Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.11.2013
Размер81.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Тема урока: Роль наречий в художественном тексте.

Цели урока: - расширить знания о наречии;

- выяснить роль наречий в тексте.
Ход урока
Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало, как метко

сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь.

  1. Работа с эпиграфом.

- Каким вы представляете человека, сказавшего так о русском слове?

(Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский народ, а, значит, и свой народ)

- Какое оно, русское слово?

(Замашисто, бойко, метко сказанное)

- Определите, к какой речи относится эти слова?

(Первые два – краткие прилагательные, метко – наречие)


  1. Объявление целей урока

- Сегодня мы с вами выясним, какова роль наречий в художественном тексте.

Наречие – особенная часть речи, и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол, по словам Пушкина А.С.

-Как вы понимаете слово живописует?

(Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)

- Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественной речи и по возможности научиться ими пользоваться в собственных творческих работах.


  1. Чтение. Беседа.

-Обратимся к отрывку из произведения Б. Полевого. Ответьте на вопрос: как здесь наречия живописуют глагол? Озаглавьте отрывок
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.
- Как бы вы озаглавили отрывок? («Рассвет», «В лесу» и т.д.)

-Чем необычна нарисованная автором картина леса? (Образная, выразительная, красивая, яркая.)

- Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.)

- Определите способ образования наречий. (От качественных прилагательных с помощью суффикса –о.)

остро острый

холодно холодный

полнозвучно полнозвучный

звонко звонкий

тревожно тревожный
- Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, экспрессия, точность авторских характеристик.

- Почему писатель выбрал именно эти наречия? Как вы их понимаете?

(Звёзды) сверкали остро и холодно, т.е. пронзительно, резко, отчётливо, напряжённо, но в то же время равнодушно, бесстрастно.

(Эти наречия помогают уточнить характеристику действия, выраженного глаголом сверкать.)

- Найдите в тексте наречия одной тематической группы. (Полнозвучно, звонко)

- Как различаются значение этих слов? (Звонко – громко, заливчато, издавая чистые звуки, полнозвучно – громко, оглушительно.)

Значит, вовсе не случайно Б.Полевой ставит рядом: полнозвучно- громко, в полную силу – и два других наречия – звонко и тревожно, указывающие на сопутствующие признаки (беспокойно издавая чистые звуки, переливаясь.)
На примере следующего отрывка из рассказа В. Драгунского нам предстоит выяснить ещё одно свойство наречия в тексте.
Случайно я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. И я тогда догадался, что здесь поворот.

А рядом с поездом была тропочка, совсем узкая, и я увидел, как впереди по этой тропочке идёт человек. Издалека мне показалось, что он совсем маленький, но поезд всё-таки шёл быстрее его, и я постепенно увидел, что он большой.
- Найдите наречия. (Направо, налево, вовсю, вверх, тогда, здесь, совсем, впереди, издалека, побыстрее, постепенно.)

- Что они обозначают? (Место и направление движения: здесь, впереди, издалека; направо, налево, вверх; время: тогда; степень проявления признака : вовсю, совсем, побыстрее, постепенно.)

- Действия каких глаголов они описывают?

(Глаголы семантической группы «восприятия глазом»: посмотрел, увидел, показалось.)

- Представьте себе, что у нас в языке нет наречий, обозначающих место, время, ориентацию в пространстве, направление, степень. Что бы случилось? ( Наречия придают речи особую точность, детальность. В нашем тексте, например, человек, едущий в поезде, наблюдает из окна за изменяющимся пейзажем; ему хочется рассказать о том, что он видит впереди, позади, направо, налево, указать точное время происходящего.)

- Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи можно назвать? (Местоимения, формы глагола, лексический повтор сказуемого и наречия.)

- Итак, мы с вами определили одну из важных функций наречия в художественном тексте: характеризуя действие или признак, оно способствует точности описания и служит средством связи предложений.


  1. Чтение. Беседа.

- Прочитаем отрывок из поэмы А. Твардовского «Страна Муравия».

В этом отрывке описывается зажигательная пляска отца и сына:
Батька задом отступает,

Заводила знак даёт.

Батька сына вызывает,

Выступая наперёд.
Вышли биться

Насовсем.

Батьке – тридцать,

Сыну – семь.
Батька – щёлком,

Батька – дробью,

Батька с вывертом пошёл,

Сын за батькой исподлобья

Наблюдает, как большой.
Батька кругом,

Сын волчком.

Не уступает нипочём.
А батька – рядом,

Сын вокруг

И не отходит ни на шаг.
И оба пляшут от души,

И оба вместе хороши,

И оба – в шутку и всерьёз,

И оба дороги до слёз.
- Назовите глаголы вместе с наречиями, зависимыми от них.

- От каких глаголов зависят наречия щёлком, дробью, кругом, волчком?

Обратите внимание на пропуск глагола пошёл.

- Как вы понимаете строки:

Вышли биться насовсем (прост.) до конца, кто кого победит.

Выступает наперёд (прост.) вперёд.
-Так как наречий много и все они разные по значению, попробуем разобраться в них, заполняя следующие таблицу:


Направление движения

Характер движения

Проявление различных чувств

задом

кругом

вокруг

наперёд

ни на шаг

щёлком

дробью

с вывертом

волчком

этак

вот так

от души

в шутку

всерьёз

исподлобья

до слёз


Словарная работа

С вывертом(разг.) выверт – неестественное телодвижение

Нипочём(прост.) – ни в коем случае, ни за что

Исподлобья – из-под насупленных бровей, недоверчиво.
Интересны по происхождению такие наречия, как щёлком, дробью, волчком. Мы знаем, что наречие – молодая часть речи в русском языке. В наречия переходят слова из разных частей речи. Огромное количество существительных перешло в наречия, графически не изменяясь (ночью, бегом, верхом.) Процесс перехода разных частей речи в наречия продолжается до сих пор. Так и существительные дробью, волчком, слово щёлком (от междометия щёлк) пока находятся на пути к наречию, но ещё не совсем оторвались от своей части речи.

Волчком – застывшая форма существительного в творительном падеже, в основе значения – сравнение, уподобление.

- О чём говорит употребление наречий из просторечной лексики? (описывается картина народного танца)

- Итак, сделаем вывод. Какова роль наречий в тексте А. Твардовского? (Наречия всесторонне, точно описывают движения, людей, помогают создать картину зажигательной пляски, при этом передают и различные чувства – радости, праздничности.


  1. Орфографическая задача

На доске в три столбика написаны встретившиеся нам сегодня наречия, вызывающие затруднения при письме.

Понемногу далеко-далеко на испуг

Направо долго-долго в шутку

Впереди крепко-накрепко до слёз

Издалека по-русски

Насовсем по-осеннему

Исподлобья
- По какому принципу слова записаны в три столбика?


  1. Лингвистический эксперимент.

- Восстановите строки из стихотворения Ю.Мориц.
Трудно светиться и петь (нелегко).

Там, где черёмухи светятся (пышно),

Там, где пичужки поют (высоко),

Кратенький век проживая (бескрышно), -

Только и видно, только и слышно:

Трудно светиться и петь (нелегко).


Авторские

Детские варианты

Нелегко

Пышно

Высоко

бескрышно











- Как вы понимаете слова черёмухи светятся пышно? (Это необычная метафора. Черёмуха в белом пышном цвету словно светится.)
- Сможем ли мы найти в каких-либо словарях наречие бескрышно? Почему? (Нет, т.к. это авторский окказионализм, слово, придуманное поэтом.)

- Как оно образовано? (бескрышно - бескрышный - без крыши.)

- Что обозначает? ( Не имея крыши над головой, под открытым небом.)

- Каким членом предложения являются названные наречия? (Обстоятельства образа действия)


  1. Заключение.

- Что нового вы узнали на уроке? Обобщим всё, открытое нами.

Наречия, характеризуя действия или признак, придаёт им точность (вчера, здесь, направо), образность (звонко, остро, пышно), «живописует глагол.

Писатели и поэты часто создают собственные, оригинальные наречия.

Трудно светиться и петь ________

Там, где черёмухи светятся _______ ,

Там, где пичужки поют___________,

Кратенький век проживая_________, -

Только и видно, только и слышно:

Трудно светиться и петь _________.

Трудно светиться и петь ________

Там, где черёмухи светятся _______ ,

Там, где пичужки поют___________,

Кратенький век проживая_________, -

Только и видно, только и слышно:

Трудно светиться и петь _________.

Трудно светиться и петь ________

Там, где черёмухи светятся _______ ,

Там, где пичужки поют___________,

Кратенький век проживая_________, -

Только и видно, только и слышно:

Трудно светиться и петь _________.

Трудно светиться и петь ________

Там, где черёмухи светятся _______

Там, где пичужки поют___________,

Кратенький век проживая_________, -

Только и видно, только и слышно:

Трудно светиться и петь _________.

Трудно светиться и петь ________

Там, где черёмухи светятся _______ ,

Там, где пичужки поют___________,

Кратенький век проживая_________, -

Только и видно, только и слышно:

Трудно светиться и петь _________.

Трудно светиться и петь ________

Там, где черёмухи светятся _______ ,

Там, где пичужки поют___________,

Кратенький век проживая_________, -

Только и видно, только и слышно:

Трудно светиться и петь _________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск