Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 103.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.11.2013
Размер103.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Технологическая карта урока.

Тема урока

Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.

Классификация урока

Урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока

Цели:

Образовательные:

-обеспечить усвоение терминов лексика, лексическое значение слова;

-продолжить формирование умений и навыков работы на интерактивной доске, использования толковых словарей, поиска и отбора информации.

Развивающие:

-в целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале продолжить формировать навыки составления схем, формулирования определений терминов;

-обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи учащихся;

Воспитательные:

-осуществлять патриотическое воспитание, формировать понимание понятий патриотизм, Родина, малая родина, государство, гимн, гражданин, патриот.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка словарей, распечатанные задания; в ходе урока дети работают в теоретических (для записи правил, схем, терминов) и рабочих тетрадях, выполняют задания в рабочей тетради под редакцией С. В. Савченковой.

Конспект урока

Этап мероприятия

Время, продолжительность этапа

Подробное описание метода работы, этапа педагогической технологии, направленного на развитие универсальных учебных действий, предметных или других действий.

Описание действий участников образовательного процесса

Оформление рабочих тетрадей.

2 мин.

Запись даты и вида работы.

(Страница 1. Приложение. Список скриншотов страниц, либо страницы урока в программе InterWrite Software)

Орфографическая работа.


13 мин.


Репродуктивный метод.

У доски работает один ученик, остальные - в рабочих тетрадях.

У доски работает один ученик, остальные - в рабочих тетрадях. При записи характеристики предложения ребёнок должен выбрать из списка подходящую для данного предложения характеристику. Запись формируется путём перетаскивания слова.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, выполним небольшую грамматическую работу.


  1. Словарная работа. (Страница 2)

Род...на, о...чизна, наро..., стр...на, б...рёза, Ро...ия, пр...стор, ...течетво.

Задание: найдите однокоренные слова.

  • Какие ещё однокоренные слова вы знаете?

Запишите их в рабочей тетради, выделите корни. (Вариант ответа: Отеческий, отчий, отец, отче.)


  1. Синтаксический разбор предложения. (Страница 3)

Б…жит( ) в…дёт( ) дорога до отчего порога.

Задание: вставьте пропущенные буквы (в скобках запишите проверочное слово) и необходимые знаки препинания, подчеркните члены предложения, укажите, чем они выражены, дайте характеристику предложению.


Актуализация знаний.


3 мин.

На столах распечатанные листы с записью, аналогичной 4 странице. Дети диктуют с места, учитель работает на интерактивной доске - соединяются стрелками разделы и то, что в них изучается.

  • давайте вспомним, какие разделы науки о языке мы знаем?




Название темы урока и постановка целей.


2 мин.



Запись темы в теоретическую тетрадь.

Сегодня мы познакомимся с новым разделом науки о языке – лексикой. (Страница 4)

Тема сегодняшнего урока: Слово и его лексическое значение. (Страница 5)

на уроке вы

  • узнаете, что такое лексика и что она изучает;

  • определите, что такое лексическое значение слова;

  • выясните, где можно найти лексическое значение слова.

Проработка темы урока.

18 мин.

Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, игровой метод.

Один ученик у доски записывает лексическое значение, остальные – в рабочей тетради.

Параллельно с просмотром слайдов на интерактивной доске демонстрируются словари с выставки

Один ученик работает на интерактивной доске, остальные в теоретической тетради делают записи. Работа на доске осуществляется путём перетаскивания слова.

У детей на столах распечатанные листы с кроссвордом. Ученики по очереди диктуют ответы, учитель на интерактивной доске путем перетаскивания заполняет клетки словами, дети параллельно заполняют свои кроссворды.

  1. Определение понятия лексики.

Все, что нас окружает в мире, имеет свое название. Если мы хотим рассказать о чём-либо, поделиться своими впечатлениями, чувствами, мы используем слова. Мы общаемся при помощи слов.
Название всех разделов о языке произошли из греческого языка. В переводе с греческого лексикос - относящийся к слову. (Страница 6)

Количество слов, которые понимает и употребляет человек в своей речи, называется словарным запасом. Богатый словарный запас позволяет полно и точно выра­жать свои мысли, легко писать, непринуждённо выступать пе­ред аудиторией.


  • Как вы думаете, у кого словарный запас больше: у ребёнка или у взрослого?

  • А как можно расширить свой словарный запас?

  • Так что же тогда изучает лексика?


В печатной тетради откройте стр.60. В упр.160 прочитайте вопрос. (Что изучает лексика?)

  • Какой полный ответ мы запишем на этот вопрос?


Лексика-это раздел науки о языке, который изучает слова.

Запишите данное определение в теоретическую тетрадь.
Все слова какого-либо языка образуют его словарный состав, или лексику. Так, русские слова составляют лексику русского языка, украинские слова - лексику украинского языка и т.д.


  • Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

В самом большом 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» - более 120 000 слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.


  • А возможно ли знать все слова?

Столько слов, конечно, невозможно знать. Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи. В произведениях А.С.Пушкина насчитывается около 22 тысяч разных слов.

Человек, знающий больше слов, лучше владеет языком, с ним приятнее общаться, его речь понятна и образна.


  • Как вы думаете, у кого словарный запас больше: у ребёнка или у взрослого?

  • А как можно расширить свой словарный запас?




  1. Понятие лексического значения слова.

Слово должно обладать определёнными признаками. Иначе говоря, у слова должно быть значение. То, что слово обозначает, называется его лексическим значением.

На доске – схема. (Страница 7)

Слово.




Лексическое Грамматическое

значение значение.

Запишите эту схему в теоретическую тетрадь.
Давайте попробуем определить лексическое значении слова Родина.

Родина - место, где родился человек.
Помимо лексического, у слова есть грамматическое значение.

Родина - существительное, ж.р., 1 скл., в ед. ч., в И. п.


  • А как вы думаете, можно ли назвать словами компоненты, составляющие эту запись? Почему?

«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» (Страница 8)


  1. Знакомство с толковыми словарями.

  • где можно узнать лексическое значение слова?

Первый толковый словарь в России был составлен ещё в 1789 году, это был «Словарь Академии Российской». (Страница 9)

в середине XIX в. Владимир Иванович Даль создал «Толковый словарь живого велико­русского языка». Словарь, содер­жал около 200 тыс. слов. (Страница 10)

В начале XX в., в 1935г. Увидел свет «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. Этот словарь состоит из четырёх томов. (Страница 11)

Почти вслед за словарём Ушакова появился «Словарь русско­го языка» Сергея Ивановича Ожегова. Этот словарь выдержал уже более 20 изданий.(Страница 12)

Самый объёмный словарь – это 17-титомный «Словарь современного рус­ского литературного языка». Этот словарь готовился целым коллективом авторов – лексикографов. (Страница 13)

В школе обычно пользуются Толковым словарём школьника.


  1. Работа с толковым словарём в конце учебника.

  1. Работа с учебником.

У вас в конце учебника есть небольшой толковый словарик. Давайте посмотрим, как же узнать лексическое значение слова. Слова располагаются по алфавиту. Рядом с каждым словом есть словарная статья.

Откройте словарь на слове пороша. Рядом со словом мы видим запись – это словарная статья.

Словарная статья строится по определённому плану. (Страница 14)

  1. заголовочное слово;

  2. грамматические пометы;

  3. толкование лексического значения;

  4. пример употребления слова в речи.

Задание. Распределите части словарной статьи слова пороша по пунктам плана.

  1. Самостоятельная работа.

Выполним упражнение № 163 в печатной тетради на стр. 60.

Задание: определите значение слова кроссворд. (Из словарика в учебнике дети самостоятельно выписывают значение слова)

Мы выяснили значение этого слова, а теперь попробуем заполнить небольшой кроссворд.


  1. Заполнение кроссворда. (Страница 15)

  1. Отечество, родная сторона. Место, где родился.

  2. Человек, проникнутый патриотизмом, преданный своему отечеству, народу.

  3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, а так же обращение к нему.

  4. Торжественная песня, являющаяся символом государства.

  5. Планета Солнечной системы; страна, государство, небольшая территория.

  6. Группа живущих вместе близких родственников.

  7. То же, что и государство, местность, территория.

  8. Столица края, в котором мы живём.



  • Какое слово получилось по вертикали? (Норильск)

Получившееся слово является для многих из вас малой родиной.

  • Мы сегодня говорили о значении слова Родина, а как вы думаете, что такое малая родина? (Место, где человек родился – город, деревня, посёлок и т. д.)

Закрепление.


4 мин.

Тест выполняет один ученик у доски. Остальные помогают с мест. Ученику необходимо нажать на ссылку с выбранным ответом. Если ответ правильный, программа перейдёт на страницу с похвалой ребёнка, затем – на страницу со следующим вопросом, если неправильный – ребёнку будет предложено подумать ещё раз и вернёт снова к вопросу.

Чтобы закрепить изученный на уроке материал, давайте выполним небольшой тест. (Страницы 16-24)

  • Что такое лексика?

  • Что такое лексическое значение слова?

  • Где мы можем найти лексическое значение слова?

Выставление отметок.

2 мин.







Домашнее задание.

1 мин.




Составить небольшой кроссворд на тему «Школа».

Дополнительная информация

Результативность урока, его методическая ценность

Данный урок может быть проведен в любой школе для учеников 5-х классов. Урок имеет общеучебную направленность и способствует патриотическому воспитанию школьников.

Авторские методы




Ожидаемые результаты урока

Усвоение теоретических сведений по теме урока. Расширение навыков пользования интерактивной доской. Отработка практических навыков работы со словарями.

Указание приложений

Приложение со скриншотами страниц программы работы на интерактивной доске, либо страницы для интерактивной доски в программе InterWrite Software.

Использованная литература, другие источники информации

Интернет порталы: http://images.yandex.ru, http://ru.wikipedia.org/ , http://festival.1september.ru/, http://school.iot.ru/ , http://www.profistart.ru/ , http://chinaeva-elena.ucoz.ru/ , http://www.koipkro.kostroma.ru/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск