Скачать 36.7 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА В 4 КЛАССЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) Тема: Басни. Русские баснописцы. Материал к уроку: Крылов Иван Андреевич. Стрекоза и муравей. Учебные задачи: 1) познакомиться с басней Крылова И.А. «Стрекоза и муравей; 2) закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец»; 3) учить работать с текстом басни:
4) учить сравнивать басни разных баснописцев (форма, содержание, сюжет, мораль). Учебные умения: 1) правильно называть басню и определять мораль; 2) сравнивать басни: сюжет, форму, мораль; 3) выразительно читать тексты басен. ХОД УРОКА:
Учитель: На прошлом уроке мы с вами закончили изучение большой темы «Произведения зарубежных писателей». А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, проведем игру-тест «Вспомни и назови». Игру проведет с вами Таня. Она будет зачитывать отрывки из знакомых вам произведений, изученных во 2 и 3 классах, а вы – выбирать правильный ответ из предложенных вариантов. Приготовьте листочки. На нем пишите номер вопроса и номер соответствующего произведения. НА ДОСКЕ:
(1 ученик работает у доски; после окончания работы- взаимопроверка; правильные ответы: 1-7, 2-6, 3-4, 4-3, 5-5; отрывки из произведений берутся произвольные). 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО. Учитель:- Как одним словом можно назвать все эти произведения? (басни) (Открываются тема и задачи урока, сообщаются детям). - В ходе самостоятельной работы – выполнения теста- вы вспомнили некоторые басни. С ними мы знакомились и во 2, и в 3 классе. А кто помнит, что же такое басня? (дети высказываются) - Сейчас вы сами прочитаете в учебнике статью на стр .33, отметите карандашом то предложение, в котором, по вашему, заключается определение понятия «БАСНЯ». (дети работают) - Правильно вы сказали, что в каждой басне есть нравоучение, поучение или мораль. - Назовите самого известного русского баснописца. (Крылов И.А.) (на доске - опорные слова: БАСНЯ, МОРАЛЬ, БАСНОПИСЕЦ, а также портрет И.А.Крылова) -Мы знакомились с творчеством Крылова в 3 классе. Кто-нибудь помнит что-то из его жизни, творчества? (дети отвечают) Арина и Аня приготовили для вас сообщение об этом человеке. Послушайте. (материал о Крылове И.А. взят из книги: Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. Чтение.- М.:Филол. О-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 год, материал на 19стр.) Аня Марулина приготовила для сегодняшнего урока выставку книг Крылова И.А. (выступает, а дети ее слушают) Учитель: - Сегодня на уроке мы знакомимся с 1 из басен Крылова И.А. – «Стрекоза и Муравей». Сейчас вы посмотрите мультфильм и по ходу просмотра приготовитесь отвечать на вопросы, помогающие лучше проанализировать басню, понять ее смысл. Работать будете по группам, у каждой группы свои вопросы. ВОПРОСЫ: 1.Почему это произведение считается басней. 2. Попробуйте передать основную мысль, мораль этой басни. 3. Как написана басня – прозой или стихами. Назови рифмы. 4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне? 5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися? 6. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что- поучительным? ФИЗПАУЗА Проверка работ групп. Продолжение анализа басни: - Представьте стрекозу. Какой она изображена в басне? (легкомысленная, беззаботная, хвастливая) - Как ее называет автор? (попрыгунья) (вывешивается иллюстрация Стрекозы) - Он ее осуждает или смеется над ней? - А вы как относитесь? - Каким изобразил Крылов Муравья? - Как он относится к своему герою? - А вы как относитесь? ( Вывешивается иллюстрация Муравья) - Дома к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде. Посмотрите на них и скажите, какие пословицы ближе всего подходят к морали этой басни. ( дети работают). - Сейчас вы самостоятельно приступите к чтению басни, по ходу чтения будете расставлять логические ударения, паузы, то есть готовиться для выразительного чтения и одновременно - к чтению по ролям, подписывая карандашом роли. При подготовке к чтению по ролям можно объединиться в группы, приготовить сценку. Не забывайте про тон речи каждого героя. Кто будет готов, поднимите руку. ( перед чтением басни разбирается значение слова «мурава»). Дополнительное задание: страница 35, прочитать басню «Стрекоза» и сравнить с басней «Стрекоза и Муравей» по плану: 1. Содержание. 2. Сюжет.
Дети работают в группах, а затем выслушиваются ответы и выступления всех. Оценивание – по памятке. 4.ИТОГ УРОКА, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Выучить басню наизусть. 2. Придумать кроссворд по басням Крылова (по желанию). |