Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.11.2013
Размер66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс.
Эпиграф к уроку:

Мы подарили Западу

начало нашего века.

Д. Лихачев.
Оборудование к уроку: портреты поэтов-акмеистов, проектор, презентация по теме; записи произведений
План урока.

Объявление темы урока, задачи, эпиграфа к уроку.

Вступительное слово учителя.

Выступления учащихся.

Знакомство с произведениями О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Гумилева

Итоги урока, ответ на учебную задачу.

Задачи урока:

  • Образовательные

  • воссоздание духовной атмосферы эпохи, обобщение сведений по истории литературы данного периода

  • знакомство с творчеством и отдельными произведениями представителей данного периода

  • формирование ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной культуры

 - воспитательные:

  • воспитание эстетического вкуса учащихся

- дидактические:

  • создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений

  • формирование читательских интересов учащихся, развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе определенного периода.


Учитель: История идет неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий, происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди — но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений.

В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступало время, поражающее своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории.

Серебряный век: искания, прорыв, борьба.

Сегодня мы познакомимся с модернистским направлением серебряного века: акмеизмом. Знакомство с особенностями данного направления пройдет в форме презентации, в ходе которой вы должны сделать небольшой конспект)

Ход урока:




Вид деятельности

Время



Вступительное слово учителя

2



презентация акмеизма как литературного направления.

10



презентация творчества О. Мандельштама.

5



заслушивание песни на стихи О. Мандельштама «Я вернулся в свой город..»

1,5



презентация творчества А. Ахматовой.

просушивание стихотворения «Ленинград» в авторском исполнении.

1



презентация творчества Н. Гумилева.

5



анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

10



Рефлексия






Итог урока.

1



Домашнее задание.

1

4.1. Примерный план анализа лирического произведения

1.   Автор, название, время появления, история создания.

2.   Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.

3.   Особенности поэтического языка:

-     тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

-     звукопись (аллитерация, ассонанс)

-     стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон,  анафора, инверсия, риторический вопрос.

4.   Стихотворный размер, рифма.

5.   Связь стихотворения с литературным направлением.

6.   Мое восприятие  произведения.

Н. Гумилев
Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке

4.2.Примерный анализ стихотворения

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине  всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

1)   1-3 строфы,

2)   4 строфа,

3)   5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

-     эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

-     сравнения («четки сны ее, как тени»);

-     гиперболы («держит молнии в руке»);

-     метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа –  1)внутренний мир человека; 2)свойства характера;

открыта – 1)поднять что-либо; 2)сделать доступным 3)обнажить;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;  2)скупость, корысть.

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении  придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная,  чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая,  по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему  чувство любви, от его эмоционального состояния.


8.
Рефлексия


сегодня я узнал…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

теперь я могу…

Итог урока. Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством поэтов-акмеистов обзорно, следующие встречи будут посвящены творчеству и художественному своеобразию лирики каждого поэта.

Дом. Зад: на листках( обратить внимание на 6 вопрос)

Написать: Синквейн ( ключевое слова «Акмеизм»)

Принести сборники стихотворений


Учитель: Яблокова С.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск