Скачать 279.11 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплиныДеловое общение для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы: Свиридова Людмила Васильевна, профессор, к.психол.н. sviridova@sinn.ru Одобрена на заседании кафедры Общего и стратегического менеджмента «___»____________ 2012 г. Зав. кафедрой А.Г. Городнов Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012 г. Председатель Т.В. Радаев Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин ________________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: - ОрОС НИУ ВШЭ по направлению 080200.62 «Менеджмент» - рабочим учебным планом университета по направлению 080200.68 «Менеджмент», утвержденным в 2012г. 2. Цели освоения дисциплиныДисциплина «Деловое общение» носит ориентационный и прикладной характер (в различных разделах). Она призвана сформировать у студентов необходимые представления и навыки работы в сфере эффективных коммуникаций и ведения переговоров. Различные разделы программы предполагают ознакомительный и креативный уровень изучаемого в них материала. Целями освоения дисциплины являются формирование знаний, умений, навыков для подготовки высококвалифицированных специалистов в области эффективного управления с использования ими в практической и научной исследовательской деятельности основ знаний в области эффективных коммуникаций и ведения деловых переговоров, организации и ведения совещаний, искусства презентаций. Изучение дисциплины «Деловое общение» преследует цель сформировать у студентов системное представление о природе эффективных коммуникаций и ведения деловых переговоров, организации и ведения совещаний, искусства презентаций, технологиях нейро – лингвистического программирования личности ( NLP), транзакционного анализа человеческих отношений и ряда других технологий, его основах как отрасли научного знания и формы социальной и профессиональной практики. Преподавание данной дисциплины также призвано развить у студентов основы технологической культуры эффективных коммуникаций и ведения деловых переговоров, организации и ведения совещаний, искусства презентаций как фактора повышения качества профессиональной деятельности в организации и совершенствования личных управленческих компетентностей. Основными задачами изучения учебной дисциплины являются: - углубленное понимание студентами действия закономерностей и принципов делового общения, лидерского поведения в деловом общении, формирования эффективных навыков общения и коммуникаций и их взаимосвязи с деятельностью организации; - формирование знаний, навыков и умений студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности и дальнейшего самообразования как руководителей и специалистов организаций различного типа; - ознакомление обучаемых с технологиями эффективного и профессионального делового общения. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к факультативами, обеспечивающим подготовку бакалавра Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
Подразумевается текущий и итоговый контроль. В процессе текущего контроля оценивается работа студентов на семинарских занятиях (степень подготовленности и активность участия в групповых обсуждениях), также предусмотрено написание эссе. Итоговый контроль осуществляется посредством проведения письменного зачета в виде контрольной работы. При проведении зачета в письменной форме используются следующие критерии: "10 баллов" – представлен подробный разбор поставленных проблем в вопросах контрольного теста с использованием основных положений дисциплины, ответы на дополнительные вопросы контрольного теста подтверждают глубокие знания дисциплины. "8-9 баллов" - ответы на вопросы контрольного теста показывают безупречное владе- ние текстом лекций, умение сопоставлять, анализировать материалы лекционных занятий. "7 баллов" – подробное изложение по вопросам контрольного теста есть 1 ошибка в ответах. "6 баллов" – умение сформулировать по вопросам контрольного теста есть 2 ошибки в ответах. "5 баллов" - не вполне четкое изложение по основным формулировкам вопросов кон- трольного теста, есть 3 ошибки в ответах. "4 балла" – отсутствие ответов по основным формулировкам у 4 вопросов. "1-3 балла" – отсутствие ответа по 5 вопросам теста 7. Содержание дисциплиныТема 1. Основные понятия и принципы делового общения Понятие «деловое общение». Основа деловых переговоров – эффективные коммуникации. Природа коммуникаций, суть межличностных коммуникаций Коммуникационные барьеры коммуникации и высокоэффективное рабочее место. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 6 Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 2. Коммуникации в организациях. Континуум коммуникаций. Выстраивание коммуникаций в деловом общении. Технологии эффективного распространения информации. Двусторонняя коммуникация в деловом общении. Межличностные коммуникации ( техники NLP, транзакционный анализ человеческих отношений) Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 10 Основная литература по теме: 1. Дудина И.А. Деловые переговоры. Искусство и ремесло. - Ростов-на-Дону: Феникс, ВолГУ, 2010. Дополнительная литература по теме:
Тема 3. Технологи и методы эффективных коммуникаций в деловом общении. Эффективные и продуктивные коммуникации. Невербальные коммуникации, активное слушание, коммуникационные барьеры. Организационные коммуникации ( формальные и неформальные каналы, коммуникационные потоки и их направления, коммуникационные сети) Количество часов аудиторной работы: 8 Объем самостоятельной работы: 10 Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 4. Суть понятия переговоры. Стратегия и тактика переговоров Содержание темы: Понятие «деловые переговоры». Отличие деловых переговоров от других видов переговорного процесса.. 4 основных принципа ведения переговоров: экологичность, глубина, вариативность, объективность. 4 стратегии ведения переговоров. Многомерность переговорного процесса. Переговорные ценности, переговорная методология. Понятие «НАОС» – наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению. Цели переговоров. 8 стадий переговорного процесса. Информационная подготовка к переговорам. Тактическая подготовка к переговорам. Мягкий, жесткий, принципиальный подход к переговорам. Типичные ошибки переговоров. Основные причины срывов переговоров. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 10 Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Формы и методы проведения занятий по теме: проведение тренингов, проведение психологического тестирования. Тема 5. Психологическая подготовка к деловым переговорам. Цели и результаты переговоров. Ситуации и культура ведения переговоров. Этические аспекты переговоров, готовность ведения переговоров в трех ситуациях, существование культурных различий, временная ориентация, склонность к коллективизму или индивидуализму, дистанция власти. Работа со стрессом в деловом общении. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 8 Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Формы и методы проведения занятий по теме: проведение тренингов, рассмотрение кейсов на семинарах, проведение психологического тестирования. Тема 6. Особенности ведения переговоров: управление вопросами; работа с возражениями; конфликты и манипуляции. Использование вопросов в переговорах и деловом общении (формулирование вопросов, правильные вопросы, хорошие вопросы формулирование необходимых вопросов перед началом переговоров и делового общения.) Особенности возражений и умение слушать. Информационные шумы и барьеры слушания. Эффективная работа с возражениями во время переговорного процесса и делового общения. Примеры стандартных возражений (Кейс Компания Франческо Донни «Работа в возражениями». Уровни конфликта. Процесс разрешения конфликта. Приемы «программирования» собеседника. Рефрейминг в деловых переговорах. Раппорт и пейсинг в переговорах и деловом общении. Манипуляции в деловых переговорах Приемы манипулирования, психологические уловки. Приемы дипломатических манипуляций, логических манипуляций, манипуляций давления. . Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 8 Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Формы и методы проведения занятий по теме: проведение дискуссий, рассмотрение кейсов на семинарах, рассмотрение видео материалов на семинарах Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 10 Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Формы и методы проведения занятий по теме: проведение деловых игр, дискуссий, рассмотрение кейсов на семинарах, рассмотрение видео фрагментов из фильмов, выступлений политиков, профессиональных переговорщиков. Количество часов аудиторной работы: 6 Объем самостоятельной работы: 10 Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Формы и методы проведения занятий по теме: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, рассмотрение кейсов на семинарах, рассмотрение видео фрагментов из фильмов, выступлений политиков, профессиональных переговорщиков. Тема 7. Деловое общение по телефону и электронной почте. Содержание темы: Телефонные переговоры: достоинства и недостатки. Возможности использования телефонных переговоров. Переговоры посредством электронной переписки: использование электронной почты, социальных сетей. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 6 Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Формы и методы проведения занятий по теме: проведение дискуссий, мастер-классов. Тема 8. Искусство презентации. Определение и классификация презентаций. Презентационные технологии. Различия эффективной и неэффективной презентации. Алгоритм и этапы подготовки презентации, техническое обеспечение презентаций, техники NLP, используемые в подготовке презентаций, палитра презентации. Зоны зрительного контакта со слушателями (социальная, агрессивная и зона бизнес – контакта). Особенности восприятия презентационного материала визуалистами, аудиалистами и кинестетиками. Количество часов аудиторной работы: 6 Объем самостоятельной работы: 10 Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Формы и методы проведения занятий по теме: проведение дискуссий, просмотр фрагментов успешных презентаций.
Учебный курс предусматривает две основные формы аудиторных занятий: лекции (18 час.) и практические занятия (20 час.). В ходе лекций используются современные технические средства обучения: мультимедиа и др.; при проведении практических занятий применяются активные методы обучения: групповая дискуссия, деловая игра, ролевая игра, психологическое тестирование, анализ проблемных ситуаций, тренинги эффективного общения, подготовки и реализации презентаций, тренинги ведения переговоров. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |
Программа дисциплины «Финансовый менеджмент» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | Программа дисциплины для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | Программа дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины английский язык для направления 080200. 62 менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины английский язык для направления 080200. 62 менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины английский язык для направления 080200. 62 менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины Дизайн маркетинговых коммуникаций для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | ||
Программа дисциплины «Управление муниципальным экономическим развитием»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,... | ||
Программа дисциплины «Экономика города и управление урбанизированными... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Налоги и налогообложение» для направления 38.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент... | ||
Программа дисциплины «Социология» для направления 38. 03. 02 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... |