Скачать 37.42 Kb.
|
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель русского языка и литературы сош №22 г. Балаково Саратовской обл. Зеркальная Маргарита Евгеньевна Тема урока: Имя прилагательное. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. Цель урока: повторить и систематизировать полученные в 5 классе знания о признаках прилагательного; о синтаксической роли прилагательного; правописание падежных окончаний прилагательного; обозначить роль прилагательного в речи. Ход урока. 1.Организационно-психологический этап. Сценка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», исполняемая учащимися. Работа с учащимися по сценке: _ Согласны ли вы с рассуждениями Митрофанушки? (нет) _ Какой частью речи у него является слово «дверь»? (прилагательным) _ Какую ошибку он допустил в своих рассуждениях? ( нельзя часть речи определять, основываясь на лексическом значении слова. Необходимо учитывать грамматическое значение) 2. Актуализация знаний по теории. Учитель: Исправим ошибку Митрофанушки и вспомним, что мы знаем о прилагательном. Работа по индивидуальному заданию учащихся- нарисовать «портрет» прилагательного со всеми его признаками ( работа с привлечением всего класса): _ Почему Существительное на рисунке идет по ровной дорожке, а Прилагательное – по волнистой? (прилагательное является в предложении определением и подчеркивается волнистой линией, ( иногда сказуемым), а существительное – подлежащим, подчеркивается одной прямой чертой) _ Какова морфологическая и синтаксическая роль краткого прилагательного? (является в предложении сказуемым ) _ В какой части слова прилагательные теряют в весе? ( в окончании) 3. Воспроизведение знаний на новом уровне. Учитель: прилагательные и существительные дружны настолько ( см. рисунок ученицы) , что иногда не определишь, какая перед нами часть речи. Задание: Определить, к какой части речи относятся слова: дежурный, слепой Составьте и запишите предложения, чтобы в одном слово стало существительным, а в другом-прилагательным. Подчеркните их , как члены предложения. ( задание дается по вариантам – образец ответа: Слепой человек переходил дорогу. Мы помогли слепому. ) Вывод: как определяли часть речи? На что ориентировались? ( на вопрос и синтаксические признаки) Задание: А еще по каким признакам можно узнать прилагательное? Перед вами текст Л.Петрушевской «Пуськи бятые». Найдите в тексте прилагательные, Вывод: значение слов в тексте непонятно, но мы прилагательные нашли по его внешним признакам- по окончанию. _ а еще по какой морфеме можно узнать прилагательное? ( по суффиксу ) _ какие суффиксы прилагательных вы знаете. ( -еньк-,оньк-, -лив-, ист-, -чив-).Приведите примеры прилагательных с этими суффиксам (легонький, говорливый, пятнистый и др.) Учитель: Каждая часть речи имеет свои правила правописания, орфограммы. Имеет их и прилагатель 2. ное. Давайте вспомним правила правописания прилагательного, которые изучали в 5 классе. а) О каком правиле идет речь?(плакат на доске): Чтобы написать большой, Ставлю я вопрос : какой? Чтобы написать большому, Я опять спрошу: какому? (о правописании падежных окончаний). - Как мы определяем окончание прилагательных? ( по вопросу) Задание: раскройте скобки, согласуя прилагательные с существительным чужой (дворе, вещь) синий ( платье, краска) рыжий ( мальчиком, собаку) - В каком падеже по вопросу определить окончание нельзя? ( в род. пад. и им.пад.) Задание: поставьте слова « чужой», «рыжий» в род.пад. Какое окончание у этих прилагательных? б) Какая орфограмма появилась еще в окончании этих слов? ( правописание о-е в прилагательных после шипящих) Задание: игра « найти третий лишний»- хорошего, желтый, большого свежего, чужой, прожорливый Учитель: А теперь давайте вспомним , для чего нам нужны в речи прилагательные? Когда мы их используем? Проверка домашнего задания: ученики зачитывают отрывки из домашнего мини-сочинения, в котором нужно было описать любимое животное, используя прилагательные-определения. __ Какие прилагательные вы использовали в своем сочинении? ( прилагательные со значением цвета, формы , качества и др.) Учитель: но есть еще оценочные прилагательные. Как они называются? (эпитеты) - В каком стиле речи используются эпитеты? Для чего они служат? ( в книжном стиле, служат для того, чтобы придать красочность, яркость ) Задание (поэтическая минутка): придумайте синквейн о розе, используя эпитеты. 4. Определение и разъяснение домашнего задания. Дома составить кроссворд по теме «Прилагательное», используя те знания о прилагательном, которые мы обобщили на уроке. 5. Итоги урока. Вывод и обобщение делает ученик, что способствует лучшему пониманию домашнего задания. 6. Выставление оценок за урок. |