Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 150.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.11.2013
Размер150.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Педагогическая концепция на тему: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций)


Багрий Наталья Ильинична, учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с. Бабстово.

«Учитель! Слово – то какое!» - лирично писал А.Фадеев. Каждый из нас при упоминании слова «учитель», мысленно возвращается в свое прошлое и, вспоминая своих учителей, чаще всего воссоздает в памяти не столько профессиональные качества учителя, сколько учителя как личность.

Для меня очень важно, чтобы мои ученики, уходя с урока, не только получили определенный объем знаний и умений, позволяющий осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, приобрели опыт самопознания, но и стали хоть немного добрее, лучше, справедливее. Очень хотелось бы, чтобы по истечении нескольких лет после окончания школы, они с благодарностью вспоминали своего учителя, чтобы ему (учителю) не было стыдно за поступки своего воспитанника. Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. ( А. В. Луначарский)

Следует всегда помнить, что педагогом нельзя быть только по понедельникам и субботам или только на уроке. Учитель не знает выходных.

В разные исторические периоды менялись цели, содержание, способы и средства воспитания. Неизменными оставались основные функции деятельности учителя: обучение и воспитание подрастающего поколения. Стратегия же современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний. Знание является только его содержанием, ключевой результат – развитие интеллекта и духовное обогащение каждого участника образовательного процесса. Сегодня важную роль приобретают человеческие качества: доброта, терпимость, порядочность, объективность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников - все это является профессионально значимыми предпосылками благоприятных отношений в учебною - воспитательном процессе.

Основой деятельности учителя и классного руководителя является подход традиционного и инновационного, т.е. старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня. Суть его заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не «перечеркивать», не отрицать положительный опыт, а органически интегрировать его с новым, насущным, необходимым, диктуемым запросами современного общества. «Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешить проблемы «отцов и детей», противоречия между педагогами – «традиционниками» и педагогами, стремящимися привнести элементы нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных страт, ценностей и идеалов». (Половцева М.А.)


Профессионально необходимыми качествами для учителя, я считаю, должны быть выдержка и самообладание, душевная чуткость, а также умение выявить потенциал ученика и вести его в нужном направлении в соответствии с его возможностями (тьютерство). Воспитатель должен быть требовательным, но в разумных пределах. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора, а также установление атмосферы доверия, уважения к личности ребёнка и сотрудничества с ним.

Как же построить занятие так, чтобы работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.

Разрешить это противоречие может принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную “траекторию” своего развития.

Тема по самообразованию на 2010-2013гг: «Организация индивидуальной работы на уроках русского языка и литературы через личностно - ориентированный подход»

Чем я руководствовалась, выбирая эту тему?


Основной целью своей работы считаю:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, а также повышение качества обучения через личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку и литературе, используя индивидуализацию и дифференциацию.

Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:

  • Образовательные:

- способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;

-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях

  • Развивающие:

-развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

-максимальное раскрытие личностного потенциала ребенка

- создать условия для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.

  • Воспитательные:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры

- способствовать воспитанию социально – активной личности

Считается, что научить русскому языку всех учеников практически невозможно, но сделать так, чтобы они с уважением относились к родному языку, интересовались им - это цель, которую можно реализовать.

«Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». (Скаткин М.).

Поэтому ведущими принципами урока, на мой взгляд, должны быть:

К сожалению, уроки русского языка и литературы часто называются детьми самыми сложными и нелюбимыми. Видимо, это связано с тем, что учебный материал требует высокого развития способности анализировать, а, возможно, и потому, что современная система образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Она построена так, что не остается места и времени для вопросов, на которые учащимся хотелось бы получить ответ. Наверное, именно поэтому наши дети перестают их задавать и теряют интерес к обучению. Как увлечь ребенка своим предметом так, чтобы он шел на урок с радостью, с жаждой познания нового?   Сегодня существует огромное количество программ, методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессиональном росте.

А ведь педагогическое творчество чаще всего в том и состоит, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учётом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребёнка в отдельности. В результате проб и ошибок, я остановилась на организации индивидуальной работы на уроках через личностно-ориентированный подход в обучении. В моей педагогической деятельности (учителем работаю 12 лет) он является одним из принципов работы, который с большим интересом применяю на практике, так как именно это направление  неоднократно подводило к ответам  в решении многих профессиональных ситуаций, и (что немало важно) помогает сохранению психологического, да и физического здоровья учеников. А такой подход невозможен без индивидуализации и дифференциации. Следует иметь в виду, что речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

  Использование этого направления предполагает знание психологических особенностей каждого ученика. Хорошо знать своих учеников – значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы, придать учебно-воспитательному процессу личностно – ориентированный характер.
В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения (А.В.Баранников, А.А.Кузнецов, О.Б.Логинова, А.А.Пинский, М.В.Рыжаков и др.), построения "индивидуального образовательного маршрута" (А.Г.Каспаржак, К.Н.Поливанава, Е.Л.Рачевский, А.В.Хуторской, И.Д.Фрумин и др.).
Интересна концепция преподавания русского языка в школах и классах гимназического типа В.А.Сидоренкова, а также гуманитарная интегрированная программа О.Б.Островского и И.Ю.Островской. «Личностный подход в обучении» Афанасьевой Н.А., «Индивидуально-дифференцированное обучение на уроке» Ясновой И.В.. Это далеко не весь перечень методик РО.

