Скачать 2.41 Mb.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 2 Обзор русской литературы первой половины XIX века 09 Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; работа со словарём литературоведческих терминов Знать основные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития. Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя История, исторический фон эпохи(«дней Александровых прекрасное начало», война 1812 года,восстание декабристов, Николаевская реакция, оживление вольнолюбивых настроений). Полемика западников и славянофилов о путях развития России I Работа со словарём, ] запись лекции учителя Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее); выразительно читать стихотворения «Погасло дневное светило», «Элегия» № Художественные открытия лирики А.С. Пушкина 09 Краткий обзор жизни и творчества А.С. Пушкина. Романтическая лирика периода Южной и Михайловской ссыпок. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека («Погасло дневное светило», «Элегия») Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений. Исследовательская: анализ текста стихотворений, поиск в них черт романтического ви- Знать особенности романтической лирики Пушкина. Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы, соотнося стихотворения с литературным направлением; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему Литература: .особенности русского романтизма: В.А. Жуков-|ский, поэты | «пушкинской I плеяды» , (Е.А. Баратын-. ский, К.Н. Батюш-| ков, П.А. Вязем- ! СКИЙ). ' Ответить на во-| прос: чем близки I Пушкину роман-I тические произ-| ведения В.А. Жуковского, Е.А. | Баратынского, | К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского? Выразительное чтение стихотворений; индивидуальное сообщение об особенностях лирического героя А.С. Пушкина; ответы учащихся на проблемные вопросы: чем отличается романтиче-ская.лирика Пушкина периода Южной ссылки от сти- Выразитель-но читать стихотворения «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пинде-монти». Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений. Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Пушкин и декабристы» № Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина 09 «Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм. Вольнолюбивые мотивы, политическое и философское осмысление поэтом темы свободы. Восприятие свободы как высшей жизненной ценности(«Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пинде-монти») дения мира; доклад «Особенности пушкинского лирического героя» Рецептивная: ЧТЩ ние и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на про-I блемные вопросы, I комментированное чтение стихотворе-1 ний. Исследовательская: анализ текста стихотворений, индивидуальное сообщение «Пушкин и декабристы» Знать: основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве; анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему История: Пушкин и декабристы. Ответить на вопрос: какое отражение получили идеи участников «Союза благоденствия» в оде А.С. Пушкина «Вольность»? хотворений поэта, написанных в Михайловском; почему увлечение романтическими идеалами в зрелом творчестве поэта уступает ме-сто реализму? Выразительное чтение стихотворений; индивидуальное сообщение о влиянии декабристских идей на творчество А.С. Пушкина. Ответы учащихся на проблемные вопросы:какую эволюцию претерпели вольнолюбивые мотивы в лирике А.С. Пушкина; как в творчестве поэта сочетаются элегический и одический романтизм? Выразительно читать |стихотворе- : ния «Подражания Кора- I ну», «Вновь я :посетил», «Отцы пус- 'тынники и жены непорочны», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений Религиозно-философская лирика А.С. Пушкина «Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии А.С.'Пушкина (любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия). Анализ стихотворений «Подражания Корану», «Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Сравнительный анализ текста молитвы преподобного Ефрема Сирина и стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны» Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений. Исследовательская: анализ текста стихотворений, составление к ним религиозно-философского комментария 6 Знать,какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт ' обратился к их ре-Iлигиозно-философскому ос-I мыслению. Уметь анализировать и интерпрети-; ровать стихотворе-!ния с позиции их !религиозно-I философского ос-' мысления; сразни-! вать художествен-, 1 ные произведения ' и внетекстовые материалы; вырази-1 тельно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения Текст молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, лю-боначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» 8 Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ текста молитвы и стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны»; ответы учащихся на проблемный вопрос: почему от «чистого афеизма» молодых лет в конце жизни Пушкин приходит к осмыслению вечных истин? Прочитать поэму «Медный всадник», ответить на во-!прос: Какое I развитие на-; шла в поэме 'тема «маленького человека»? ■ 10 11 4,4 «Великое» и «малое» в поэме АС. Пушкина «Медный всадник» 09 Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение гворчества Пушки- Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста произведения. Репродуктивная: осмысление сюжета произведения,изображённых в нём событий и характеров. Продуктивная творческая: выразительное чтение эпизодов поэмы; устное словесное Знать идейнс-| художественные особенности г^рэмы ! «Медный всадник», I понимать, в чём | заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека»; каково значение творчества История: преобразовательная деятельность Петра Первого. Литература: образ маленького человека в повести АС. Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинели» Н.В Гоголя. Ответить на вопрос: почему именно Пушкин Выразительное чтение; устное словесное рисование; сравнительный анализ; ответы на проблемные вопросы: в чём смысл представленного в произведении Пушкина кон-трпста «мед| Подготовить I индивиду-| альное сооб-| щение на тему «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова»; выразительно читать стихотворения «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне ■ на для русской и мировой культуры рисование. Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста со скульптурными произведениями; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ тех произведений Пушкина и Гоголя, в которых нашёл воплощение образ «маленького человека» Пушкина для русской и мировой культуры. Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной симзолики в раскрытии идеи «Медного всадника»; сравнивать пушкинский «Медный всадник» и знаменитый памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа первым в русской литературе создал образ «маленького человека»? Скульптура: памятник Петру работы Фальконе (1782 г.). Вдохновенное лицо императора, созданное- М. Калло. Ответить на вопросы: смогли ли авторы памятника Петру Первому передать величие личности русского императора? Близок ли «Медный всадник» Пушкина образу государя, созданному Фальконе? ного всадника» и «маленького человека»; разрешим ли конфликт частного лица и державной власти? с молитвою...»), «я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений Адресаты любовной лирики М.Ю Лермонтова // 0.9 Жизнь и творчество (обзор). Адресаты любовной лирики Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви. Анализ стихотворений' «Нищий». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобой». «Нет. не тебя Рецептивная: чте-'ние и полноценное восприятие стихотворений. Продук-| тивная творче-I екая: выразитель-' ное чтение стихо-I творений. | Поисковая: установление* ассоциа-[ тивных связей художественного тек-! ста с произведе-| ниями живописи; I самостоятельный Знать адресатов любовной лирики | Лермонтова-, йс-' новные положения | пушкинйкой и лер-! монтовской кон-' цепции любви и их I отражение в худо-' жественном твор-! честзе поэтов. Уметь анализиро-!вать и интерпретировать стихотворе-! ния; сравнивать ху;;г--.ттпом"' 'о Литература: любовная лирика А.С. Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновение...» и ДР)- Ответить на вопрос: чем отличаются пушкинская и лермонтовская концепции любви? Изобразитвль-ное искусство: Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ стихотворений; работа ! с внетексто-! выми мате-' риалами (мемуарами, 'воспомина-: ниями, запис-(камй и т.д.); ответы на Выразительно читать стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...». так пылко я люблю...». Противостояние «-красоты блистания» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и охладелого сердца поиск ответа на проблемные вопросы. Исследователь -екая: сравнительный анализ произведений Пушкина и Лермонтова о любви, подготовка индивидуального сообщения «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова» с помощью ^' внетекстовых ма-' териалов произведения Пушкина и Лермонтова о любви; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; находить нужную информацию в источниках разного типа,систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему портреты Е.А. Сушковой (рис. М.Ю. Лермонтова на рукописи стих. «Стансы»), Н.Ф. Ивановой (рис. В.Ф. Бинкемана), В. Лопухиной в образе испанской монахини (акварель М.Ю. Лермонтова), Е. Бы-хозец. Ответить на во- прос: что объе- диняет женские образы,вопло- щённые на порт- ретах, и в чём их различие? проблемные вопросы: способен ли лирический герой Лермонтова сказать при расставании: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим...»? В чёмпричина трагического одиночества героя Лермонтова? Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений Художест- ' венный мир поэзии М.Ю. Лермонтова и 09 Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием в стихотворениях «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...». Углубление понятий о роман-тизме и реализме в ] Рецептивная: чте- |