Конспект урока составленного по технологической карте.
Бакирова Марина Викторовна
Татарстан, Нурлатский район, город Нурлат
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Учитель русского языка и литературы Конспект урока составленного по технологической карте.
Конспект урока составленного по технологической карте. Преподаватель – Бакирова Марина Викторовна
Предмет – Русский язык
Урок в 5 классе.
Тип урока: комплексного применения ЗУН
Цели:
Лингвистические цели
1.Повторить спряжение глагола.
2. Коррекция изученных способов действий при написании безударны личных окончаний
глаголов
Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии
(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).
Развивающие цели:
1.Развивать монологическую речь учащихся.
2.Учить четко отвечать на поставленные вопросы.
3.Развивать логическое мышление, формировать устойчивость мыслительной деятельности
Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления
учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения
писать безударные личные окончания глаголов.
Задачи урока (для учащихся):
- учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;
- учиться ставить учебные задачи;
- учиться организации работы в парах и в группах;
- систематизировать знания о грамматических признаках глагола;
- научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;
- научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;
- учиться контролировать и оценивать себя.
Раздаточный материал: - карточки с заданиями;
Необходимое оборудование: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова - издю4-е, М.: Баласс, 2012. ( соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования)
Технологическая карта. Правописание букв гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Технология проведения
| Деятельность
ученика
| Деятельность
учителя
| Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующие задания каждого этапа
| I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся.
| Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
| Проводить инструктаж, настраивать детей на работу
.
| I этап. Организационный момент. Ребята, закройте глаза, опустите голову. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно: Я буду внимательным.
Буду думать, думать, думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду догадлив, старателен. -Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
| I этап. Организационный момент.
Коммуникативные УУД Личностные УУД
| II этап. Актуализация знаний. 1.Повторить спряжение глагола.
2. Коррекция изученных способов действий при написании безударны личных окончаний
глаголов
| Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Работать с текстом.
Уметь найдите ошибки в рассуждениях по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки.
|
Организовать фронтальную работу .
Фронтальный опрос на вопросы.
Учить правильно формулировать свои мысли Выявление места и причины затруднения
| II этап. Актуализация знаний.
Вопросы для обсуждения:
1.По какой части речи шла работа на предшествующих уроках? Чему вы учились на этих уроках? 2.Вспомните, для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Поясните свой ответ примерами.
3.Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
4. Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению? Работа с текстом
1. Глагол летишь относится к 1 спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на -еть: лететь ( суффикс -е- перед ть)
2. Броса_шь. Ставлю ударение : брасА_шь. Окончание безударное . Ставлю глагол в неопределенную форму : бросить. Глагол оканчивается на -ить ( суффикс -и- перед ть), относится ко 2 спряжению, следовательно, в форме броса_шь нужно писать букву и.
| II этап. Актуализация знаний. Сформулируйте основной вопрос урока, попытайтесь дать на него ответ. (Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов). Сформулируйте учебные задачи.
- Учиться ставить глагол в неопределенную форму.
- Научиться безошибочно определять спряжение глагола.
- Запомнить все личные окончания глаголов.
- Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола. Познавательные УУД
| III этап. Изучение нового материала.
| Оценивать правильность выполнения заданий
Учиться строить алгоритм.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах)
Оценивать правильность выполнения заданий
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Уметь достраивать алгоритм, доказывать свою точку зрения
| Организовать работу по изучению правописания личных окончаний глаголов
Учить детей строить алгоритм
Организовать работу в парах
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
| III этап. Изучение нового материала.
Дополнить схему-алгоритм, чтобы было легче писать окончания глаголов.
1.Проверить, ударные или безударные личные окончания имеет глагол. Окончание
Безударное ударное
Вывод: пиши, как слышишь
-ешь, ет, ете, ут( ют)- глагол
1 спряжения, ишь, ит, им, ите,
ат (ят)- глагол 2 спяжения.
2.Поставь глагол в
неопределенную форму,
учитывая вид личной формы,
определи, оканчивается ли он
на - ить
нет да
Вывод: данный глагол Вывод: данный глагол
относится к 1 спряжению относится ко 2 спряжению
и имеет окончания и имеет окончания
ешь,ет,ете,ут(ют) ишь, ит, им, ат(ят)
2.У вас на партах карточка со словами: Наступа…т, ве…т, слыш…м, ду…т, исчеза...шь, чувству...м, лета...м, сине…т, та…т, дыш…т, ожива…т, люб...м, смотр...м, пробега...шь, свет...т, гон...м.
Первый участник называет 5 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение. После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» по следующим критериям: если все 5 глаголов верно поставлены в неопределенную форму, - 5 баллов, если у всех 5 глаголов верно определено спряжение, - 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем учащиеся меняются ролями. На всю работу отводится 5 минут.
Какие слова у вас вызвали трудности при выборе гласной в написании окончания?
слыш…м дыш…т , смотр...м гон...м
-Какой цепочки не хватает в нашем алгоритме, для того чтобы определить спряжение таких слов как « дышать», « смотреть» , « брить» и др.?
1.Проверить, ударные или безударные личные окончания имеет глагол.
Окончание
Безударное ударное
Вывод: пиши, как слышишь
-ешь, ет, ете, ут( ют)- глагол
1 спряжения, ишь, ит, им, ите,
ат (ят)- глагол 2 спяжения. 2Определите является ли
слово исключением нет да .. брить, стелить- 1 спряжение
гнать, дышать, держать, смотреть
слышать, видеть, ненавидеть
зависеть, терпеть, обидеть, вертеть-
2 спряжение 3.Поставь глагол в
неопределенную форму,
учитывая вид личной формы,
определи, оканчивается ли он
на - ить
нет да
Вывод: данный глагол Вывод: данный глагол
относится к 1 спряжению относится ко 2 спряжению
и имеет окончания и имеет окончания
ешь,ет,ете,ут(ют) ишь, ит, им, ат(ят)
| III этап. Изучение нового материала. Коллективная работа
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Работа в парах
Работа в парах - Почему не справились со всеми заданием?
Какие слова у вас вызвали трудности при выборе гласной в написании окончания?
Регулятивные УУД Личностные УУД
|
IV этап. Закрепление изученного.
|
Работать с информацией, представленной в форме алгоритма Выполняют физкультминутку
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
|
Организовать самостоятельную работу, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать физкультминутку
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Организовать фронтальную работу
|
IV этап. Закрепление изученного
Используя алгоритм, выполните самостоятельно упр. 593. Самопроверкой по эталону. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
Выполнение физкультминутку
I уровень-
самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
II уровень-
сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.
III уровень-
еще более сложный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.
Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.
IV уровень-
самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу. ______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.
| IV этап. Закрепление изученного.
Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Домашняя работа
| Отвечают на вопросы, оценивают.
Оценивание знания, пользуясь диагностической картой. ( +, -)
Выбор домашнего задания
| Выявление пробелов в знаниях, выявление самых трудных моментов на уроке.
Объяснение домашнего задания.
|
II. Итог урока. Рефлексия деятельности. - Со всеми поставленными задачами вы справились?
-При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? -Оцените свои знания, пользуясь диагностической картой. ( +, -)
1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений
|
| 2. Я знаю слова- исключения из правила « Правописание безударных личных окончаний глаголов»
|
| 3. Я правильно определяю вид глагола, умею ставить в неопределенную форму
|
| 4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов
|
| 5. Я всё запомнил и могу работать без алгоритма.
|
| 6. Я смогу объяснить эту тему товарищу
|
|
Домашняя работа ( по выбору) 1.Упр.596 ( Озаглавить текст, Выписать слова
с пропусками букв.
Указать вид и спряжение всех глаголов) 2. Упр.596 ( Озаглавить и списать весь текст,
вставляя пропущенные буквы. Указать вид и
спряжение всех глаголов. Найти простое нераспространенное
предложение, добавить однородные члены и записать его.) 3.упр.594. Творческое задание. Опираясь на
словосочетания из упр. 593, составить небольшой
рассказ. Определить и записать тему рассказа.
Над глаголами, которые вы использовали
в тексте, написать спряжение ).
| II. Итог урока. Рефлексия деятельности. Коммуникативные УУД
| |