Скачать 67.42 Kb.
|
Тема: Коррекционно – развивающая работа по формированию положительных качеств личности детей через ознакомление с профессиями. Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Приоритетной мы считаем задачу организации воспитательно – образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада. Проблеме нравственно – патриотического воспитания посвящены многие статьи и литературные источники. Однако зачастую в них раскрываются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и практически отсутствуют наработки по проблеме нравственно – патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе детей с ЗПР. Опыт работы в МДОУ «Детский сад № 36 «Звездочка» компенсирующего вида» показывает наличие больших сложностей при решении задач нравственно – патриотического воспитания, в то время как основной процент родителей детей нашего сада являются социально неблагополучным, что обостряет исследуемую нами проблему. В направлении нравственно – патриотического воспитания детей в группе ll года обучения, мы решаем целый комплекс задач:
Принимая во внимание сложность усвоения программного материала ввиду специфики развития детей с отклонением в развитии первым этапом в направлении нравственно – патриотического воспитания явилась работа по формированию представлений о труде взрослых, работающих в детском саду. Данная работа реализовывалась во всех видах деятельности: на занятиях, играх, в труде, в свободной деятельности. Мы разработали целую серию конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями, которые были реализованы нами в практической деятельностью. Ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к профессиям детского сада через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на выбор будущей профессии. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления. Такие занятия имеют особое значение для детей ЗПР и с отклонением в развитии, так как многие из них характеризуют эмоционально – личностную незрелость. Учитывая высокую результативность использования сюжетно – ролевых игр, нами было спланировано проведение сюжетно – ролевых игр по данной теме, которые используются в работе: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Больница» и др. Специфика коррекционно-развивающей работы по развитию игровой деятельности заключается в том, что воздействовать следует одновременно по всем направлениям, развивая игру как ведущую деятельность, и одновременно преодолевая задержку психического развития, развивая эмоционально-волевую, познавательную и коммуникативную сферу ребенка. Основной формой работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых стало превращение обычных занятий с дошкольниками в интересные экскурсии по детскому саду: в медицинский кабинет, кабинет заведующей, на кухню, в прачечную, в музыкальный зал и т.д. Целенаправленные, наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений, формируют умение общаться с взрослыми, поддержать беседу. На занятиях по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию: дети создавали художественные работы на тему «Наш любимый детский сад», «Наша уютная группа», где они старались изобразить детский сад и людей, которые работают в этом детском саду. На занятиях по конструированию малыши учились создавать поделки: «Детский сад», «Наша группа», выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких моделей и подручного материала, осваивая при этом техническое моделирование. У детей с ЗПР и с отклонением в развитии недостаточно сформировано слуховое восприятие, поэтому мы используем наглядный метод обучения: рассматривание картин, фотографий. Эта работа требует создания учебно – наглядных пособий. Для этого подобрали иллюстрации и картины, по теме; созданы макеты: детский сад, группа; совместно с родителями оформлен альбом «Профессии детского сада» и атрибуты, которые дают возможность превратить обычные занятия с дошкольниками в интересную игру. Так же на занятиях использовались технические средства обучения: магнитофон. Итогом работы явилось проведение комплексного занятия « Детский сад для зверят», одной из задач которого явилось расширение у детей представлений о мире взрослых, побуждать интерес к их профессиональной деятельности и воспитывание уважение к труду взрослых. Дети показали свои знания при отгадывании загадок о профессиях людей работающие в детском саду; воспитанное нами уважение к труду проявилось в желании сделать детьми приятное для работников детского сада (продуктивная деятельность: изготовление подарка). Таким образом, запланированные задачи были реализованы. Работа в направлении нравственно – патриотического воспитания детей с отклонениями в развитии необходимо продолжать. Нами планируется закрепление сформированных представлении и отношения в течение учебного года. Так же мы планируем расширять данные представления посредствам ознакомления детей с профессиями людей нашего города. В.В. Малова (2010 г.) В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ. Книга предназначена для педагогов ДОУ. ... Л.В. Куцакова (2007 г.) В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ. Книга предназначена для педагогов ДОУ. ...
(2010) Пособие имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура", "Столица нашей Родины - Москва!", "Земля - наш общий дом", "Защитники Отечества"… Краткая аннотация Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, медсестрой дети обращают внимание на их спецодежду, рассуждают, повару – чтобы не пачкать одежду, медсестры «Люди в белых халатах» - традиционный образ медицинских работников. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекла работа воспитателя, они подумали и решили стать воспитателями, когда вырастут большими. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, учить и воспитывать, вкусно готовить и наводить чистоту в помещении. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности. |