Конспект открытого урока по русскому языку
План-конспект урока.
ФИО
| Бобкова Татьяна Викторовна
| Место работы
| ГБОУ СОШ №1000
| Должность
| учитель
| Предмет
| Русский язык
| Класс
| 7 "В"
| Тема и тип урока
| Словообразование наречий (урок закрепления и обобщения)
| Базовый учебник
| Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2007; дидактический материал.
|
Цели урока.
Образовательные
| 1) закрепить знания об основных способах образования наречий;
2) закрепления умения определять способы образования наречий и составлять словообразовательную цепочку;
3) совершенствовать умение образовывать наречия разными способами.
| Развивающие
| 1) развивать познавательные способности учащихся через развивающие вопросы, умение обобщать, делать выводы;
2) развивать мыслительные и творческие возможности учащихся.
| Воспитательные
| 1) воспитывать интерес к истории языка;
2) воспитывать у учащихся внимательность, любознательность.
|
Структура и ход урока.
Этап урока
| Действия учителя
| Действия учащихся
| Орг. момент
1мин.
Проверка д/з.
4 мин. Актуализация знаний.
4 мин.
Закрепление полученных на предыдущем уроке знаний и умений.
| Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для урока у вас есть на столах? Вашим домашним заданием было выписать из текстов упр. 230 наречия и указать способ их образования и их синтаксическую роль в предложении. Проверим, что у вас получилось.
В русском языке существуют слова, образование которых может вызвать некоторые затруднения. Например, наречие ВОСВОЯСИ. Кто подскажет мне, что оно означает? Верно. Но в древнерусском языке это слово писалось раздельно в три слова.
въ своя вьси, что означало "в свои деревни", а в результате сращения получилось наречие ВОСВОЯСИ.
Конечно, гораздо больше в нашем языке наречий, способ образования которых можно определить достаточно легко. Вспомним, с какими еще способами образования наречий мы познакомились на прошлом уроке. А какова наша цель сегодня, как вы думаете?
Записываем число и тему урока в тетрадь: "Словообразование наречий".
- Определите способ образования данных наречий, выделив словообразовательные морфемы: вдали;
медленно;
мягко;
вверх;
когда-то
| Неохотно - приставочный
Несмело - приставочный
Недаром - приставочный
В предложении являются обстоятельствами. Обратно, туда, откуда пришел.
Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение. Отработать и закрепить навык определения способа образования и научиться самим образовывать наречия от разных частей речи.
вдали – (приставочно-суффиксальный);
медленно – (суффиксальный);
мягко – (суффиксальный);
вверх – (приставочный);
когда-то – (суффиксальный).
|
| Взаимоконтроль.
Обменяйтесь тетрадками, исправьте ошибки соседа по парте, поставьте оценку и фамилию проверяющего.
Посмотрите на доску. Перед вами примеры наречий. Определите, каким способом образовано каждое из них и распределите их в таблице, выделяя словообразовательные морфемы.
Непрерывно, совершенно, весело, укоряюще, вслед, никуда, навсегда, несерьезно, доверху, справа, по-прежнему, в-третьих, вполсилы, давным-давно, полулежа, мало-помалу. Часто для того, чтобы правильно разобрать слово по составу, нам нужно не только знать то слово, от которого образовано наречие, но и всю словообразовательную цепочку. давайте потренируемся. Восстановите словообразовательные цепочки: Пример:
Бессильно - бессильный - сильный - сила
Безграмотно – ... – ... – грамота;
безумно – ... – ....– ум;
бесконечно – .... – ....– конец;
Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст.
Слова для вставки: доверху, по-прежнему, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.
Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой. (П.Проскурин)
|
2 человека у доски.
безграмотно – (безграмотный – грамотный) – грамота;
безумно – (безумный – умный) – ум;
бесконечно – (бесконечный – конечный) – конец; Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с непрерывно падавшими сверху потоками воды, несколько раз яростно отряхнулся, затем сел и посмотрел на совершенно промокшую Дашу. Дождь весело шумел в листьях яблони, все по-прежнему кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные доверху водой.
|
Обобщение изученного и подведение итогов.
Домашнее задание
| Воспользовавшись данным текстом, выпишите наречия, образованные:
1) суффиксальным способом – ...;
2) приставочно-суффиксальным способом – ... .
Теперь давайте попробуем самостоятельно образовать наречия. А помогут нам в этом наши любимые фразеологизмы. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) синонимичными наречиями, которые вы образуете от слов, которые у вас даны внизу страницы.
Положа руку на сердце
|
| У черта на куличках
|
| Рукой подать
|
| Битый час
|
| Вверх дном
|
| Душа в душу
|
|
Какими способами могут образовываться наречия.
Как вам кажется, какой способ образования наречий встречается чаще всего почему?
От каких частей речи чаще всего образовываются наречия? Упражнение № 238
Для всех из трех текстов упражнения выписать наречия, образованные суффиксальным способом, и разобрать их по составу.
По желанию, выписать наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом, и разобрать их по составу.
| 1) весело, яростно, совершенно, непрерывно
2) доверху, по-прежнему, сверху.
Честно
Далеко
Близко
Долго
Кувырком
дружно
| |