Скачать 70.1 Kb.
|
Открытый урок по обучению грамоте учителя гимназии №1 Рогачевой Н.Н. /1 класс, развивающее обучение Занкова Л.В./ Тема урока: «Разделительные твердый и мягкий знаки». ЦЕЛЬ УРОКА: 1 .Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости согласного звука. 2. Формировать представление о том, в каких случаях пишем Ъ, а в каких разделительный мягкий знак. 3. Формировать последовательно, однонаправлено навыки правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения; обучать работе с текстом, развивать речь, память, внимание, воображение. 4. Воспитывать чувство дружбы, доброты и уважения. ХОД УРОКА.
• Слайд №1 Вот книжки на столе, А вот тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный - Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный! -Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены в волшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет, отгадайте загадку. Тридцать три богатыря Мудрецов богатырей Знает каждый граммотей. (буквы) -А как же сам дворец называется? Буквы - значки, Как бойцы на парад, В строгом порядке Построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все: (алфавит) - Правильно, ребята: -Каждая буква в алфавите имеет свое место. -А что обозначает каждая буква? Его не видно. В руки не взять, Но зато слышно. (звук) Каждая буква в алфавите обозначает звук. -На какие две группы делятся звуки? Звуки делятся на гласные и согласные. - Какие звуки мы называем гласными? Гласные тянутся песенкой звонкой, Могут заплакать и закричать В темном лесу звать и аукать Но не желают свистеть и ворчать. - С помощью чего мы произносим гласные звуки? - Гласные звуки произносятся с помощью голоса. -Какие звуки мы называем согласными? А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть, Но не хочется им петь. - Что мы встречаем при произношении этих звуков? При произношении этих звуков мы встречаем преграды, (зубы, губы, язык). -А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а Вы называть звук. -Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь знаки? -Ъ и Ь знаки не обозначают звуков. -И так, как мы в волшебной стране, мне хочется удивить и порадовать Вас. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами, дарить радость и знания. -Девиз нашего урока. • 2 слайд: «Друзья, ученье нас объединяет». - А вот сердце, в которое объединены все наши сердца и раскрасив его мы узнаем тему нашего урока. Вот Вам волшебная вода, кисточка, краски. Пока ученик раскрашивает сердце. Наполним же наши сердца любовью, добротою. -А теперь посмотрите на доску, что Вы видите? -Мы видим два знака Ъ и Ь . • 3 слайд Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки. -Мы уже сказали, что звуков они не обозначают. Но для чего же тогда они нужны? Вот сегодня мы это и исследуем. - Вспомните, что Вы знаете про мягкий знак. Буква Ь обозначает мягкость согласного звука (мать, жизнь, любовь).
-Ребята, посмотрите на доску. Что нарисовано?
-Напечатайте эти слова. -На какой вопрос отвечают эти слова? -Пьеро - кто? (одушевленный предмет, собственное имя) -Перо — что? (неодушевленный предмет) При произношении слова Пьеро, что мы слышим? ( Слово как будто разрывается). СЕЛ – СЪЕЛ В слове съел тоже слышим разрыв. Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки. /2слайд/ - Посмотрите на наш девиз и назовите слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки. ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ. - А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. З – согл., н – согл., б – согл. Я – гл., е – гл., е – гл. - Какой можно сделать вывод. ВЫВОД 1. /4 слайд/ Разделительные мягкий и твёрдый знаки пишутся после согласных и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. - Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему? Они двузначные гласные. - В каких позициях они образуют двойной звук? 1. В начале слова. 2. После гласной. Это мы знали. А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков. Схемы звукобуквенного анализа слов. ПЬЕРО СЕЛ ПЕРО СЪЕЛ /Схемы, 5 слайд/. Разобрали схемы. - Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Графически похожи эти буквы? Да. /6 слайд/( дети выходят к доске). Б Ь Б Ъ - А в чем различие? -У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево. Мягкий знак - хитрый знак. Не называть его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Был мягкий знак высоковат... Сказали буквы строго: Эй, наклонись немного! И так согнулся он, чудак, Что превратился в твердый знак. - Значит, знаки не только похожи, но и различаются. А различие это дано для того, чтобы знать какой из этих знаков. Поставить в слово, так как они стоят в разных частях слова. -Давайте, исследуем (работа по книге). -Прочитали 2 и 3 столбики слов. - Назовите одинаковую часть слова./ ЕЗД/ - Что это? ( Корень). - Значит слова какие? (Однокоренные).
Новые слова образовались с помощью приставки.
Приставочный. • Слайд № 7. -Чем похожи приставки? Они оканчиваются на гласный звук. Они оканчиваются на согласный звук. -Между какими частями слова написан разделительный Ъ? -Разделительный Ъ написан между приставкой и корнем. -Приставка, оканчивается на какой звук? На согласный. -Корень, начинается с какой буквы? Е. Вывод № 2: Разделительный Ъ пишется после приставки на согласный перед буквой гласного, которая произносится со звуком [й].
ПЬЕРО КОЛЬЯ СОЛЬЮ СУДЬИ - Из каких частей состоит слово? /Слово состоит из корня и окончания/. - В какой части слова стоит разделительный мягкий знак? /Разделительный мягкий знак стоит в корне слова/. - Какой вывод сделаем? Вывод № 3: Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед буквой гласного, которая произносится со звуком [ Й ]. ФИЗМИНУТКА. «Почтальон» -Ребята, почтальон принёс нам письмо. Давайте его прочитаем, • Слайд 9 Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежанье Не пример для подражанья. -Почему тюленье прилежанье не пример для подражанья? - Он очень ленивый. - Прочитайте выразительно, голосом показывая, что мы его не хвалим. -Назовите слова, где есть разделительный Ь знак? (тюленье, прилежанье, подражания) -А почему не назвали слова: тюлень, лень, жаль? -В этих словах мягкий знак смягчает согласный звук, а не разделяет. - Подходит к концу наш урок. - Какая была тема нашего урока? Тема урока: Разделительный твердый и мягкий знаки. -Мы с вами провели исследовательскую работу и сделали выводы. -Какие?
- Вы очень хорошо работали на уроке. Доказали, что наши сердца умеют дружить, любить, давать и получать знания. Так давайте же подарим частицу нашего сердца – наполненного любовью и добротой нашим гостям. /вручение «Валентинок», слайд 10/. Используемая литература:
|