрина -изучить понятие «гротеск» -доказать актуальность сказок Наглядность, дополнительные материалы Стихотворение А.Твардовского «Есть книги - волею приличий…» Репродукция портрета М.Е.Салтыкова- Щедрина Презентация - слайды Рисунки учащихся Ход урока Орг. Момент. Индукция Учитель: Готовясь к уроку, я случайно наткнулась на поэтические строчки, которые, как мне кажется, напрямую относятся к произведениям М.Е.Салтыкова – Щедрина. Послушайте: Есть книги- волею приличий Они у века не в тени Из них цитаты брать - обычай- Во все положенные дни. В библиотеке иль читальне Любой- уж так заведено- Они на полке персональной Как бы на пенсии давно. На них печать почтенной скуки И давность пройденных наук; Но, взяв одну такую в руки, Ты, время, Обожжешься вдруг… Обожжешься? Не слишком ли сильное выражение употребил Александр Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке «Дальнобойное слово «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина» (слайд 1) Выясним, каким же словом написана сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Это и будет целью нашего урока. А помогут решить данную цель следующие задачи ( слайд 2) Социоконструкция А.М.Горький писал: «Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал надо всеми и всем». (слайд3) Вместе с писателем «пристально посмотрим» на его героев и мы и посмеемся , может быть, над ними. Дайте сравнительную характеристику генералов ( 1 вар.) и мужика( 2 вар.). На работу -2 минуты. Поможет вам в этом опорный план. Слайд 4. Иллюстрации мужика и генералов. Опорный план. (слайд 5) Музыка. 1.Отношение к работе. 2.Умны ли герои? 3.Что умеют делать герои? 4.Каким запасом знаний обладают герои? 5.Как герои относятся к себе и другим? Афиширование Выступления учащихся. Итоговое сообщение о каждом. Примерная характеристика генералов и мужика в «Повести…»(слайд 6)
Музыка. Слайд 7. Физминутка. Полез сперва -наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле -и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер из друг об дружку – и извлек огонь. Садитесь, ребята, будем продолжать работать с огоньком. Репродуктивный вопрос -Над кем из героев Щедрин смеется более зло: над мужиком или генералами? - Какими же литературными приемами Салтыков-Щедрин добивается смеха, судит пороки людей? Давайте вспомним, ребята, какие вы знаете приемы? (Пороки- тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства) (гипербола говорят дети) Слайд 8. Определение гиперболы. Гипербола - намеренное преувеличение - Найдите в сказке пример гиперболы. - А я тоже нашла вот такой пример гиперболы, посмотрите. ( слайд 9) Гипербола Прошел день, прошел другой; мужичина до того Изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Рисунки детей -ирония Слайд 10 Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. -Найдите в сказке этот прием.(слайд 11) Ирония - отдохни, дружок, только свей прежде веревочку … к вечеру веревочка была готова. Этою веревкою генералы Привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать. Рисунки детей - Фантастика. Слайд 12 Фантастика-то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. - Попробуйте отыскать прием фантастики в «Повести…» (слайд 13) Фантастика Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Рисунки детей - Но , ребята, один из излюбленных приемов Щедрина – гротеск. Задание.
Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Слайд 15 Музыка Пример гротеска из сказки приведен . Гротеск …в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у товарища орден и немедленно проглотил. -Ребята, вы тоже в своих рисунках, даже не подозревая, отразили гротеск . Слайд 16 - А вот так отразил «гротеск» из «Повести..» в рисунке художник)Н.Муратов -И современные мультипликаторы экранизировали «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Просмотрим эпизод из сказки. Какой прием нашел отражение? ( Слайд 17 Просмотр отрывка из мультфильма) -Почему так интересно смотреть мультфильм? Какие пороки высмеивает Щедрин? А в нас есть подобные недостатки? Разрыв Но с тех пор , как жил и творил Щедрин, прошло много лет. Та эпоха ушла в далекое прошлое. Может быть, «Сказкам» и впрямь «пора на пенсию»? Самоконструкция и афиширование Писатель убежден ,что самое важное для человека – найти свое место в жизни, реализовать свои возможности. Отказавшись от своего предназначения, человек теряет, уродует и свой облик. Афиширование Перечитаем задачи урока. Решены ли они? Сказанное Салтыковым-Щедриным слово оказалось настолько дальнобойным и обжигающим, что и сто с лишним лет спустя после своего появления грозным огневым валом расчищает путь от всего того, что до боли сердечной и до своего последнего вздоха ненавидел, презирал, обличал великий русский сатирик. - А , по вашему мнению, слово Щедрина какое? Вы все умеете сочинять синквейны? Первая строка «Слово Щедрина» Слайд 18 Фразы для четвертой строки.
Слайд 19 пример синквейна Рефлексия Выскажитесь, как вам работалось сегодня в Мастерской, какие были удачи, что показалось трудным. Почему? Самоконструкция Слайд 20 Прочитать сказку «Дикий помещик», найти в ней приемы гротеска, иронии, гиперболы, фантастики. Итог урока . Благодарю за урок. Мне очень интересно работалось с вами. Комментирование отметок. |