Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 211.57 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.11.2013
Размер211.57 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка




Пояснительная записка

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями.

Элективный курс «Уроки словесности» берёт за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс направлен на многоаспектную языковую работу с литературными текстами, что позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Те самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и литературы.

Практическая направленность данного предмета проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом.

Элективный курс «Уроки словесности» рассчитан на 34 ч и предназначен для учащихся 9-ых классов. Разработанный материал можно использовать в старших классах, где филологические дисциплины изучаются на профильном уровне. Сформированные на занятиях элективного курса умения и навыки лингвистического анализа художественного текста станут базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

Данная программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова «Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов» (М.: Вента-Граф, 2008)

Цель элективного курса – через лингвистический анализ художественного текста показать учащимся необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка.

Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:

  • научить учащихся адекватно воспринимать язык художественного произведения;

  • ознакомить их с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов: фонетики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса, а также орфографии и пунктуации;

  • совершенствовать навыки лингвистического анализа текста и выразительного чтения художественного произведения;

  • учить создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.

  • воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры.


Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельного исследования учащимися текста с целью решения поставленных перед ними задач. Целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся.
Формы контроля знаний:

  • защита таблиц, конспектов, творческих работ;

  • анализ и редактирование текстов;

  • тестирование


Формы оценивания знаний учащихся:

  • работы в форме тестов оцениваются баллами; минимальный порог, который необходимо преодолеть учащемуся, чтобы его работа была зачтена устанавливается на заседании МО;

  • творческие работы учащихся (доклады, схемы, таблицы, проекты и др.) оцениваются по зачётной системе, по каждой работе слушатель получает подробный комментарий преподавателя с рекомендациями;

  • зачёт по курсу учащийся получает в том случае, если все работы, которые он выполнял в течение учебного года, зачтены.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Уроки словесности» учащиеся должны знать:

  • основные звуковые, графические , словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка;


Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:

  • владеть устной и письменной речью;

  • производить лингвистический анализ текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления;

  • выразительно читать , передавая голосом эмоциональный настрой, его интонационные особенности;

  • создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.



Содержание курса
Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.

Звуковые и графические образные средства русского языка (7ч)

Звукопись. Рифма (1 ч)

Звуковая организация художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся строках: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости — ста расти). Усечённая рифма.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстною, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи.

Словесное ударение (1 ч)

Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

Интонация (1 ч)

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические.

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.

Графика (1ч)

Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк.

Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.

Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.

Орфография (1ч)

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём, основанный на привлечении внимания к ключевому слову текста.

Пунктуация (1ч)

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Стилистические возможности знаков препинания и сочетания знаков.

Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как сознательное нарушение пунктуационных правил, как художественный прием.

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, грамматико- орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение (1ч)



Изобразительные ресурсы русского словообразования (3ч)

Морфема и её значение (1 ч)

Морфема как значимая часть слова. Стилистические приёмы, основанные на семантике морфемы: приём привлечения внимания к значению морфемы (приём семантизации морфем), обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов-паронимов, однокоренных слов в тексте и др.

Словообразовательный повтор (1ч)

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов.

Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора,

Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. \

Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации) а.

Окказионализмы.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей художественного текста и выразительное его чтение (1ч)

Лексическое богатство русского языка (7ч)

Слово в художественном тексте (1 ч)

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.

Многозначные слова. Переносное значение слова (2 ч)

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов.

Омонимы, синонимы, антонимы (1ч)

Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.

Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.

Лексика ограниченного употребления (1ч)

Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие, и т. п.

  • Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи. Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.

Фразеологизмы (1 ч)

  • Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.

Анализ лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение (1ч)

Морфологические средства выразительности русской речи (9ч)

  • Имя существительное (2 ч)

  • Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

  • Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

  • Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.





Имя прилагательное (1 ч)

  • Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

  • Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

  • Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

  • Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.

Имя числительное (1 ч)

  • Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

Местоимение (1ч)

  • Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

  • Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

Глагол и его формы (1 ч)

  • Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усечённых глаголов в художественном тексте {прыг в траву).

  • Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица.

Наречие (1 ч)

  • Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Служебные части речи (1 ч)

  • Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

  • Анализ морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение (1ч)

Синтаксическое богатство русского языка (5ч)

  • Особенности русского синтаксиса (2 ч)

  • Порядок слов в предложении. Использование порядка слов в стилистических целях.

  • Экспрессивное использование предложений разного типа. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений.

  • Особенности интонации восклицательных предложений.

  • Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений.

  • Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных).

  • Семантико-стилистическая функция прямой речи

Стилистические фигуры речи (2 ч)

  • Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

  • Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

  • Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы (2ч)


Список литературы
Литература для учащихся:
1.Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. - М.,2004.

2.КолосовВ.В. История русского языка в рассказах. – М.,1982

3.Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1979.

4.ДерягинВ.Я..Беседы о русской стилистики. – М.,1978.

5.Горбочевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. – М.,1983

6.АхматоваО.С.Словарь омонимов русского языка. – М.,1986.

7.БельчиковЮ.А., Панюшева М.С.Словарь паронимов современного русского языка. – М.,1995.

8. Зимин В.И. Учебный словарь синонимов русского языка. – М, 1994.

9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.,1992.

10.Словарь сочетаемости слов русского языка. - М .,1983.
Литература для учителя:
1.Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М.,1997.

2.Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.,2004.

3.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.,1982.

4.РозетальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2004.

5.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,19793.

6.Солганик Г.Я.Синтаксическая стилистика. – М.,1978.

7.Лексические трудности русского языка: словарь-справочник,сост. А.А.Семенюк и др.- М.,1994.


Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема урока


Всего

часов

Формы деятельности.

Виды контроля

Дата

План

Факт

1.

Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка

1

Лекция. Составление тезисного плана







Звуковые и графические образные средства русского языка

2.

Звуковые образные средства русского языка. Звукопись в художественной речи. Рифма и её виды.

1

Беседа, работа с поэтическими текстами, конспект







3.

Особенности словесного ударения в русском языке. Словесное ударение в поэтической речи

1

Выразительное чтение







4.

Интонация. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации

1

Выразительное чтение







5.

Графика. Изобразительные возможности средств письма

1

Анализ текстов







6.

Орфография как система обязательных норм письменной речи

1

Анализ текстов







7.

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Стилистические возможности знаков препинания




Анализ текстов







8.

Урок-практикум « Фонетико-интонационные, пунктуационные, графико-орфографические особенности художественного текста и выразительное его чтение»




Анализ текстов, выразительное чтение, тест







Изобразительные ресурсы русского словообразования

9.

Морфема и её значение. Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова


1

Анализ текстов, морфемный разбор слова, составление таблицы







10.

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Окказионализмы и их стилистическая роль в художественном тексте

1

Анализ текстов, составление словаря окказионализмов







11.

Урок-практикум по теме «Словообразовательные особенности художественного текста и выразительное его чтение»

1

Анализ текстов, выразительное чтение, тест, творческая работа







Лексическое богатство русского языка

12.

Основные пути обогащения словарного состава языка. Слово как основная единица языка

1

Лекция, конспект







13-14.

Стилистическое использование многозначных слов. Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении

1

Работа с таблицей, анализ текста, работа со словарём







15.

Различие омонимов, паронимов, экспрессивное использование их в художественных произведениях. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи.

1

Анализ текстов, творческая работа







16.

Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов). Особенности употребления устаревших слов в художественных текстах

1

Анализ текстов







17.

Стилистическое использование фразеологизмов в художественных текстах

1

Анализ текстов, работа со словарём







18.

Урок-практикум по теме «Лексические особенности художественного текста и выразительное его чтение»

1

Анализ текстов, выразительное чтение, тест, творческая работа







Морфологические средства выразительности русской речи

19.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного

1

Лекция, конспект, анализ текста







20.

Трудности в употреблении существительных, связанных с категорией рода и числа. Вариантные падежные формы имен существительных

1

Лекция, конспект, анализ текста







21.

Образная функция имён прилагательных. Особенности образования и употребления форм имен прилагательных.

1

Анализ текста, выразительное чтение







22.

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Формы имен числительных

1

Анализ текста, выразительное чтение







23.

Экспрессивная роль местоимений в художественном тексте. Особенности употребления местоимений

1

Лекция. Рецензирование письменных работ (сочинений одноклассников)







24.

Экспрессивная роль глаголов в художественном тексте. Трудности в употреблении некоторых форм времени и наклонения глагола

1

Лекция. Практическая работа.







25.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов

1

Лекция. Практическая работа







26.

Особенности употребления служебных частей речи

1

Лекция. Практическая работа







27.

Практикум по теме «Морфологические средства современного языка».

1

Работа в группах. Анализ текста







Синтаксическое богатство русского языка

28.

Порядок слов в предложении. Использование порядка слов в стилистических целях.

1

Лекция, беседа, выразительное чтение







29-30.

Экспрессивное использование предложений разного типа

2

Анализ текста, выразительное чтение







31-32.

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью

2

Заполнение таблицы, анализ текста







33-34.

Урок-зачёт по теме «Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение художественной литературы»

2

Анализ текстов, выразительное чтение, тест, творческая работа

























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск