Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33
План урока
«Нашествие с Востока»
Учитель: Пукас Галина Борисовна
Класс: 6 а
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г.
«История России с древнейших
времен до конца XVI века»
6 класс, М., Просвещение, 2010 г.
г. Таганрог
2013г
Цели урока.
Обучающие цели: изучить причины и последствия монголо-татарского нашествия на русские княжества;
Развивающие цели: развитие универсальных учебных действий (УУД) – развивать умения самостоятельного анализа, обобщения и систематизации учебной информации, выделения главного и существенного, установления причинно-следственных связей (раздробленность княжеств – ослабление армии, и.т.д.), формулирования выводов; развивать рефлексивную культуру учащихся; формировать навыки наблюдения и занесения выводов в опросный лист.
Воспитательные цели: воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки при работе в группе, на примерах героизма русских князей и воинов воспитывать чувство патриотизма, осознание единства как основной силы русского народа.
Оборудование:
дидактический материал: презентация к уроку; «опросный лист» - вопросы к видеофрагментам урока; элементы схем «Правление в Новгороде», «Формы правления в русских княжествах».
практический материал: фрагменты карты – русские княжества (творческое домашнее задание), исторические источники в бумажном и цифровом вариантах.
ТСО: мультимедиа проектор; компьютер.
Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.
Методы работы: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент
1.1. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости.
1.2. Введение в тему урока – видео, вопросы к видео. Слайд 1, опросные листы. 2 мин
1.3. Конкретизация цели и задач урока. Слайд 2-3. 2 мин.
1.4. Запись даты, темы в тетрадях учащимися. 1 мин.
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Повторение тем «Главные политические центры на Руси», «Раздробленность на Руси» через составление из элементов цельной схемы, карты из элементов - 5 мин.
2.2. Вывод: раздробленность усиливала угрозу покорения внешним врагом. Связь изученного с новым материалом через проблемные вопросы.
2.3. Домашнее задание: §12, схема в тетради.
3. Изучение нового материала
3.1. Самостоятельная работа в группах по заданным темам: «Битва на реке Калка», «Взятие Батыем Владимирского княжества», «Поход монголо-татар на Новгород», «Разорение монголо-татарами южных земель»-:
3.1.1. инструктаж – 2 мин;
3.1.2. выполнение работы – 7 мин;
3.2. сверка отобранного материала с работой в паре «экспертов», которые заносят отобранный материал в цифровом формате в презентацию ppt – 7 мин;
3.3. Обобщение отобранного материала с комментариями от групп с помощью полученной итоговой презентации ppt. 10 мин.
Содержание нового материала:
№
| Содержание
| Форма
| Оборудование
| 1
| Битва на реке Калка
Вопросы классу:
Кто обратился к русским князьям за помощью?
В чём заключалось выгодное положение войск Чингисхана?
Какой вывод должны были сделать русские князья после поражения в этом сражении?
Вывод: необходимо было объединить силы княжеств для противостояния внешним врагам.
| Проблемная беседа
Формулируется самостоятельно с записью в тетрадь.
| Слайд №4 - анимационная карта.
Слайд5-7
| 2
| Взятие Владимирского княжества:
Приёмы и тактика монголо-татар;
Попытка объединить войска князей в битве на р. Сить.
| Ответ представителей группы, комментарии учителя.
| Слайд № 8-11
| 3
| Поход на Новгород:
В чём был интерес моголо-татар при захвате г. Торжок?
Почему монголо-татары прозвали Козельск «злым городом»?
Как жители Козельска использовали географическое положение в целях обороны?
Почему монголо-татары не пошли дальше захватывать Новгород?
| Проблемная беседа с комментариями гуппы.
| Слайд№12-15
| 4
| Разорение монголо-татарами южных земель:
Какой город на территории южных земель оказался крупнейшим?
Могло ли означать взятие Киева окончание захвата русских княжеств монголо-татарами?
Почему монголо-татары не продолжили поход в Европу?
| Проблемная беседа с комментариями гуппы.
| Слайд №16-19
|
Закрепление изученного материала: (составление схемы захвата монголо-татарами русских земель в тетрадях) – взаимопроверка. 4 мин.
Рефлексия: Ответ на проблемный вопрос – каковы причины и последствия захвата монголо-татарами русских княжеств? Цель урока реализована. 4 мин.
Для реализации цели мы решили следующие задачи: самостоятельно проговаривается учащимися. Слайд 20-22.
Оценивание за работу на уроке. 1 мин.
Урок закончен. Спасибо за урок! |