Скачать 44.61 Kb.
|
Тема: Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи (междометия). Основные цели: -сформировать представления о междометии: познакомить учащихся с междометиями; рассмотреть на примерах, какие чувства могут выражать междометия, выяснить, какова роль междометий в речи, как записываются предложения с междометиями. -совершенствование орфографических навыков; -сформировать опыт учебной деятельности на основе метода рефлексии; -тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, синтез, обобщение, умение работать по алгоритму; развивать внимание, память, логическое мышление, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме. Материал к уроку: -карточки с опорными словами ( слова-предметы; слова-признаки; слова-действия, слова, выражающие чувства) и вопросами; -карточки со словами: тетрадь, ах, прекрасная -таблица междометий -слайды с отрывками стихотворений. Раздаточный материал: -карточки с заданиями для выполнения самостоятельной работы; -образец для самопроверки самостоятельной работы. Ход урока: МОТИВАЦИЯ -Задача нашего урока- открытие новых знаний. А для чего они нам нужны? -Что нужно знать и уметь для открытия новых знаний?(нужно вспомнить, что проходили) -Вспомните, с какими группами слов мы познакомились на прошлых уроках? -Сегодня на уроке мы продолжим работать с пройденными группами слов и узнаем о новой, особенной группе слов в русском языке. …., как трудно жить на свете, не усвоив… -Прочитайте запись. Что вы в ней заметили? -Вам хочется знать, какие слова должны стоять на месте пропусков? -Вставить их вы сможете тогда, когда откроете новые знания. -С чего начнем? АКТУАЛИЗАЦИЯ -Прочитайте слова : РЕБЯТА, РАБОТАТЬ, РУССКИЙ, ТЕТРАДЬ -Определите, к какой группе относится каждое слово. Каков наш алгоритм действия? (Мы должны задать вопросы 1. На какой вопрос отвечают 2. Что обозначает слово -Какие вопросы мы задаем к словам-предметам? (вывешиваем на доску слова-предметы—вопросы, на которые они отвечают) -Какие вопросы задаем к словам-признакам? -К словам-действиям? -Пользуясь алгоритм определите, к какой группе относится каждое слово. -Ребята, представьте себе ситуацию: завуч школы взяла тетрадь одной из учениц и начала просматривать. В тетради были правильные аккуратные записи. Как вы думаете, что могла сказать завуч об этой тетради? (Ах, какая хорошая тетрадь! Ах, прекрасная тетрадь!) -Запишите предложение в тетради, а я на доске. Ах, прекрасная тетрадь! -Дальше завуч взяла тетрадь другого ученика, в которой было много исправлений, зачеркиваний. Что бы она про нее сказала? (Ох! Какая грязная тетрадь.) Ох! Какая грязная тетрадь. -Запишите. *Физминутка. -Найдите в первом предложении слова, которые можно отнести к выделенным нами группам. ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ. -Какое слово осталось в первом предложении? (Ах) -Попробуйте отнести его к одной из групп. -Итак, давайте посмотрим ваши результаты. -У кого нет результата? -Какое у вас затруднение? (Мы не смогли выполнить задание) -Кто смог выполнить задание? Назовите выбранную вами группу. -Ребята, среди ваших результатов правильного варианта нет. -С чем вы встретились? -Чего мы не знаем? (К какой группе относится слово Ах) -Чем пытались воспользоваться? (Алгоритмом ) -Чем это слово отличается от слов, с которыми работали раньше? (Мы не можем задать к нему вопрос, значит мы встретились с новой группой слов) -Почему возникло это затруднение? (Нет правила о том, как называются слова, к которым нельзя задать вопрос) ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ -Какую цель перед собой поставите? (Узнать правило об этой новой группе) -Что необходимо узнать о новых словах? (Алгоритм: Вопросы; Что обозначают) -Что точно уже можно сказать? (Они не отвечают не на какие вопросы) Учитель фиксирует : ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ СЛОВА РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА -Давайте сравним два предложения. -Подумайте, что выражает слово Ах? (Чувство, слово делает речь эмоциональной) -Значит какова тема нашего сегодняшнего урока? (СЛОВА, КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЮТ ЧУВСТВА) -Ребята, с латинского языка название этих слов переводится как "брошенное между". А называются они в русском языке междометиями. -И я уточню тему СЛОВА, КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЮТ ЧУВСТВА- МЕЖДОМЕТИЯ. -Вернемся к записи, которую мы читали в начале урока. Каких слов не хватает? (Ох и междометий) Учитель дополняет предложение: Ох, как сложно жить на свете, не усвоив междометий! -Прочитаем хором. *Физминутка. -Я буду называть различные слова, а если вы услышите междометия, то потягиваетесь. -Ребята вернемся еще раз к записанным предложениям. -Какое чувство выражает междометие ах! (Чувство восхищения, радости) -Ох! (Чувство недовольства, огорчения) -Как надо прочитать эти предложения? (Выразительно) -Обратите внимание на знаки препинания в предложениях. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ -Следующий шаг- потренироваться и закрепить знания. -Работать будете в группах. Ваша задача подчеркнуть междометия и определить, какое чувство они обозначают. Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, не помню, как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех. Эх! Ох, беда уже близка! Так и ждет меня доска! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ. -Как узнать, усвоили ли вы новую группу слов? (Выполнить самостоятельную работу) И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!" Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота! Эх, дороги, пыль да туман… -Что нужно сделать теперь? (Проверить по образцу) -У кого задание вызвало затруднение? Где ошиблись? -Поднимите руки, у кого все верно. РЕФЛЕКСИЯ -Какова была цель? (Познакомиться с новой группой слов) -Достигли ли мы ее? -Оцените свою работу на уроке. Выберите из таблицы и дайте оценку своей работе междометием! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ -Где можно бороться с трудностями, которые у нас возникали? (При выполнении Д/з) -Дома вы нарисуете какое-нибудь чувство и подпишите его междометием. |