№
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
1
| Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
| 1
| Изучение нового материала
| Вводный урок Беседа
| Фронтальный опрос:
-В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?
-Назовите характерные черты русской литературы;
-Что такое историзм?
| Выявление уровня литературного развития учащихся;
Сформировать представление о связи литературы и истории;
Обучение конспектированию (краткому)
| С. 3-4 прочитать, пересказать вступительную статью, ответить на вопросы
|
|
|
2
| Устное народное творчество.
Русские народные песни.
Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях
| 1
| Усвоение новых знаний
| Урок-семинар
Сбор материала
| Вопросы учителя и ответы учащихся
| Обучение выразительному чтению (исполнению)
преданий, песен, частушек; Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы
| Написание собственных коллективных песен; создание частушек на школьную тему
Индивидуальные сообщения
|
|
|
3
| Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы
| 1
| Ознаком-ление с новым материа-лом
| Работа с учебником
Беседа
Комментиро-ванное чтение
преданий
| Проверка и оценка сообщений учащихся, выборочных пересказов
Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения
| Развитие умений и навыков исследовательской деятельности
Обучение выразительному чтению, выборочному пересказу
| С.15, пересказ статьи учебника; составить план в виде вопросов к статье
|
|
|
4
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»
| 1
| Изучение нового материала
| Беседа
Работа над «Житием…» Работа с репродукциейРабота
с учебником
| Фронтальный опрос
Сопоставительный анализ личности князя Александра Невского по тексту «Жития» и картине К.Васильевой «Александр Невский»
| Обучение навыкам работы со справочным материалом, анализу
эпизодов произведения, сопоставительному анализу
| С.16-22, подготовить устную или письменную характеристику А. Невского;
Составить словарь устаревших слов
|
|
|
5
| «Житие Александра Невского» (фрагменты). Летопись
| 1
| Комбини-рованный
| Письменный анализ по предложен-ному алгоритму
| Проверка домашнего задания
Письменная работа
| Развитие речи в процессе написания творческой работы
Обучение владению диалогической речью в процессе беседы
| Написать сочинение-размышление «Кто он – сын земли Русской»
|
|
|
6
| «Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в.
| 1
| Изучение нового материала
| Беседа
Работа с иллюстрациями
| Выразительное чтение
Пересказ фрагментов
Фронтальный опрос
| Обучение комментированному чтению;
Развитие устной монологической речи
| С.27-31, инсценировка; подготовить развернутый ответ на вопрос:
«Какое впечатление произвела на вас повесть?»
|
|
|
7
| Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Классицизм как литературное направление
| 1
| Изучение нового материала
| Беседа с элементами комментиро-ванного чтения Сообщение ученика
| Беседа с целью выявления знаний по уроку:
-Восстановить основные этапы жизненного пути писателя.
Рассказать о предпосылках возникновения классицизма как литературного направления.
| Обучение аналитическому чтению; умению давать характеристику герою
| Прочитать комедию «Недоросль»
Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода;
С.67, ответить на вопросы
|
|
|
8
| Недоросль –комедия не лиц, а положений
| 1
| Комбини-рованный
| Аналитичес-кая беседа
с чтением
отдельных
фрагментов повести
| Фронтальный опрос
Развернутый ответ на один из вопросов:
на стр.78-79
| Обучение аналитическому чтению, созданию текста – развернутого письменного развернутого
ответа на поставленный вопрос
| Сочинение-миниатюра; подготовить характеристику одного из героев комедии «Недоросль»
|
|
|
9-10
| Гибельные плоды невежества. Образ Митрофана.
| 1
| Совершенствова-ние знаний и умений
| Сообщения учащихся
Работа по тексту
| Пересказ сцены «Сдача экзамена Митрофана» индивидуальный опрос;
Работа в тетрадях;
Наблюдение за речью героев
| Обучение конспектированию;
Составление словесных портретов главных героев;
| Характеристика Митрофана
|
|
|
11
| В/Ч Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира
| 1
| Урок-концерт Совершенствование знаний и умений
| Индивидуальное выразитель-ное чтение сонетов; сообщения учащихся
| Конкурсное выразительное чтение сонетов Шекспира
| Обучение выразительному чтению (исполнению) сонета (наизусть); комментированному чтению
| Выучить наизусть один из сонетов (по выбору); сопоставить текст оригинала сонета 66 с дословным переводом, с переводами С.Маршака
|
|
|
12
| И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа
| 1
| Комбини-рованный
| Чтение басен» Беседа по басням
Сообщения учащихся
| Оценка сообщений учащихся
Устный анализ басни
| Обучение выразительному чтению и анализу; повторить знание терминов
| Написать небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью басни «Обоз»
|
|
|
13
| Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец.
| 1
| Совершенствование знаний, умений и навыков
| Сообщения учащихся
Беседа
| Проверка домашнего задания
Вопросы теоретического характера
| Развитие связной речи учащихся;
развитие навыка восприятия информации
| Сообщения:
1.Крылов-журналист,
2.Крылов-музыкант,
3.Крылов-философ
|
|
|
14
| К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра
| 1
| Изучение нового материала
| Лекция
Рассказ учителя
| Проверка конспекта лекции учителя
| Обучение умению составлять сравнительный анализ произведений
двух поэтов на одну тему
| Сочинение – миниатюра «Диалог двух поэтов»; Пересказ статьи учебника, с.86-88
|
|
|
15
| Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей
| 1
| Комбини-рованный
| Чтение Думы Беседа
| Фронтальный опрос
Выразительное чтение произведения
| Обучение выразительному чтению
| Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику
|
|
|
16
| А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка»
| 1
| Комбини-рованный
| Лекция
учителя Пересказ статей учебника
Сообщения учащихся
| Проверка конспекта лекции учителя
Выборочный пересказ статьи
| Обучение конспектированию (краткому);
обучение навыкам работы со справочным материалом
| Составить цитатный план «История Пугачевского бунта» (отрывок, предложенный в учебнике)
|
|
|
17
| Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав
| 1
| Комбини-рованный
| Аналитичес-кая
Беседа
Сжатый пересказ содержания глав
| Проверка домашнего задания
Пересказ фрагментов
Фронтальный опрос
| Обучение комментирован-ному чтению; анализу эпизодов; сжатому пересказу
| Составление хронологической таблицы событий (3 столбика: события, факты,
поведение героя, реплики, фразы)
|
|
|
18
| Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III-V глав
| 1
| Комбини-рованный
| Сжатый пересказ Аналитичес-кая
Беседа
Чтение эпизодов Просмотр эпизодов х.ф.
| Проверка домашнего задания
| Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; в процессе просмотра фрагментов художественного фильма
| Характеристика Пугачева от лица Савельича, Маши Мироновой, Петра Гринева
(на выбор)
|
|
|
19
| Падение Белгородской крепости. Изображение народной войны и её вождя. Разбор VII-XII гла
| 1
| Комбини-рованный
| Аналити-ческая беседа Комментиро-ванное чтение
эпизодов
| Пересказ фрагментов
Фронтальный опрос
| Обучение составлению характеристики героя на основании его поступков; углубление навыков комментированного чтения
| Изложение предложенной информации в жанре публикации
в журнале «Роль эпиграфов в повести»
|
|
|
20
| Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»;
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести
| 1
| Комбини-рованный
| Аналити
ческая беседа Сообщение ученика
| Проверка домашнего задания
Пересказ фрагментов
Фронтальный опрос
| Углубление навыков комментированного чтения; обучение составлению характеристики героя на основании его поступков Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.
| Сбор материалов к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; подготовиться к сочинению
|
|
|