Скачать 32.76 Kb.
|
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 3 классе тема: «Мамин платок» (по программе Б. М. Неменского) Педагог: Григорьева О. И. НОУ «Разум-Л» г. Москва 2013 г. ПЛАН УРОКА Класс: 3 Тема урока: «Мамин платок». Цели урока: образовательная – учащиеся должны знать историю русского платка, правила расположения и росписи рисунка платка; развивающая – учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, определять последовательность выполнения работы; воспитательная – воспитывать аккуратность и опрятность в работе. Материально-техническое оснащение урока: - учителя: презентация «Мамин платок». - ученика: лист бумаги (А3),карандаш, краски, кисти и т. д. ХОД УРОКА:
- Сегодня у нас необычный урок, мы побываем на выставке, где познакомимся с русским платком. Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на волосах. Спрос на платки был огромным. Нарядный платок сохраняет связь с далеким прошлым. Его носят и сейчас. - Скажите, что такое платок? (Это предмет одежды, квадратной формы, который повязывают на голове, накидывают на плечи, носят в кармане, в руках). Слайд № 2 В древние времена голову покрывали платами (кусок ткани), полотенцами-убрусами. Ткались они крестьянками дома на станках. В XVII веке появляются первые дворцовые полотняные мануфактуры, которые производят полотенца-убрусы. Слайд №3 В XIX веке на смену полотенцам-убрусам приходят платки и шали. Платки были шелковые, парчовые, шерстяные, хлопчатобумажные. Производили их сначала в Москве, а потом в ее пригородах - Коломенском и Богородском уездах. В Богородском уезде Московской губернии (село Вохна, деревни: Меленки, Захарово, Дуброво, Усово) делали парчевые и шелковые платки. К 1844 году эти деревни и села стали одним поселением и получили название Павловский Посад. Слайд №4 Кашемировые шали раньше всех стали производить на мануфактурах в Нижегородской губернии (1806 г.), в Воронежской губернии (1813 г.), в Рязановской губернии (1830-е гг.), в Саратовской губернии. Для производства кашемировых шалей на этих мануфактурах использовали пух тибетских коз. Слайд №5-6 Однако самым массовым в XIX веке было производство набивных платков и шалей. Крупные центры этого производства - Павловский Посад Московской губернии и Москва. Слайд № 7-9 Самыми популярными и в городе, и в деревне в XIX веке были набивные ситцевые платки (особенно кумачевые). Также пользовались спросом кубовые платки, в них по темно-синему фону цветочные узоры набивались красной краской (тюльпаны, гвоздики, розы). В создании красивых платков принимали участие яркие самобытные художники. Однако их имена на текстильных изделиях встречаются редко. Данные о некоторых художниках сохранились в архивах и литературе.
Слайд № 10 А теперь вы побываете в роли художников, и давайте подумаем, как лучше и правильнее расположить рисунок на платке. (Ответы детей) Слайд №11 А в какой последовательности мы будем расписывать платок? (Ответы детей)
Выставка готовых работ. V. Физкультминутка. (проводится в течение урока). VI. Подведение итогов урока:
VII. Уборка рабочих мест. При разработке урока использовались: - поисковая система «Яндекс»; - http://vintagetorg.com/raznoe/10-ystoryja-russkogo-platka.html. |