Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 136.2 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер136.2 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
Применение активных методов и форм обучения русскому языку

( из опыта работы учителя русского языка и литературы

Лаздовской В.З.)

       Как организовать деятельность учеников на уроке? Какие приемы педагогической техники использовать для эффективности обучения?  Такие вопросы часто встают перед учителем при подготовке к уроку. Хочу поделиться некоторыми приемами обучения, применяемыми мною на уроках русского языка.

       Любой урок начинаю с «настройки». Считаю, что в начале урока необходимо познакомить учащихся с планом проведения урока. Это можно сделать в полушуточной форме. Например, так: «Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями – для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на этот вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи, выполним упражнения. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное (называется тема повторения).

       Начало урока может быть и таким: после нескольких наводящих вопросов учащиеся сами определяют, о чем будет идти речь на уроке. Например, тема урока « Чередующиеся е – и в корне слова». На доске записано стихотворение С.Маршака:

       Люди пишут, а время стирает

       Всё стирает, что может стереть,

       Но скажи – если слух умирает,

       Разве может и звук умереть?

       Учащимся предлагается выделить корни в подчеркнутых словах,  и определить тему урока.

       Далее они читают сказку о чередующихся гласных.

 

       Жили-были в небольшом городке Чередующихся гласных похожие корни:

-бер -/-бир-                        -тер-/-тир-

-пер-/-пир-                        -стел-/-стил-

-жег-/-жиг-                       -мер-/-мир-

-блест-/-блист                  -чет-/-чит-

-дер-/-дир-

       Постоянно спорили они, кому из них стоять в слове. Наконец, решили обратиться за советом к королеве государства – госпоже Орфографии. Великодушная королева выслушала их и, позвав на помощь свою ближайшую помощницу букву А, сказала: «Слушайте и запоминайте…»

 

      Спрашиваю ребят:

- Как вы думаете, что сказала госпожа Орфография корням?

       На этот вопрос вы ответите, прочитав теоретический материал в учебнике и составив опорную схему.

       Вначале урока «Правописание приставок на  з-, с-  зачитываю учащимся стихотворение О.Соболевой и прошу сформулировать тему урока.

 

       Опять ты в правило залез,

       Нашел приставки на  з-, с-,

       Пустился с ними танцевать,

       Чтоб расспросить и разузнать,

       И всю тетрадку исписать!...

       Вот безобразие! Опять

       Неясно, что и где вставлять:

       Где букву «з», где букву «с»…

       Но сам с собой вопрос исчез:

       Что перед гласной – буква «з».

       И перед звонкой – тоже «з»,

       Что встанет «с» - перед глухой,

       Чтобы побыть самой собой.

 

 

       Любой опытный учитель знает, что глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах. Одним из таких приемов является прием «Своя опора». Каждый ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной, затем защищает его. Предлагаю  опорный конспект по теме «Имя прилагательное»

       Считаю, что объяснение нового материала не должно быть монологом учителя. Необходимо, чтобы рассказ учителя комбинировался с элементами методов, предполагающих участие учеников. Одной из сложным тем в курсе является тема «Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных». Изучение нового материала начинаю с грамматической сказки.

 

       - Жила-была семья: папа – Глагол, мама – Прилагательное, у них было четыре ребенка. Две пары близнецов: Действительные причастия настоящего и прошедшего времени и Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Как все дети, они одними свойствами похожи на папу, другими – на маму, а друг от друга отличаются суффиксами. Самым капризным ребенком растет Страдательное причастие прошедшего времени: у него больше всего суффиксов, оно может быть полным и кратким. Сегодня , ребята, вы узнаете еще один «каприз» страдательного причастия прошедшего времени: оно может убегать из дома к маминой родне и надолго поселяться там.  Оно берет «шапку-приставку», берет с собой любимые «игрушки» - зависимые слова, надевает «калоши» -два –н- и бежит что есть силы…

 

       По мере рассказа на экране через кодоскоп появляются кадры самодельного мультфильма, героем которого является шаловливый, лукавый мальчишка- Причастие.

       - Теперь следите за кадрами и прокомментируйте происходящее сами, - предлагаю ребятам.

       - Торопиться, бежит, ветер сорвал «шапку» - приставку.   

       Еще дальше убежал и рассыпал все «игрушки» - зависимые слова.

       - Потеряло «колошу» - н, - комментируют семиклассники.

- В каком же виде появилось Причастие в доме Прилагательных?

- Следовательно, как пишутся прилагательные, образованные от глагола? По каким формальным признакам можно определить, что это прилагательное? Какой порядок умственных операций обеспечивает грамотное письмо? Сформулируйте правило правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

       Далее ребята составляют алгоритм «Задай 4 вопроса».

 

Ответы

Вопросы

Ответы

Да

1. Оканчивается ли на            –ованный, -ёванный?

Нет

Да

2. Есть ли приставка , кроме не-?

Нет

Да

3. Есть ли зависимые слова?

Нет

Да

4. Совершенного ли вида глагол, от которого образовано слово?

Нет

нн

ПИШИ

н

 

       При изучении темы «Правописание пол – с именами существительными» в начале урока знакомлю учащихся с шуточным стихотворением и предлагаю самостоятельно составить алгоритм.

Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

для меня обед.

Полбатона хлеба,

Полсудка борща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет,

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый ,

Но полуживой).

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоит постели

Ровно пол-Москвы врачей.

Вот теперь нам стало ясно,

Не забудем никогда:

Слово пол – с любой согласной

Слитно пишется всегда.

Перед л и перед гласной,

Перед буквой прописной

Слово пол, любому ясно,

Отделяется чертой.

 

       Предлагаю образец алгоритма, составленного  учащимися.

«Правописание пол – с именами существительными»

 

 

Определите, с чего начинается вторая часть сложного слова

                ↓        ↓                       ↓                                 ↓

    Гласный     Прописная    Буква л                 Согласный

                       буква                                            (кроме л)

                                                                                      ↓

                               

                               ↓                                         Писать слитно

            Писать через дефис

 

Примечание: всегда слитно пишутся слова с полу -.

 

     При изучении темы «Чередующиеся о-а в корне слова» предлагаю ученикам во время объяснения языкового материала проинсценировать «Сказку про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию».

       Давным – давно на белом свете

        Жил пятиклассник мальчик Петя,

       Хоть был талантлив и умен,

       Но с русским был недружен он.

       И дома, в школе, на уроке

       Все сыпали ему упреки;

       Пришел конец терпенью Пети,

       И он решил, вы все заметьте,

       Пойти в страну Правописанья

       И осмотреть всё со стараньем…

       Шёл долго, коротко ли шёл,

       Но все же страну он ту нашел…

       Войти никак нельзя туда,

       Коль не приложишь ты труда,

       Там корни у ворот стоят,

       Сомкнулись тесно-тесно в ряд.

       И говорят все вместе Пете:

       «Зачем пришел к воротам этим?»

       Им Петя вежливо сказал,

       Что познакомиться желал.

       Чередования а и о

       В корнях замучило его.

       Навстречу вышел корень – касс -,

       И суффикс – а- за ним тотчас,

       Всё потому, что корень – кас-

       Без – а- ни шагу напоказ.

       Коль суффикс – а-  пропал куда-то,

       То будет корень – кос-, ребята!

       -лаг- и –лож- сказали ясно:

       «С этим правилом согласны,

       Если суффикс – а- за корнем,

       Пишем букву а спокойно».

       Вышли корни –гар – и –гор-

       А за ними – твар- и –твор -,

       А за ними –зар – и –зор-

       А за ними –клан- и –клон-

       Выходили на поклон.

       Выходили, говорили,

       И трещали, и твердили:

       «Если мы без ударенья,

       о пиши без промедленья!»

       Корни –раст- и –рос-

       Встали во весь рост

       И сказали: «Букву а

       Пишем, Петя, не всегда.

       Если вслед за корнем

       ст и щ,

       То писать, запомни,

       Нужно букву а.

       Но, к большому сожаленью,

       Существуют исключенья:

       Ростовщик в Ростове жил,

       Ростиславом звали,

       Он росток себе купил

       Где-то на вокзале»

       Корни –скак- и –скоч-

       Поболтать не прочь:

       «Перед буквой к

       Пишем только а.

       Перед ч пиши

       Букву о, спеши!»

       Корни –мок-, -мак-

       Говорили так:

       «Ты в глаголах со значеньем

       «Пропускать воды теченье»

       Напиши лишь корень – мок-,

       Чтоб придраться кто не смог.

       Ну, а в «жидкость погружать»,

       Нужно корень – мак- писать».

       Миг- и корни расступились,

       Все куда-то разом скрылись,

       И оставили его

       Там, у входа, одного.

 

       При разучивании правил помогают рифмы. Считалка, скороговорка, даже простая рифма не заучивается специально, но тем не менее очень легко запоминаются. Выполненные в цвете на планшетах, где орфограмма выделяется ярко и броско, они обучают ребят и зрительно. Таким образом, в единстве работают все виды памяти: зрительная, моторная, слуховая, вербальная.

       Приведу примеры таких рифмованных строчек, выполняющих мнемоническую роль на уроках русского языка.

 

Тема «Правописание приставок на з-, с -»

Есть приставки на з-, с-,

Можно з писать и с.

Если следом звонкий звук,

з пиши тогда, мой друг.

Если звук глухой за ней,

с пиши ты поскорей!

 

Тема « Суффиксы с н и нн»

 

Хоть мы умны не по годам,

Не все нам ясно и понятно,

А сколько н писать в –анн -, -янн-,

Нас мучит всех невероятно.

 

Как ни верти, как ни мудри,

Но с этим суффиксом при встрече

Сперва внимательно смотри,

Какая встретилась часть речи.

 

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках,

Когда –ан, -ян, то н одно,

И больше никаких излишков

 

Румяный Дед Мороз взмахнет

Серебряною рукавицей.

Здесь н одно лишь подойдет,

А два тут вовсе не годится.

 

А где два н? Простой ответ:

в окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный шпингалет

И подоконник деревянный.

 

 Туман одно имеет н,

Но если город стал туманный,

В основе н и суффикс н-

И получается два н.

Запомни этот случай странный.

 

Тема «Не с глаголами»

Не с глаголами

Пиши раздельно,

Например, не хотел, не знал.

Только помни об исключениях:

Ненавидел, негодовал.

 

Тема «Спряжение глагола»

 

Как начнешь меня ты гнать,

Перестану я дышать,

Перестанут уши слышать,

Ну а руки все держать,

На меня начнешь смотреть,

Будешь ты меня вертеть,

Буду все ровно терпеть,

Буду от тебя зависеть,

Раз ты смог меня обидеть,

Буду я тебя не видеть,

А открыто ненавидеть.

 

       Особое место в учебно-воспитательном процессе имеют контрольные уроки. Часто на своих уроках используют метод графической проверки: составление и заполнение обобщающих таблиц, составление рассуждения на лингвистическую тему по таблице, различные диктанты с разноуровневыми грамматическими заданиями.

       Программированная проверка позволяет регулярно, с небольшой затратой времени контролировать усвоение знаний всеми учащимися, обнаружить проблемы и вовремя оказать необходимую помощь. Осуществляю программированный  контроль на основе перфокарт, перфокорвертов, алгоритмов.

       Например, при изучении темы «Правописание приставок пре-,  при-»  на этапе контроля использую перфокарты на листах картона разного цвета.

       I вариант                           II вариант

       Пр..кратить                         Пр..образовать

       Пр..выкать                          Пр..вратить

       Пр..казать                           Пр..способить

       Пр..одолеть                         Пр..обрести

       Пр..обрести                         Пр.. смотреться

       Пр..рода                               Пр..ключение

       Пр..ятный                            Пр..пятствие

       Пр..зирать                            Пр..лежный

       Пр..годиться                        Пр..зирать

       Пр..гласить                          Пр..чина

 

       После заполнения перфокарты учащиеся по ключу проверяют правильность заполнения и согласно нормам оценки результатов учебной деятельности выставляют себе отметки.

       При  проверке навыков написания н и нн в суффиксах прилагательных предлагаю учащимся выполнить следующее задание: зачитываю прилагательные, учащиеся записывают только н или нн, которые  они будут писать в слове.

 

Карманный                   Лиственный                 Революционный

Авиационный               Кожаный                      Ранний

Искренний                    Глиняный                     Обеденный

Оловянный                   Утренний                      Туманный

Земляной                      Звериный                       Каменный

Дровяной                      Песчаный                      Чугунный

Торфяной                     Свиной                            Осенний

Шерстяной                   Соловьиный                   Стеклянный

Лиственный                  Письменный

 

       Учащимся предлагаю соединить нн одной линией, при правильном написании получается цифра 9.

 

1. НН    НН    НН

2. НН    Н       НН

3. НН    Н       НН

4. НН    НН    НН

5. Н       Н       НН

6. Н       Н       НН

7. Н       Н       НН

8. Н       Н       НН

9. НН    НН    НН

 

       Для тематического контроля применяю набор тестовых заданий разных типов, которые охватывают основные вопросы темы. Контроль за знаниями и умениями учащихся осуществляю и с помощью лингвистических тренажеров и использования ЭСО .

       При изучении раздела «Лексика» в V классе провожу следующую тестовую работу.

 

 

Тестовая работа

 «Смысловая сторона слова»

 

1) В каком словаре можно узнать о лексическом значении слова:

1. орфографическом;

2. орфоэпическом;

3. толковом;

 

2) Найдите многозначное слово:

1. борщ;

2. пауза;

3. слон.

 

3) Антонимы – это:

1. слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу;

2. слова обозначающие одно и тоже;

3. слова с противоположным  лексическим значением.

 

4) Слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению – это:

1. омонимы;

2. паронимы;

3. антонимы;

 

5) Невежа, невежда – это:

1. омонимы;

2. паронимы;

3. антонимы.

 

6) Найдите омонимы:

1. колокольчик (цветок) и колокольчик (маленький колокол);

2. колючий ( с колючками) и колючий (насмешливый);

3. ключ (для замка) и ключ (родник)

 

7) Найдите неправильное суждение:

1. фразеология – словарный состав языка;

2. неологизмы – новые слова;

3. фразеологизм – устойчивое словосочетание;

 

8) Исконно русские и заимствованные слова – это группы слов:

1. по употреблению;

2. по происхождению;

3. тематические.

 

9) Найдите фразеологизм:

1. налил стакан воды;

2. нас водой не разольёшь;

3. во рту была вода.

 

10). Найдите архаизм:

1. бурак;

2. ящик;

3. атлет;

4. перст;

 

11) Слова, употребляющие только в говорах на отдельной территории – это:

1. профессиональные слова;

2. диалектные слова;

3. устаревшие слова;

 

12) Найдите неологизм:

1. атомоход;

2. корабль;

3. пароход;

4. парусник;

 

       Как известно для того, чтобы обеспечить новое качество образования, учителю необходимы эффективные педагогические технологии. В своей практике использую различные современные технологии: разноуровневую дифференциацию, педагогические мастерские, педагогику Дальтон. Эти технологии позволяют реализовать принцип личностно ориентированного подхода в обучении, повышают эффективность реализации требований образовательного стандарта, позволяют объективно оценивать знания, умения и навыки учеников по десятибалльной системе.  Знание и использование различных технологий позволяет работать как с интеллектуально развитыми учениками, так и с учениками, которые имеют средние и низкие способности.

       Таким образом, считаю, что учитель, который владеет концепцией развития школы и преподавания своего предмета, знаком с требованиями образовательных стандартов, вооружен педагогическими  технологиями, может создать свою собственную  методику, которая позволит сделать каждый урок эффективным.

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск