| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Современные методы анализа данных» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии
Программа дисциплины
Методология и методы исследований в социологии:
современные методы анализа социологических данных
для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра
магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков»
Автор программы:
Шафир Марк Александрович
Mark@radar-research.ru
Одобрена на заседании кафедры методов сбора и анализа социологической информации
«22» ноября 2011 г., Протокол № 10
Зав. кафедрой И.М.Козина Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г
Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Е.В. Надеждина
Москва, 2011
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.68, обучающихся по магистерской программе «Прикладные методы социального анализа рынков» и изучающих дисциплину «современные методы анализа данных».
Программа разработана в соответствии с:
оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;
Образовательной программой 040100.68 «Социология».
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.
Цели освоения дисциплины
Цель курса — всесторонняя подготовка социолога-аналитика, не просто свободно владеющего современными методами анализа данных, но и способного применять их в любых, в том числе нестандартных, ситуациях для решения конкретных практических задач.
Знания, которые слушатели получают в рамках данного курса, становятся основой карьеры в области маркетинговых и социологических исследований, – как на стороне исполнителя, так и на стороне заказчика, – а также в области брендинга, рекламы и PR. Специалист, освоивший предлагаемый материал, сможет эффективно работать в сфере маркетинга и маркетинговых исследований на любых рынках, в том числе на таких сложных, как рынок финансовых и страховых услуг, рынок автомобилей, рынок строительных материалов, – не говоря уже о рынках FMCG товаров.
Автор курса – Марк Шафир, выпускник социологического факультета ГУ-ВШЭ, генеральный директор исследовательской компании РАДАР (www.radar-research.ru). Задачами освоения дисциплины «Современные методы анализа данных» являются:
- знакомство с основными методами современного анализа данных;
- понимание того, в каких условиях, для решения каких задач и при каких ограничениях указанные методы применяются;
- умение применять пакет SPSS и другие пакеты для анализа реальных социологических и маркетинговых данных, в частности данных из реальных исследований.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные методы современного анализа данных для решения задач снижения размерности, классификации, моделирования и прогнозирования
Уметь строить модели, оценивать их качество и сравнивать различные модели.
Иметь навыки (приобрести опыт) анализа реальных социологических и маркетинговых данных с применением пакета SPSS.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен рефлексировать освоенные научные методы (формируется частично)
| СК-М1
| − обосновывает систему критериев, применяемых для критической оценки научной теории
− дает самостоятельную оценку предлагаемому научному тексту
| лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий по анализу данных
| Способен предлагать модели анализа данных (формируется частично)
| СК-М2
| − самостоятельно строит модели анализа данных
| практические занятия, проверочные и контрольные работы, выполнение домашних заданий по анализу данных
| Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования (формируется частично)
| СК-М3
| − усвоение методов анализа данных на уровне, позволяющем самостоятельно строить модели
| практические занятия, проверочные и контрольные работы, выполнение домашних заданий по анализу данных, выполнение итоговой аналитической работы
| Способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (формируется частично)
| ИК-3
| − самостоятельное построение моделей анализа данных, оценка качества модели и умение выбрать лучшую модель
− обработка реальных социологических и маркетинговых данных с применением пакета SPSS
| практические занятия, проверочные и контрольные работы, выполнение домашних заданий по анализу данных, выполнение итоговой аналитической работы
| Способен собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (формируется частично)
| ИК-12
| − умение работать с базами социологических и маркетинговых данных
− умение строить модели анализа и давать интерпретацию полученных результатов
| практические занятия, проверочные и контрольные работы, выполнение домашних заданий по анализу данных, выполнение итоговой аналитической работы
| Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью (формируется частично)
| СЛК-8
| − умение на основе комбинированного применения методов анализа данных строить принципиально новые модели
| выполнение домашних заданий по анализу данных, выполнение итоговой аналитической работы
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков» настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин (базовый блок).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Анализ социологических данных-1
Анализ социологических данных-2
Теория вероятностей и математическая статистика
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Научно-исследовательский семинар
Введение в интеллектуальный анализ данных
курсы по выбору
|