Скачать 398.41 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая образовательная программа по русскому языку для 6 «А», «В» классов ГБОУ СОШ №315 составлена в соответствии с:
Данная рабочая программа предназначена для проведения уроков русского языка по учебно-методическому комплексу С.И. Львовой, В.В. Львова в 6 классе и рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). 15 из них – контрольные работы, предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса: «Русская орфография как система правил», «Синтаксис и пунктуация», «Текстоведение», «Морфология. Имя существительное», «Глагол», «Деепричастие», «Причастие», «Числительное», «Местоимение», контроль знаний в течение четвертей и полугодий. Из них 6 - контрольные диктанты, 2 сочинения, 2 изложения, 2 контрольных тестирования. Данная программа направлена на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 6 классе, умения работать с текстом, анализировать произведения с точки зрения языковых, художественных особенностей, стиля. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; - развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности. Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать). Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. Это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный и художественный, становится объектом пристального внимания не только в процессе изучения раздела «Текстоведение», но и на каждом уроке русского языка. Учебник С. И. Львовой и В. В. Львова включает богатый текстовый материал, предназначенный для работы по орфографии и пунктуации, языковых разборов, типологического и частичного стилистического анализа. Но ведущая цель работы включает следующие необходимые этапы: выразительное чтение и смысловой анализ текста. Звучащая на каждом уроке выразительная речь – это одно из основных условий осознания эстетической функции изучаемых языковых явлений. Поэтому в программе предусмотрена систематическая работа по формированию навыков внимательного отношения к звучанию слов, к его произнесению, и при прочтении художественного текста, и при прочтении текстов деловых или научных, и в живом диалоге. В шестом классе ребята совершенствуют умение использовать в соответствии с учебной задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое. При оценке чтения учащихся принимаются во внимание не только выразительность и темп, но и осмысленность. Показателями достаточного осмысления прочтённого текста является способность учащихся сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать соответствующий заголовок, ответить на вопросы по содержанию. Особое внимание при работе над анализом содержания необходимо уделять точному и полному отражению темы и идеи текста в ответах учеников. В шестом классе продолжается работа по овладению способами успешного освоения теоретического материала (информационной переработки) - умением составлять план текста (простой, сложный; на основе вопросов, на основе предложений, содержащих тему каждой части; тезисный; план-конспект); вопросы по теоретическому материалу; конспекты разных типов (текстовый, выборочный, в форме тезисов) и т. д. Все эти задания отражены в тематическом и поурочном планировании. Вокруг чтения сосредотачивается разнообразная работа, связанная с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельности, и прежде всего – с развитием способности создавать собственные устные высказывания, так как это один из основных способов демонстрации умения понимать и усваивать прочитанное. Говорение. «Программа по русскому языку» С. И. Львовой построена таким образом, что устная речь учащихся становится объектом пристального внимания. На протяжении всего курса обучения русскому языку и в шестом классе в частности в соответствии с программой организуется систематическая работа по формированию навыков построения развёрнутых устных высказываний различного типа на лингвистические и свободные темы, по формированию культуры устного ответа. Система типовых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку и совершенствование следующих умений: • выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теоретического материала учебника; • передавать в устной форме содержание средств графической наглядности: таблиц, схем, рисунков; • создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным планом, в том числе текст, содержанием которого является языковой разбор; • составлять и излагать ответ с опорой на приведённые в упражнении примеры; • создавать ответ на основе предлагаемых тезисов; • высказывать свою точку зрения на различные проблемы в устной форме с учётом требований, предъявляемых к тексту как единице речи; • выстраивать текст-рассуждение различной степени развёрнутости по содержанию данных высказываний (пословиц, высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей). Овладению культурой общения способствуют упражнения по речевому этикету. Слушание. Совершенствование навыков устной речи сопровождается обучением слушанию – умению полноценно воспринимать устные высказывания и озвученную письменную речь. Письмо. Курс русского языка С. И. Львовой организован таким образом, что каждый урок становится уроком развития речи – и устной, и письменной. Систематическая работа в этом направлении в рабочей программе способствует развитию следующих речемыслительных и языковых умений и навыков: • раскрывать предлагаемую тему; • свободно излагать свои мысли и чувства в письменной форме: выражать отношение к содержанию устных и письменных высказываний, к предмету наблюдения, к явлениям окружающего мира; • использовать в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание); • использовать определённые языковые средства в зависимости от темы и цели высказывания; • самостоятельно следить за правильностью орфографического, пунктуационного, грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний; • использовать средства речевой выразительности. Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры в шестом классе – пять - семь предложений, но к указанному объёму нужно относиться как к примерному. В шестом классе продолжается систематическая работа с типовыми упражнениями по формированию навыков правильного письма. Слова или словосочетания из орфографического минимума включаются учителем в предлагаемый шестиклассникам дидактический материал. Методическая система С. И. Львовой ориентирована на развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой и моторной. Ориентируясь на детей с разными типами восприятия, программа предполагает дифференцированный подход в обучении на каждом уроке. Программой предусмотрено использование разных способов предъявления материала: тексты, тезисы, таблицы, схемы, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, рисунки, репродукции картин. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32). Основные умения и навыки (6 класс) Речевая деятельность. Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план. Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; уместно использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее) в зависимости от коммуникативной задачи; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты. Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения. Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции. Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи. Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи. Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов. Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания. Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма. |