Пояснительная записка
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями.
Элективный курс «Уроки словесности» берёт за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс направлен на многоаспектную языковую работу с литературными текстами, что позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Те самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и литературы.
Практическая направленность данного предмета проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом.
Элективный курс «Уроки словесности» рассчитан на 34 ч и предназначен для учащихся 9-ых классов. Разработанный материал можно использовать в старших классах, где филологические дисциплины изучаются на профильном уровне. Сформированные на занятиях элективного курса умения и навыки лингвистического анализа художественного текста станут базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
Данная программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова «Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов» (М.: Вента-Граф, 2008)
Цель элективного курса – через лингвистический анализ художественного текста показать учащимся необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
научить учащихся адекватно воспринимать язык художественного произведения;
ознакомить их с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов: фонетики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса, а также орфографии и пунктуации;
совершенствовать навыки лингвистического анализа текста и выразительного чтения художественного произведения;
учить создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.
воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельного исследования учащимися текста с целью решения поставленных перед ними задач. Целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Формы контроля знаний:
защита таблиц, конспектов, творческих работ;
анализ и редактирование текстов;
тестирование
Формы оценивания знаний учащихся:
работы в форме тестов оцениваются баллами; минимальный порог, который необходимо преодолеть учащемуся, чтобы его работа была зачтена устанавливается на заседании МО;
творческие работы учащихся (доклады, схемы, таблицы, проекты и др.) оцениваются по зачётной системе, по каждой работе слушатель получает подробный комментарий преподавателя с рекомендациями;
зачёт по курсу учащийся получает в том случае, если все работы, которые он выполнял в течение учебного года, зачтены.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Уроки словесности» учащиеся должны знать:
основные звуковые, графические , словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка;
Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:
владеть устной и письменной речью;
производить лингвистический анализ текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления;
выразительно читать , передавая голосом эмоциональный настрой, его интонационные особенности;
создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.
Содержание курса Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.
Звуковые и графические образные средства русского языка (7ч)
Звукопись. Рифма (1 ч)
Звуковая организация художественного текста.
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся строках: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости — ста расти). Усечённая рифма.
Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.
Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстною, кольцевые (опоясанные).
Белые стихи.
Словесное ударение (1 ч)
Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Интонация (1 ч)
Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.
Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.
Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические.
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.
Графика (1ч)
Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк.
Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.
Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.
Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.
Орфография (1ч)
Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём, основанный на привлечении внимания к ключевому слову текста.
Пунктуация (1ч)
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Стилистические возможности знаков препинания и сочетания знаков.
Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как сознательное нарушение пунктуационных правил, как художественный прием.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, грамматико- орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение (1ч)
Изобразительные ресурсы русского словообразования (3ч)Морфема и её значение (1 ч)Морфема как значимая часть слова. Стилистические приёмы, основанные на семантике морфемы: приём привлечения внимания к значению морфемы (приём семантизации морфем), обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов-паронимов, однокоренных слов в тексте и др. Словообразовательный повтор (1ч)Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора, Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. \ Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации) а. Окказионализмы. Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей художественного текста и выразительное его чтение (1ч)Лексическое богатство русского языка (7ч)Слово в художественном тексте (1 ч)Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование. Многозначные слова. Переносное значение слова (2 ч)Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха. Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Омонимы, синонимы, антонимы (1ч)Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта. Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания. Лексика ограниченного употребления (1ч) Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие, и т. п. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи. Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.
Фразеологизмы (1 ч) Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.
Анализ лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение (1ч) Морфологические средства выразительности русской речи (9ч) Имя существительное (2 ч)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.
Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.
Имя прилагательное (1 ч)
Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.
Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.
Имя числительное (1 ч)
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Местоимение (1ч)
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.
Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.
Глагол и его формы (1 ч)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усечённых глаголов в художественном тексте {прыг в траву).
Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица.
Наречие (1 ч)
Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.
Служебные части речи (1 ч)
Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Анализ морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение (1ч)
Синтаксическое богатство русского языка (5ч)
Особенности русского синтаксиса (2 ч)
Порядок слов в предложении. Использование порядка слов в стилистических целях.
Экспрессивное использование предложений разного типа. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений.
Особенности интонации восклицательных предложений.
Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений.
Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных).
Семантико-стилистическая функция прямой речи
Стилистические фигуры речи (2 ч)
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы (2ч)
Список литературы Литература для учащихся: 1.Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. - М.,2004.
2.КолосовВ.В. История русского языка в рассказах. – М.,1982
3.Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1979.
4.ДерягинВ.Я..Беседы о русской стилистики. – М.,1978.
5.Горбочевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. – М.,1983
6.АхматоваО.С.Словарь омонимов русского языка. – М.,1986.
7.БельчиковЮ.А., Панюшева М.С.Словарь паронимов современного русского языка. – М.,1995.
8. Зимин В.И. Учебный словарь синонимов русского языка. – М, 1994.
9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.,1992.
10.Словарь сочетаемости слов русского языка. - М .,1983. Литература для учителя: 1.Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М.,1997.
2.Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.,2004.
3.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.,1982.
4.РозетальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2004.
5.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,19793.
6.Солганик Г.Я.Синтаксическая стилистика. – М.,1978.
7.Лексические трудности русского языка: словарь-справочник,сост. А.А.Семенюк и др.- М.,1994.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| Тема урока | Всего
часов
| Формы деятельности.
Виды контроля
| Дата
| План
| Факт
| 1.
| Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка
| 1
| Лекция. Составление тезисного плана
|
|
| Звуковые и графические образные средства русского языка
| 2.
| Звуковые образные средства русского языка. Звукопись в художественной речи. Рифма и её виды.
| 1
| Беседа, работа с поэтическими текстами, конспект
|
|
| 3.
| Особенности словесного ударения в русском языке. Словесное ударение в поэтической речи
| 1
| Выразительное чтение
|
|
| 4.
| Интонация. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации
| 1
| Выразительное чтение
|
|
| 5.
| Графика. Изобразительные возможности средств письма
| 1
| Анализ текстов
|
|
| 6.
| Орфография как система обязательных норм письменной речи
| 1
| Анализ текстов
|
|
| 7.
| Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Стилистические возможности знаков препинания
|
| Анализ текстов
|
|
| 8.
| Урок-практикум « Фонетико-интонационные, пунктуационные, графико-орфографические особенности художественного текста и выразительное его чтение»
|
| Анализ текстов, выразительное чтение, тест
|
|
| Изобразительные ресурсы русского словообразования
| 9.
| Морфема и её значение. Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова
| 1
| Анализ текстов, морфемный разбор слова, составление таблицы
|
|
| 10.
| Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Окказионализмы и их стилистическая роль в художественном тексте
| 1
| Анализ текстов, составление словаря окказионализмов
|
|
| 11.
| Урок-практикум по теме «Словообразовательные особенности художественного текста и выразительное его чтение»
| 1
| Анализ текстов, выразительное чтение, тест, творческая работа
|
|
| Лексическое богатство русского языка
| 12.
| Основные пути обогащения словарного состава языка. Слово как основная единица языка
| 1
| Лекция, конспект
|
|
| 13-14.
| Стилистическое использование многозначных слов. Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении
| 1
| Работа с таблицей, анализ текста, работа со словарём
|
|
| 15.
| Различие омонимов, паронимов, экспрессивное использование их в художественных произведениях. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи.
| 1
| Анализ текстов, творческая работа
|
|
| 16.
| Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов). Особенности употребления устаревших слов в художественных текстах
| 1
| Анализ текстов
|
|
| 17.
| Стилистическое использование фразеологизмов в художественных текстах
| 1
| Анализ текстов, работа со словарём
|
|
| 18.
| Урок-практикум по теме «Лексические особенности художественного текста и выразительное его чтение»
| 1
| Анализ текстов, выразительное чтение, тест, творческая работа
|
|
| Морфологические средства выразительности русской речи
| 19.
| Изобразительно-выразительное использование имени существительного
| 1
| Лекция, конспект, анализ текста
|
|
| 20.
| Трудности в употреблении существительных, связанных с категорией рода и числа. Вариантные падежные формы имен существительных
| 1
| Лекция, конспект, анализ текста
|
|
| 21.
| Образная функция имён прилагательных. Особенности образования и употребления форм имен прилагательных.
| 1
| Анализ текста, выразительное чтение
|
|
| 22.
| Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Формы имен числительных
| 1
| Анализ текста, выразительное чтение
|
|
| 23.
| Экспрессивная роль местоимений в художественном тексте. Особенности употребления местоимений
| 1
| Лекция. Рецензирование письменных работ (сочинений одноклассников)
|
|
| 24.
| Экспрессивная роль глаголов в художественном тексте. Трудности в употреблении некоторых форм времени и наклонения глагола
| 1
| Лекция. Практическая работа.
|
|
| 25.
| Экспрессивное использование наречий разных разрядов
| 1
| Лекция. Практическая работа
|
|
| 26.
| Особенности употребления служебных частей речи
| 1
| Лекция. Практическая работа
|
|
| 27.
| Практикум по теме «Морфологические средства современного языка».
| 1
| Работа в группах. Анализ текста
|
|
| Синтаксическое богатство русского языка
| 28.
| Порядок слов в предложении. Использование порядка слов в стилистических целях.
| 1
| Лекция, беседа, выразительное чтение
|
|
| 29-30.
| Экспрессивное использование предложений разного типа
| 2
| Анализ текста, выразительное чтение
|
|
| 31-32.
| Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью
| 2
| Заполнение таблицы, анализ текста
|
|
| 33-34.
| Урок-зачёт по теме «Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение художественной литературы»
| 2
| Анализ текстов, выразительное чтение, тест, творческая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
| |