Скачать 38.68 Kb.
|
Фамилия, имя, отчество, должность: Гнездилова Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы. Учебное заведение: МОУ СОШ №14 г. Ковров, Владимирская область. Предмет: Литература. Класс: 9 Тема урока: Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Цели урока: Образовательные. 1. Сформировать представление об истинном гражданине в комедии. 2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, навыков анализа драматического произведения. Развивающая. Продолжить развитие монологической речи учащихся. Воспитательная. Способствовать воспитанию качеств истинного гражданина. Место урока в системе: На изучение творчества Д.И Фонвизина отведено 5 часов. Это 3 урок из 5. ● Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. ● Обличение деспотизма и невежества в комедии «Недоросль». ● Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». ● Подготовка к сочинению - характеристике Простаковой. ● Характеристика литературного героя. Ход урока. I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. II. Активизация знаний учащихся. - Сообщение темы и целей урока. III. Творческое чтение с элементами беседы. - Где и в каком году состоялась премьера пьесы «Недоросль»? ( Слайд 2.) - Чем может быть интересна комедия современному читателю? ( Слайд 3.) - Почему до сих пор пьеса входит в репертуар современных театров? - Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума. ( Слайд 4.) - Что вы можете сказать об этих высказываниях? - Устарели ли они? Лексическая работа. ( Слайд 5.) Л.: гражданин, недоросль. - Дайте определение понятию «гражданин».
- Что значит быть истинным гражданином? ( Слайд 6.) - Любить Родину, - трудиться на её благо, - быть честным, - справедливым, - умным, - подчинять свои интересы общественным. Комедия называется «Недоросль». - Дайте определение понятию «недоросль». ( Слайд 7.)
2. Глуповатый юноша – недоучка. - В каком значении Фонвизин употребляет это слово? ( Митрофан- недоросль) - Подберите синоним к слову «недоросль». ( Недоросль - лодырь, бездельник). IV. Работа в группах. ( Слайд 8.) Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин?
драматического произведения.
(Д.1,явл.4, д.2,явл.6) воспитывая сына? ( Слайд 9.) 3 группа. Митрофан на уроке. (Чтение по ролям). ( Д.3, явл.7) - Чему учился Митрофан на уроке? ( Слайд 10.) 4 группа. Каков итог воспитания? (Д.5, явл. посл.) - Можно ли считать Митрофана истинным гражданином? ( Слайд 11.) - А есть ли антиподы Митрофану? ( Слайд 12.) 5 группа. Следует ли считать, что комедия «Недоросль» написана по правилам классицизма. V. Подведение итогов урока. - Назовите тему урока. - Сформулируете ещё раз цели урока. - К какому выводу в ходе урока вы пришли? Проблема воспитания и образования молодёжи никогда не сходила с повестки дня. Актуальна она и сегодня. Молодёжь – это будущее страны. Мысли Фонвизина о воспитании и образовании не устарели, а его пьеса- это и совет, и предостережение. (Слайд 13.) VI. Рефлексия. - Какие задания были самыми интересными? - Что вызывало затруднение? Почему? - Какие трудности при подготовке к уроку вы испытали? VII. Домашнее задание.
|