Скачать 75.36 Kb.
|
МОУ КИПЧАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Междометие» Провела: учитель русского языка и литературы Федосова Г.А. Кипчаково 2012 Тема урока: «Междометие». Цель урока: знакомство с междометием как частью речи, назначением его в языке, употреблением в роли других частей речи; знакомство со знаками препинания при междометиях; формирование умения находить в тексте междометия и выделять их знаками препинания. По основной образовательной цели урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма проведения урока – комбинированный урок. Педагогическая инструментировка: карточки-таблицы, таблица, рабочие тетради, карточки-задания. Ход урока: На доске до начала урока учитель записывает тему.
- Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Федосова Галина Александровна. Я очень рада нашему знакомству и надеюсь, что оно перерастет в плодотворное сотрудничество. А чтобы скрепить новый союз, я дарю вам свою улыбку и жду в ответ улыбки от вас.
- С чего началось наше знакомство? Конечно, мы друг с другом поздоровались.
Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы.
Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: как зовут его обладателя, где и когда он родился, есть ли у него семья, где он проживает. Это основной документ гражданина страны. Каждой части речи тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём указано? Разумеется, особенности этой части речи. А любую часть речи характеризуют ее признаки. Назовите их. (См. Теорию §67) Часть речи характеризуют:
Открывается первая часть таблицы (на доске). - Безусловно, в паспорте нужно сделать пометку о принадлежности части речи к самостоятельным или служебным словам. - Итак, вспомним, какие части речи называются самостоятельными. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. - А какие части речи называются служебными? Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом. - Вот что нужно указать, заполняя паспорт новой для нас части речи – междометия. Итак, сегодня мы с вами попытаемся самостоятельно выявить отличительные признаки междометия, научимся находить междометия в тексте и выделять их знаками препинания.
1.Аналитическая работа. Каждой из 5 групп выдается паспорт с вопросом, на который необходимо дать ответ, и с карточкой с примерами. КАРТОЧКА 1. Ура! Мы ломим, гнутся шведы… (А.С.Пушкин.) 2.Ах, как жаль! 3.«Тпррр!» - сдерживал кучер лошадей. (А.П.Чехов.) 4. Браво! Ваше новое произведение никого в зале не оставило равнодушным. I паспорт
II паспорт
III паспорт - Какая это часть речи – самостоятельная или служебная? (Может, называет предмет, его действия или признак? Значит, самостоятельная. А может, обслуживает самостоятельные слова? Стало быть, служебная.) IV паспорт
V паспорт
VI паспорт - Как могут быть образованы междометия? (Сравните два примера: 1) Караул стоял на посту. 2) И как бы в ответ на мои мысли на дворе раздался отчаянный крик: «Караул!»)
2. Проверка выполнения заданий. - Итак, уважаемые теоретики и практики, попробуем ответить на вопросы. После ответа на первые три вопроса учитель открывает первую строку второй колонки таблицы, учащиеся заполняют соответствующие графу паспорта междометия и т.д. Разбирая вопрос 6 паспорта, учитель сообщает: междометия могут выступать в функции различных членов предложения, употребляясь в значении других частей речи. - Сравним два предложения: Ура! Мы ломим, гнутся шведы… (А.С.Пушкин) - Далече грянуло ура!
- Ребята, пожалуйста – это тоже междометие. Интересно его происхождение: оно было образовано от пожалуй, которое возникло из пожалую «отблагодарю, сделаю это для тебя» ( конечное безударное у отпало) с помощью частицы –ста (сравните: (устар.) спасибоста, здоровоста и т.д.) Частица ста – бывшая форма глагола стать во 2-м – 3-м лице.
Комплексный анализ текста. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Домашнее задание. В классе было шумно. До урока оставалось еще минут 10, но дискуссия уже разгорелась.
Вдруг прозвенел звонок…
2. Объяснение выделенных орфограмм текста. 3. Синтаксическая пятиминутка. - Сделаем пунктуационный анализ текста: объясним знаки препинания при диалоге. - Выпишем из текста предложение и произведем его пунктуационный разбор. Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны садитесь пожалуйста». Учитель добавляет: междометия на письме отделяются запятой или восклицательным знаком. 4. Выделение знаками препинания междометий в тексте.
I группа получает одинарные карточки; II группа - двойные (в них указано количество запятых); III группа - тройные (есть карточка-подсказка с запятыми при междометиях). Карточка № 11.Ах яблочко, цвета милого! (С.Есенин.) 2.Увы Невеста молодая своей печали неверна. (А.Пушкин.) 3. Эх песня, песня! Есть ли что на свете чудесней! (С.Есенин.) 4. Жизнь увы не вечный дар. (А.Пушкин.) 5. Тсс Егор Ильич спит… (А.Чехов.) Карточка № 21. Ой Петр Иванович, наступили на ногу! (Н.Гоголь.) 2. Ах как красиво кругом! (И.Тургенев.) 3. Ура Мы победили! 4.Увы каникулы кончились. 5. Ай Как больно!
VII. Итог урока.
Работа со стихотворением. Ах, как трудно жить на свете, Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, ведь спросят как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех. Эх! Ох, беда уже близка! Так и ждет меня доска. Если б кто-нибудь помог! Ох! Ух, захватывает дух! Притворюсь-ка, что я глух! Хоть бы в классе свет потух. Ух! Ах, Эх, Ох, Ух… Не вызвали! (Ц.Ангелов.) - Какие чувства помогают выразить поэту междометия. Надеюсь, что сегодня вы не испытывали таких чувств.
Д/з: Задание – минимум: § 155, контр. вопр. к §, упр. 921. (Задание: списать, расставляя недостающие знаки препинания.) Задание – максимум: подумайте, какой информацией можно дополнить содержание § 155, упр.921. - Какие знания о междометии помогут вам выполнить домашнее задание? |