Скачать 66 Kb.
|
Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс. Эпиграф к уроку: Мы подарили Западу начало нашего века. Д. Лихачев. Оборудование к уроку: портреты поэтов-акмеистов, проектор, презентация по теме; записи произведений План урока. Объявление темы урока, задачи, эпиграфа к уроку. Вступительное слово учителя. Выступления учащихся. Знакомство с произведениями О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Гумилева Итоги урока, ответ на учебную задачу. Задачи урока:
- воспитательные:
- дидактические:
Учитель: История идет неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий, происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди — но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений. В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступало время, поражающее своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Серебряный век: искания, прорыв, борьба. Сегодня мы познакомимся с модернистским направлением серебряного века: акмеизмом. Знакомство с особенностями данного направления пройдет в форме презентации, в ходе которой вы должны сделать небольшой конспект) Ход урока:
4.1. Примерный план анализа лирического произведения 1. Автор, название, время появления, история создания. 2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя. 3. Особенности поэтического языка: - тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение) - звукопись (аллитерация, ассонанс) - стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос. 4. Стихотворный размер, рифма. 5. Связь стихотворения с литературным направлением. 6. Мое восприятие произведения. Н. Гумилев Она Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов Живет в таинственном мерцаньи Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Когда я жажду своеволий, И смел и горд – я к ней иду Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке 4.2.Примерный анализ стихотворения 1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней. 2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое». Композиционно стихотворение состоит из трех частей: 1) 1-3 строфы, 2) 4 строфа, 3) 5 строфа. Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст. 3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль». 3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности: - эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»); - сравнения («четки сны ее, как тени»); - гиперболы («держит молнии в руке»); - метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»). Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»: душа – 1)внутренний мир человека; 2)свойства характера; открыта – 1)поднять что-либо; 2)сделать доступным 3)обнажить; жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание; 2)скупость, корысть. Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини. 3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости. Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а]. 3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины. 4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная. 5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии. 6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния. 8.Рефлексия сегодня я узнал… я приобрел… я научился… у меня получилось … я попробую… меня удивило… теперь я могу… Итог урока. Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством поэтов-акмеистов обзорно, следующие встречи будут посвящены творчеству и художественному своеобразию лирики каждого поэта. Дом. Зад: на листках( обратить внимание на 6 вопрос) Написать: Синквейн ( ключевое слова «Акмеизм») Принести сборники стихотворений Учитель: Яблокова С.В. |