Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 130.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.11.2013
Размер130.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


МКОУ Горнобалыклейская средняя общеобразовательная школа Дубовского района Волгоградской области

Конспект урока

Тема: « Высота, тембр, громкость звука»
9 класс

Выполнила: Калашникова

Татьяна Алексеевна,

учитель физики

МКОУ Горнобалыклейская СОШ


2012г.

Раздел II «Механические колебания и волны. Звук».

Урок 35/8
Тема урока «Высота и тембр звука. Громкость звука».
Цели урока:
- ввести основные характеристики звука: высота, тембр, громкость; выяснить зависимость высоты звука от частоты колебаний и громкости звука от амплитуды колебаний; определить значение звука в жизни человека;

- обеспечить развитие аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников, познавательных интересов в области знаний о звуке, расширение кругозора; продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, выделять главное, строить ответ с помощью обобщенных планов;

- воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления.
Тип урока:

Урок изучения новых знаний.
Форма урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Оборудование для демонстраций: камертон, молоточек камертона, прибор для демонстрации зависимости высоты звука от частоты, штатив, муфта, лапка, шарик на нити, гитара, фонограмма женских и мужских голосов, дополнительная литература, энциклопедии, справочники.

Демонстрации:

1. Зависимость высоты звука от частоты колебаний.

2. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

План урока:

  1. Организационный момент. – 30 сек.

  2. Актуализация опорных знаний. Анализ знаний и умений учащихся, полученных на прошедших уроках. – 10 мин.

  3. Основная часть. Изучение нового материала. – 25 мин.
    1. Постановка цели.

2. План изучения (этапы познания).

3. Результаты изучения (проекты слайдов к презентации по теме урока)

4. Отчет творческих групп.

IV. Закрепление изученного материала. (самооценка учащегося и взаимопроверка).

- 7 мин.

V. Рефлексия. Подведения итогов. – 2 мин.

VI. Домашнее задание. - 30 сек.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Презентация к уроку. Слайд 1.

Задание № 1.

Заполните таблицу «Соответствие».

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ
















Вопросы:

1.Звук – это …

2.Источник звука – это …

3.Приемник звука – это…

4.Ультразвук – это…

5. Инфразвук – это…
Ответы:

А. … ухо человека.

Б. … колебания с частотой более 20кГц.

В. … механические колебания, происходящие с частотой от 20Гц до 2000Гц

Г. … колебания с частотой менее 20Гц.

Д. … колеблющееся тело.

Задание № 2 Слайд 2

Используя график зависимости х(t) определите амплитуду, период колебаний. Найдите частоту колебаний.


Задание № 3.

Какое из тел, способное совершить колебания не является источником звука?
Поменяйтесь рабочими тетрадями, выполните взаимопроверку, запишите число правильных ответов. Слайд № 3.


  1. Изучение нового материала.

Слайд № 4.

Человек живет в мире звуков. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки животных и насекомых, звуки музыкальных инструментов.

Давайте прослушаем звучание 2-х разных струн гитары, (учитель привлекает в помощь ученика.) и фонограммы мужского и женского голоса.

Какие звуки мы слышим?

Звуки баса ниже звуков тенора, сопрано выше альта. Звуки бывают высокие и низкие. Значит, разная высота звука.

А теперь послушаем звучание камертона.

Демонстрация «Звучания камертона при сильном и слабом ударе молоточка по его ветви»

Чем отличаются звуки?

Звуки бывают громкие и слабые.

Значит, разная громкость звука.

Выяснили, звуки отличаются высотой и громкостью.

Как вы думаете, от чего зависит высота и громкость звука? Ваши предположения.

Чтобы ответить на данные вопросы, надо рассмотреть тему урока «Высота, тембр, громкость звука». Запишем тему в рабочую тетрадь.

Слайд № 5.

Организуем нашу работу по группам(4 группы по 4 человека)

Каждая группа получает индивидуальное задание, оборудование, дополнительную литературу и обобщенный план изучения.

Цель работы каждой группы: составить проект презентации по заданию.

План.



  1. Прочитать текст учебника.

  2. Выделить в тексте структурные основные элементы научных знаний.

  3. Выполнить опыт по инструкции.

  4. Подготовить сообщение для устного ответа и проект презентации.

  5. Составить качественную задачу.

Карточка №1 (группа №1)

Тема: «Высота звука».

  1. Прочитайте §35, стр. 118-119 учебника.

  2. Выберете нужную вам информацию.

  3. Выполните опыт по рис. 74 учебника:

а) выясните, как влияет частота вращения диска на частоту колебаний пластинки и издаваемый звук;

б) задавая прибору постоянную скорость вращения и подставляя пластинку к разным дискам, выясните, как зависит высота звука от частоты колебаний пластинки

4. Подготовьте текст устного

выступления, содержащего

ответы

на вопросы:

а) С какой целью и как

проводился опыт, вывод;

б) Опишите опыт, в

результате которого были

получены следы от

колеблющихся ветвей

камертона (рис.75);

в)от чего зависит высота

звука?

Подготовьте проект

презентации.
5. Составить качественную задачу.

Карточка № 2 (группа № 2)

Тема: «Громкость звука».

1. Прочитайте § 36, стр.121

учебника

2. Выделите в тексте основные

элементы знаний о громкости

звука.

3. Выполните опыты:

а) Слегка ударьте

молоточком по

одной ветви камертона.

Зафиксируй­те уровень

громкости

звука. Заглушите камертон и

ударьте по нему сильнее,

чем в первый раз. Как

изменилась громкость звука?

б) выполните опыт по рис.

72, учебника стр. 116

4. Подготовьте текст устного

выступления, содержащего

ответы на вопросы:

а)с какой целью ставились и

как

проводились опыты, вывод;

б)как изменится громкость

звука, если уменьшить

амплитуду колебаний его

источника

в)от чего зависит громкость

звука?

Подготовьте проект

презентации


  1. Составьте качественную

задачу.
Карточка№3 (группа № 3)

Тема «Тембр звука».

1. Почитайте текст §35 стр.

119-120.

2. Выделите в тексте элементы

знаний о тембре звука.

3. Прослушайте звучание

камертона, гитары.

4. Подготовьте ответы на

следующие вопросы:

а) Что называется чистым

тоном?

б) Что такое основной тон и

обертоны звука?
в) Что такое тембр звука?


г) Чем определяется высота

звука?

д) Чем определяется тембр

звука?
Подготовьте проект

презентации


  1. Составьте качественную задачу.


Карточка №4 (группа № 4)

Тема: «Влияние громких звуков на здоровье человека»

  1. Прочитайте § 36 (стр.121-122).

  2. Выделите в тексте элементы знаний о единицы громкости и воздействии громких звуков на здоровье человека.

  3. Используя дополнительную литературу:

а) «Большая энциклопедия эрудита». М. «Махаон» 2004 г. стр. 316.

б) С.Г. Бернатосян «Эрудит: рекорды природы и человеческой деятельности» Минск «Асар» 1994г. стр. 104.

в) А. Крейг, К. Росни. «Наука: энциклопедия» «Росмэн» М.1994.

Составьте шкалу уровня

громкости звуков.

4. Подготовьте текст устного

выступления, содержащего

ответы на вопросы:

а) Назовите единицы

громкости и уровня

громкости звука.

б) Звук какой громкости

вызывает у человека болевые

ощущения?

в) Как отражается на здоровье

человека систематическое

действие громких звуков?

Подготовьте проект

презентации
5. Предложите специальные

меры которые можно и нужно применять в больших городах, поселках, домах для уменьшения шумов?
После изучения нового материала, начинается обсуждение индивидуальных заданий.

Слайды № 6-9

  1. Закрепление изученного материала.

Тест Слайд № 10.

  1. Чем определяется высота звука?

А. Длиной волны.

Б. Частотой колебания.

В. Амплитудой колебания.

Г. Фазой колебаний

2. Чем определяется громкость

звука?

А. Длиной волны.

Б. Частотой колебания.

В. Амплитудой колебания.

Г. Фазой колебаний

3. Болевой порог слышимости

превышает …

А. 80 дБ

Б. 20 дБ

В. 130 дБ

Г. 170 дБ

4. Ответить на вопросы

составленных качественных

задач.



  1. Рефлексия Слайд № 11.

Ответить на вопросы:

  1. С каким настроением вы работали?

  2. Довольны ли собой?

  3. Комфортно ли было работать в малой группе?

  4. Какие затруднения возникли при выполнение работы?

  5. Как вы можешь преодолеть свои учебные проблемы?

  1. Домашнее задание

Слайд № 12.

§35,§36. упр. 30 № 1,2.

учебника А.В. Перышкин,

Е. М. Гутник 9 класс 2007


Учащиеся готовятся к уроку.
Учащиеся заполняют таблицу письменно в рабочей тетради

Задание №1.

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ

В

Д

А

Б

Г


Решают графическую задачу. Ответы записывают в рабочую тетрадь.

Задание № 2 .

А=5м,

Т=4с,

1/Т=1/4с=0,25Гц.


Записывают в рабочую тетрадь ответ.

1. 2.


Учащиеся проводят взаимопроверку.

Отмечают количества правильных ответов.

Слушают звучание 2-х разных струн гитары, звучание фонограммы мужского и женского голоса.


Разные звуки: один – более низкий, другой более высокий.

Звуки мужского голоса более низкие, чем звуки голоса женщины.

Слушают звучание камертона.
При сильном ударе камертон звучит громче, при слабом – тише.


Учащиеся выдвигают гипотезы, пытаются объяснить возникшую проблему.


Учащиеся записывают тему урока.

«Высота, тембр, громкость звука».

Класс делится на 4 группы по 4 человека

в каждой. Каждая из них получает индивидуальное задание, оборудование, дополнительную литературу и обобщенный план изучения.


Учащиеся приступают к выполнению задания.

Чем быстрее вращается диск, тем больше частота колебаний пластинки и тем выше издаваемый ею звук
Звук будет тем выше, чем больше число зубьев на пластинке, т. е. чем больше частота колебаний пластинки.
Объясняют схему прибора, называют цель, делают вывод, сравнивает следы камертона на рис.75, отвечают на вопросы

Вывод: Высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше частота колебаний источника звука, там выше издаваемый им звук.


Учащиеся работают над презентацией (вырезают, клеят, рисуют).

Составляют качественную задачу.
Учащиеся приступают к выполнению задания.


Чем сильнее удар по ветви камертона, тем громче звук.
Проделав опыт, делают вывод.

Вывод: Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.
Объясняют схему прибора, называют цель, делают вывод.

Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.

Учащиеся работают над презентацией (вырезают, клеят, рисуют).

Составляют качественную задачу.
Учащиеся приступают к выполнению задания.
Готовят ответы на вопросы.
Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты.

Самая низкая частота сложного звука называется основной частотой, а соответствующей ей звук определенной высоты- основным тоном. Все остальные тоны называются обертонами.

Обертоны определяют тембр звука, т.е. такое его качество, которое позволяет нам отличать звуки одних источников от звуков других.

Высота звука определяется высотой его основного тона: чем больше частота основного тона, тем выше звук.

Тембр звука определяется совокупностью его обертонов.

Отличие этих звуков обусловлено разным набором обертонов.
Учащиеся работают над презентацией (вырезают, клеят, рисуют).

Составляют качественную задачу
Учащиеся приступают к выполнению задания.


Готовят ответы на вопросы.
Единица громкости звука называется сон.

Уровень громкости звука измеряется в фонах, в некоторых случаях - в белах (или децибелах).

Предельно допустимая громкость звука для человека на должна превышать 110дБ. Звук громкостью 130дБ вызывает у человека болевые ощущения

Неблагоприятно отражается на здоровье. Появляются симптомы шумовой болезни: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышенное артериальное давление.

Прелагают меры для уменьшения шумов: а) запрещение звуковых сигналов автомобилей в городах;

б) звукоизоляция в домах, и т.д.

В рабочей тетради ученики делают таблицу. Отвечают на вопросы теста.

В

1

2

3

О

Б

В

В


Производят взаимопроверку.

Устные ответы учащихся.


Идет диалогическое общение

Записывают домашнее задание




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск