Скачать 102.04 Kb.
|
МОУ Гимназия №1 им. В.Я.Шишкова г. Бежецка Тверской области Спецкурс «Основы исследовательской деятельности» Автор-разработчик - Месюсина Т.А., учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Пояснительная записка В настоящее время идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, но и формированию коммуникативных навыков. Усвоение программы данного курса позволит учащимся приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Курс нацелен на всесторонне развитие способностей обучающихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитие навыков самостоятельной работы с литературой и документами. Цели спецкурса: - познакомить учащихся с основными приёмами исследовательской деятельности и выработать начальные навыки проведения научного исследования; - способствовать развитию мировоззренческого потенциала; - подготовить к обучению в профильной школе Задачи: - научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами научных исследований; - сформировать понятие о сущности исследовательской деятельности; - создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия; - способствовать овладению методологией научного познания; - научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации; - выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления; - создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся. Особенности программы Программа «Основы исследовательской деятельности» является комплексной, рассчитана на обучающихся 8-х классов, проявивших интерес и склонности к научной исследовательской деятельности. Наряду с общетеоретическим материалом по методике научной деятельности, подготовке научного доклада учащиеся получают практические навыки работы с документами, научным текстом, значительно углубляя свои знания по определенному предмету и применяя их на практике. Формы работы: - лекции; - практикумы; - самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой, образовательными и поисковыми ресурсами Интернета; - работа в фондах музее и архивов; - защита исследовательских работ. В результате обучения обучающиеся должны овладеть знаниями о: - методах проведения научных исследований; - основных этапах проведения научных исследований; - основных признаках научного стиля речи; - гигиене умственного труда. Освоив курс, ученики должны уметь: - самостоятельно писать рефераты, доклады; - делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей; -работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию; - формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования; - оформлять исследовательскую работу; - выступать с научными докладами, принимать участие в дискуссии. Ожидаемые результаты Результат обучения по данной программе можно разделить на внешний и внутренний. Внешний результат – это достижения, выраженные в оценке знаний, в реально подготовленном реферате, докладе, исследовательской работе. Внутренний результат – выражается в изменении потребностей обучающихся, в развитии их коммуникабельности, что можно зафиксировать через проведение мониторинга. Отслеживание результатов обучения осуществляется путем наблюдений, анкетирования, собеседований, проведения конференций, защиты исследовательской работы или реферата. Содержание курса Введение (1 час) Предмет, содержание, задачи и структура курса. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Научно-практические конференции ученических исследовательских работ. Деятельность гимназического научного общества «Интеллект». Организация научного труда (1 час) Гигиена умственного труда. Готовность к исследовательской работе. Периодичность и интенсивность умственного труда. Систематичность умственной работы. Смена форм деятельности. Режим дня и питания. Рациональное планирование рабочего времени и оборудование рабочего места. Технические средства для организации исследовательской работы. Наука – элемент цивилизации (1 час) Наука как информационный процесс и элемент цивилизации. Научная деятельность. Этапы научно-исследовательской деятельности. Выявление проблемы исследования. Источники научных исследований. Система научной информации (2 часа) Первичные и вторичные источники информации. Библиотечные фонды. Интернет. Каталоги и картотеки. Классификация каталогов: алфавитный, систематический, предметный, каталог периодической печати. Библиографические указатели. Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации. Устные источники. Встречи с информаторами и запись интервью. Составление картотеки. Методы работы над архивными материалами. Классификация и обработка полученных материалов. Составление библиографии. Выбор темы исследования. Уточнение темы. Научный стиль речи. Научный реферат. Научная статья (4 часа) Формы работы над исследованием и планирование работы. Структура научного текста. Стили речи. Научный стиль речи. Характерные особенности научного стиля: точность, логичность, стилистика, доказательность. Широкое использование абстрактных слов, научных терминов и т.д. Клише. Научная статья. Требования к написанию научной статьи. Рецензирование научной статьи. Научный реферат, его особенности и структура. Формы и способы записи обработанной информации (1 час) Работа над текстом исследовательской работы и оформление отчёта о ходе исследования. План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план. Рекомендации по ведению записей научной информации. Выписки. Тезисы. Цитирование. Конспект как краткое, последовательное, логически связанное изложение содержания текста. Конспекты плановые, текстуальные, свободные, тематические. Советы по оформлению конспекта. Приёмы выделения и разделения текста. Составление глоссария – тематического словаря. Систематизация и классификация собранных материалов. Аннотирование. Выход из «творческого тупика». Методы научных исследований (1 час) Методы как путь исследования. Совокупность приёмов практического и теоретического познания действительности. Методика проведения эксперимента или опыта. Научно-исследовательская работа (6 часов) Основные этапы научного исследования. Объект и предмет научного исследования, его цель и задачи. Основные этапы научного исследования. Составные части научного труда: исследование, изложение результатов исследования, редактирование. Аргументированность выводов. Новизна работы. Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы. Оформление научной работы (титульная страница, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение). Учебно-тематический план курса
План подготовки научно-исследовательской работы
Список литературы для учителя
Список литературы для учащихся 1. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. – М.: Просвещение, 1994 2. Леонтович А.В., Савичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. В кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. – М., 2000 |