Скачать 42.59 Kb.
|
Открытый урок по русскому языку в 3 классе Тема: Однокоренные слова; два признака однокоренных слов. Цели урока: - научиться распознавать однокоренные слова; - иметь представление о признаках родственных слов; - научиться выделять корень слова в однокоренных словах; - учиться проводить исследования на небольшие темы и делать выводы по их результатам; - уметь грамотно и красиво оформить свою работу. Оборудование: таблица «Корень. Однокоренные слова.», карточки со словами, доклады детей, цитата из воспоминаний А.Н.Толстого, исследовательские работы учеников на темы «Почему водитель водяному не родня?» и «Почему лосю голос не родной?», Ход урока 1. Оргмомент. - Ребята, откройте тетради и запишите число. 2. Словарная работа. - Сейчас мы проведём словарный диктант. Запишите слова в тетради. Урожай, ребята, Россия, трактор, жёлтый, чёрный, сентябрь, октябрь, картофель, воробей. - А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по часовой стрелке. Проверьте работу своего товарища. 3. Чистописание. Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено: - Похожа буква на топор! Расколет непременно! Е. Тарлапан. - Что это за буква? - Сегодня мы пропишем буквы заглавные У и Р. - Запишите слова русского писателя А.Н.Толстого: «Русский язык певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.» 4. Работа по теме урока. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. Е. Измайлов. - Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о корне слова) - Верно, сегодня мы поговорим о корне слова. послушайте небольшую шутку. Родня ли Гусеница Гусю? - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка – гусеница. - Есть ли в этой шутке «родственники»? Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. А Петя возразил: - Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово. - Вы согласны с Петей? - А почему нет? - Какие слова можно называть родственными словами? 5. Наблюдение над родственными словами. - Перед вами таблица. Прочитайте слова. Чем они похожи? (имеют общую часть) - Как называется общая часть? (корень) - Как называются эти слова? (однокоренные) - Что ещё у них общее? (значение) - Вот цветок. Да не простой. На каждом лепестке написано слово. Придумайте однокоренные слова к этим словам. Назовите корень. (устно) - Ребята, надо восстановить текст. Для этого нужно подобрать подходящие по смыслу однокоренные слова и вставить их. Запишите получившийся в тетради. (текст на таблице) - Молодцы. - Ваши товарищи провели исследовательскую работу. Они готовы вам рассказать о результатах своей работы. (темы исследований: 1. Почему водитель водяному не родня? 2. Почему голос лосю не родной?) - Согласны ли вы с выводами товарищей? - Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Какие же слова называются однокоренными? - Откройте учебник на странице 56 и прочитайте правило о корне. 6. Физминутка. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. 7. Закрепление изученной темы. - На стр. 56 найдите упр.118. Прочитайте задание. На доске будет работать Кирилл, а вы в тетрадях. - А сейчас поиграем в игру «Найди родное слово». На карточках написаны слова. Я наугад выдам вам по карточке. Вы должны объединиться в «семьи родных слов». Будьте внимательны. (на карточках слова: ледник, ледяной, море, моряк, ходики, переход, белка, белый, больной, больница, листопад, листок, дом, домик, домовой, вода, водитель, водяной) - У нас образовались две группы. Для вас у меня есть задание. Прочитайте содержимое карточки и найдите лишние слова. №1. 1) Сыр, сырный, сырник, сырость. 2) Соль, солонка, солист, солить. №2. 1) Горе, горный, горка, гора, горняк 2) Пол, поле, половик, половичок. 8. Подведение итогов урока. - Давайте подведём итоги урока. Что вы узнали сегодня на уроке? - Приведите примеры однокоренных слов. 9. Домашнее задание. - Дома выучить правило на стр.56. и выполнить упр.120. В тетрадях выполнить задание 4 на стр. 30. 10. Заключение. - А сейчас поиграем в игру «Узнай, кто это?». Я читаю загадку. Вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделить корень. Кто рыбачит на реке С тонкой удочкой в руке? (рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит …) Кто хлопочет с поварёшкой, Варит вкусный суп с картошкой? (повар, сварил, варенье …) Кто на ранней зорьке встал, Плугом поле распахал? Кто овец пасёт и коз Там, где луг травой зарос? (пастух, пасёт, пастбище …) - Урок окончен. Спасибо за работу. |