Скачать 81.62 Kb.
|
Конспект урока 8 класс Тема: «Однородные и неоднородные определения» Дата проведения: февраль 2012 г. Педагогическая технология: проблемное обучение. Цели урока: - создать условия для углубления учащимися знаний об определениях путем решения проблемной ситуации и исследования понятия; - создать условия для закрепления и систематизации теоретических знаний по теме способом опорного конспекта; - развивать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы, творческого мышления, наблюдательности. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания и повторение теории.
Учащийся должен проставить номера предложений, соответствующих этим схемам. Пока учащийся выполняет задание, остальные участвуют в устном опросе. Форма проведения опроса предлагается на выбор учащимся: в форме вопросительных предложений или в форме незаконченных предложений
После опроса проверяется выполнение работы учащимся у доски:
Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус, ни слог певца, столь чистый, благородный – ничто не трогает души твоей холодной. Вопросы: - Чем выражены данные определения? Какие из этих определений являются однородными? Почему? (Относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос» III. Проблемная ситуация: Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Почему между этими словами не стоит запятая Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату» Никто солдату не ответил. Никто его не повстречал. И только теплый летний вечер Траву могильную качал. Какими членами предложения являются выделенные слова? Почему между ними не стоит запятая? Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения по вопросам. Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ. Самостоятельная работа.
признак «теплый» Ответ: по ощущениям признак «летний» Ответ: по времени года
Ответ: по-разному.
Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными. IV. Работа над новой темой «Однородные и неоднородные определения» 1) Составление опорного конспекта на основе сведений учебника.
Затем им предлагаются вопросы, по ответам на которые составляется опорный конспект материала. (Используется презентация). Учащиеся воспроизводят конспект в тетрадях. определения однородные неоднородные характеризуют предмет характеризуют предмет с одной стороны с разных сторон выражены выражены качественными качественными и относительными прилагательными прилагательными
Вернемся к нашему конспекту (опорный конспект продолжается) теплый, нежный вечер теплый летний вечер Определите разряд прилагательных, которыми выражены однородные и неоднородные определения. (в первом случае «теплый», «нежный» - оба прилагательных качественные, и между ними можно поставить союз «и»; во втором случае «теплый» - качественное прилагательное, а «летний» - относительное, между ними сою а поставить нельзя)
(слайды) 2) Упражнения в распознавании однородных и неоднородных определений.
Учащиеся читают предложения, находят определения, определяют однородные они или неоднородные и объясняют, почему.
Проверка выполнения задания по упр. 286: чтение текста, ответы на вопросы учебника, чтение выписанных определений. Работа над предложением № 3. Характеристика. Составление схемы, объясняющей расстановку знаков препинания (схему составляет ученик у доски). Затем запись предложения под диктовку, подчеркивание определений. Самопроверка. Аналогичная работа по упр. 287. Разбор предложения № 3
Самостоятельная работа. Предлагается небольшой текст «Снегирь» (разные варианты по степени помощи) Задание: восстановить текст, включив в него однородные и неоднородные определения, расставить соответствующие знаки препинания. Учащиеся самостоятельно выбирают степень помощи выполнения задания. Основной вариант: Однажды в один (неоднородные определения) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (неоднородные определения) грудка, которая огоньком горит на (неоднородные определения) окне. Прилет снегиря стал для меня очень (однородные определения) событием. Вариант с подсказкой: Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по размеру, по заснеженности) окне. Прилет снегиря стал для меня очень (по важности, по времени года) событием. Проверка выполнения задания.
Что осталось непонятным к концу урока? Домашнее задание: прочитать учебник «Теория» п. 189. Какие особенности имеют неоднородные определения. Упр. 290.
Карточка для самостоятельной работы. Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по цвету, по рыхлости) снегу. Прилет снегиря стал для меня очень (по радости, по важности ) событием. Карточка для самостоятельной работы. Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по цвету, по рыхлости) снегу. Прилет снегиря стал для меня очень (по радости, по важности ) событием. Карточка для самостоятельной работы. Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по цвету, по рыхлости) снегу. Прилет снегиря стал для меня очень (по радости, по важности ) событием. Карточка для самостоятельной работы. Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по цвету, по рыхлости) снегу. Прилет снегиря стал для меня очень (по радости, по важности ) событием. Карточка для самостоятельной работы. Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по цвету, по рыхлости) снегу. Прилет снегиря стал для меня очень (по радости, по важности ) событием. |