В своей работе я придерживаюсь концепции Т.К.Донской, идеи В.В.Фирсова, автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Ясновой И.В. и Каравдиной Г. Ф.

По технологии В.В. Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Разные концепции имеют свои особенности, поэтому трудно выбрать лучшее, но все представители сходятся в одной простой мысли выдающегося педагога ХХ столетия В.А.Сухомлинского: «Все дети талантливы по-своему!»

Познакомившись с работами ученых, методистов, я стала использовать некоторые элементы методик на своих уроках.

Сначала это были самодельные карточки с индивидуальными заданиями, учитывающими разный уровень учащихся. Они составляются и учителем (особенно после проведения срезовых работ), и самими ребятами. Предварительно учитель проверяет подготовленные учениками задания, оценивает и решает, кому  предложить для работы (можно и тому учащемуся, который подготовил задание). Потом начала использовать тетради для индивидуальных работ, в которых проводилась отработка знаний, умений и навыков определенного ученика, что давало возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Затем появились диагностические таблицы по разделам, в которых отслеживалась степень усвоения материала.

Ведь, чем чаще мы проверяем и оцениваем труд ученика, чем разнообразнее задания, тем интереснее ему работать.

В целях проверки качества усвоения школьниками знаний и умений нередко организую:

  • выполнение разноуровневых индивидуальных заданий по дидактическим карточкам, что позволяет учесть индивидуальные особенности школьников;

  • поиск и комментирование взаимосвязи между понятиями, написанными учителем на доске;

  • ответ по плану, составленному самостоятельно или предложенному учителем;

  • прием «вопрос – ответ», когда ученики сами составляют вопросы, предназначенные для одноклассников по определенной теме.

  • исправление ошибок в терминах, написанных учителем на доске;

  • участие в «полетном» повторении по основным терминам, понятиям, проводимым учителем, а иногда и хорошо подготовленными учащимися.

Определяя домашнее задание, тоже возможен, а иногда просто необходим, индивидуально-дифференцированный подход. Учитывая специфику подготовки учащихся, класса в целом, можно предложить одним, например, упражнение с обозначением орфограмм на месте пропусков букв, другим – задание по пунктуации, третьим, например, дав опорные слова, словосочетания, написать сочинение-миниатюру, где будут использованы изученные синтаксические конструкции или пунктуационные правила.

И, конечно же, в настоящее время никак не обойтись без применения компьютерных технологий, интернет - ресурсов, проектной деятельности, презентаций - ведь современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Но все новое не отменяет единства требований к знаниям, умениям и навыкам и позволяет в рамках класса подтянуть отстающих. Сегодня трудно работать по старому образцу модели урока. Поэтому нам, учителям, необходимо разными способами и методами активизировать познавательную деятельность учащегося, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам:

во-первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться;

во-вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практике;

в-третьих, это устаревшие методики, используемые учителем на уроке.

Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.

При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

Нельзя отрицать, что существует такая крайность, как излишнее увлечение компьютерными технологиями и применение их там, где и без них можно обойтись. Разумнее всего соблюдать в преподавании баланс между традиционными и компьютерными технологиями. Нестандартные уроки (урок-зачет, урок взаимообучения, урок – КВН, урок-игра и т.д.) помогают обучающимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают любознательность.

Познавательная деятельность учащихся организуется на следующих уровнях:

  • Продуктивно-подражательном (воспроизведение информации без какой-либо логической её переработки).

  • частично-поисковом (осуществление аналитической или синтетической деятельности, использование того или иного известного учащимся алгоритма). Выбор алгоритма должен сделать сам школьник, что и является объектом поиска. Например, при изучении темы «Не с прилагательными» учащимся предлагается прочитать параграф учебника и составить алгоритм (или схему- таблицу) по изученной теме. Потом полученные алгоритмы переносятся на доску, плюс к этому добавляется алгоритм, составленный учителем, и дети уже сами решают, какой вариант им подходит для лучшего усвоения темы.

  • творческом (построение нового алгоритма действий, предложение оригинального, нестандартного и при этом правильного решения учебной задачи).

Желательно, чтобы на уроке учитель использовал задания, нацеливающие учащихся на все три уровня познавательной деятельности, добиваясь гармонии между ними. Уделяя особое внимание творческому развитию учащихся, необходимо предлагать им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль. Проблема может ставиться не только на уроке литературы при изучении того или иного произведения, где так важно, порой, доказать свою точку зрения, которая не всегда схожа с авторской, но и на уроке русского языка.

Так при изучении темы “Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми. Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:
– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?
– Чем различаются сказуемые второй группы? Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?

Одной из задач моей деятельности состоит в том, чтобы научить школьника говорить, мотивируя его на активное речевое осмысление текста. При изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…», разбираем с учениками сцену боя на Москве-реке.

Прежде, чем приступить к анализу данного отрывка, учащимся можно предложить обратиться к таблице, на вопросы которой им необходимо ответить, дать оценку событий, поступков героев.

Проблемные вопросы.

Оценка поступка

Цель выхода на бой Кирибеевича. В чем он черпает свои силы?




Цель боя Калашникова. В чем его сила?





Решение Ивана Грозного. Как вы оцениваете его решение?





Таблица заполняется (каждым учеником) в ходе обсуждения. Каждая группа оценивает поступки персонажей с точки зрения одного из героев (оправдывает или осуждает). Попробуйте понять, почему герой ведет себя именно так, а не иначе.

Или же при изучении темы «Личные местоимения» (6кл) детям предлагается сравнить следующие записи:

Я иду от нее.

Я иду от ее подруги.

– Почему в одном случае перед местоимением после предлога появляется буква н, а в другом – не появляется?

Можно использовать такой прием, как “Отсроченная догадка”. Учащимся предлагается интересный эпизод, содержащий интригу, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания. Например, при изучении темы « Самостоятельные и служебные части речи»(5 класс) на доске записывается известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. и ребятам предлагается определить, о чем говорится в предложении и какие части речи в нем используются. В ходе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что в предложении есть и самостоятельные части речи, и служебные.

При изучении общих и вводных тем наиболее уместен прием «от рефлексии к целеполаганию» Каждому учащемуся предлагается краткий конспект сообщения по изучаемой теме; ученик, прорабатывая данный текст, должен на полях поставить “сигналы” степени освоенности темы: ! – известные факты, + – хотелось бы узнать поподробнее, ? – нуждается в дополнительных разъяснениях. После этого перейти к этапу целеполагания.

На этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо знать и учитывать, чтобы исключить ошибку. На повторительно-обобщающем уроке по теме “Морфемика” в 5 классе намеренно допускаю ошибку в формулировке правила: “ Корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова, которые служат для образования новых слов”.

На современном уроке не обойтись без рефлексии – самоанализа, самооценки участника образовательного процесса, потребности и готовности учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.


Сегодня на уроке

img3.jpg (1957 bytes)

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

Не смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …


Используя на уроках элементы дискуссии, у ученика развивается познавательная, практическая, творческая деятельность. Он может использовать усвоенные знания в реальной жизни для решения практических задач. Ведь наше общество очень нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой реализовать и отстоять свою независимость.

Интересны для ребят разноуровневые задания, например,

Самостоятельная работа.

Задание 1 уровня сложности. Работа по индивидуальным карточкам.

Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.

На лошад…, по алле…, около площад…, к старушк…, на обочин…, о мам…, о дочер…, в музе…,на выставк…, в печк…, в печ….
Задание 2 уровня сложности. Работа по карточкам.

Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е. Составить 3-4словосочетания, в которых существительное имеет окончание –и.

Просить о помощ…, идти по тропинк…,записать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в альбом….
Задание 3 уровня сложности. Работа по перфокартам.

-е или -и в окончаниях существительных.

1) рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк…
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад…
3) ехать к дочер.., к мам.., к бабушк…
4) лежал на стол.., на полк.., на парт…
5) направляться к рек.., к избушк.., к площад…
6) край рощ.., дорог.., алле..
6) запах полын.., сирен.., зелен…
7) просить о помощ.., о поддержк.., о выдержк…

Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания.

Выполнение разноуровневых заданий позволяет учесть индивидуальные особенности школьников. При этом, если ученик выполнил 1-й уровень сложности, он может перейти на 2-й уровень и т.д.

Конечно, из вышесказанного не следует, что все приемы, которые я использую, можно назвать идеальными. Существуют (и будут существовать) противники личностно- ориентированного подхода, убежденные, что уход от традиций ведет к снижению процесса усвоения теоретических знаний, использование ИКТ они считают «игрой», «бездумным нажатием кнопок», но ведь настоящий учитель – это человек ищущий, пробующий и нашедший то, что необходимо ученику именно сейчас. По – другому не получится. «Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении». (Конфуций) Я не отрицаю традиционные методы обучения, они тоже важны, а, порой, и незаменимы. Ведь давно известно, что только тот, кто обращается к старому, способен открывать новое.

В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни».

Однако надо отметить, что подготовка и проведение подобных уроков представляют собой достаточно трудоемкий творческий процесс. Проблема еще заключается в том, что порой в сельских школах нет квалифицированного психолога, который мог бы оказать помощь учителю в изучении, а также учете индивидуальных психологических особенностей школьника.

Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных технологиях и методических системах можно бесконечно долго, но всё решается на месте: в конкретной школе, классе, семье, с конкретным учителем и учеником.

Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Личностно ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшить отставание, углубить и расширить знания учащихся, исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск