Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 61.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.11.2013
Размер61.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Автор – Медведева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Чебоксары

Урок – презентация по русскому языку в 5 классе

«По станциям Лексики»
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Слайдовая презентация

  4. Карточки с заданиями

Программное обеспечение: Word, Power Point
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Обучающие:

      1. систематизировать знания учащихся по лексикологии, повторив следующие понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы,

      2. дать представление об изобразительных возможностях лексики;

  • Развивающие:

  1. развивать творческие способности и речь учащихся,

  2. формировать логическое мышление,

  3. развивать эстетическое восприятие действительности;

  • Воспитывающие:

  1. формировать чувство прекрасного,

  2. прививать любовь к русскому языку, родной природе.

Тип урока обобщение

Ход урока

    1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Лексики. Перед вами – маршрутный лист (слайд 1). Ознакомившись с названиями станций, вы поймете, что цель путешествия – закрепить сведения о лексическом значении и смысловых отношениях между словами. В этот прекрасный зимний день по станциям Лексики мы прокатимся с ветерком на русской тройке под звон бубенчиков и колокольчиков (слайд 2). За каждый правильный ответ вы получите снежинку. Если их будет пять, то и в журнале у вас появится пять. Итак, в добрый путь!

    1. Посещение станций

Учитель. Первая станция называется «Лексическое значение». Вам надо определить слово по его лексическому значению и разгадать кроссворд (слайд 3).

Задание 1. Кроссворд (выполняется на карточках и на доске письменно).

Учитель. Проверьте (слайд 4). А теперь составьте словосочетания.

Задание 2. Составить словосочетания с разгаданными словами (устно).

Учитель. Звенит колокольчик, тройка мчится дальше. Тройка… А ведь у этого слова есть и другие значения. Назовите их, а помогут вам иллюстрации (слайд 5). Как называются слова, у которых несколько значений? А теперь из перечисленного ряда слов запишите многозначное и составьте с ним словосочетания. Убедитесь в верности ответа, обратившись к толковому словарику, данному в учебнике (слайд 6, 7, 8).

Задание 3. Перечислить значения слова «тройка» (устно).

Задание 4. Найти среди слов «айсберг, изморозь, алмазный, поземка» многозначное, составить словосочетания, раскрывающие его значения (письменно).

Учитель. Значение может стать вторичным, переносным. Напомните, как происходит перенос значений (слайд 9). А теперь выпишите из текста слова с переносным значением. Проверьте (слайд 10, 11). Для чего автор использует слова с переносным значением? Как называются выразительные средства, основанные на переносном значении слов? (слайд 12, 13).

Задание 5. Выписать из текста «Зимний дуб» слова с переносным значением (письменно). Сделать вывод об их роли в создании художественного образа. Ввести понятие «троп». Дать определение метафоры, олицетворения, эпитета (устно).

Задание 6. Списать отрывки из художественных произведений (слайд 14). Объяснить пропущенные орфограммы. Указать вид тропов (письменно на карточках и на доске).

Задание 7. Составить описание зимнего дерева (слайд 15), используя тропы (письменно в тетради).

Учитель. Сравните свое описание со строками С.А.Есенина (слайд 16). Колокольчик вновь звенит. Пора в дорогу. Следующая станция – «Синонимы» (слайд 17). Ой, поднялась метель. Чтобы добраться до станции, вспомните синонимы к слову «метель» (слайд 18).

Задание 8. Дать определение синонимов. Назвать синонимы к слову «метель» (устно).

Учитель. Впереди – новая станция. Сани мчатся вперед, ведь мы их подготовили еще летом. А что, согласно народной мудрости, готовят зимой. Выполните задания (слайд 19, 20).

Задание 9. Закончить пословицу. Дать определение общеязыковых и контекстуальных антонимов, антитезы.

Учитель. Устали. Полминутки для шутки. Ответьте на вопросы и скажите, на какую станцию мы попали (слайд 21, 22, 23).

Задание 10. Ответить на шуточные вопросы. Сделать вывод об омонимах и их разновидностях (устно).

Задание 11. Выписать омонимы. Указать разновидность омонимии (письменно на карточках).

Учитель. А рядом – другая станция. Здесь вам надо исправить ошибки (слайд 24, 25, 26).

Задание 12. Исправить речевые ошибки. Дать определение паронимов.

3. Подведение итогов. Домашнее задание

Учитель. Наше увлекательное путешествие закончилось. Мы повторили сведения о лексике и пополнили ваш запас «зимними» словами. Они вам непременно пригодятся при выполнении домашнего задания – написать сочинение-миниатюру «Зимний лес». Вы хорошо поработали, спасибо за урок (слайд 27).

Приложение

Карточка1.

Кроссворд

1.Замерзшая вода


1.













2.
















3.
















4.



















5.



















6.



















7.


















2.Тонкий снежный слой,

образующийся из-за испарений

с охлажденной поверхности

3.Твердая корка на снегу после оттепели

4.Холод

5.Слой наметенного ветром снега

6.Только что выпавший рыхлый снег

7.Певчая птица отряда воробьиных, серая

с красной грудкой
Карточка 2.

Найдите в художественных текстах эпитеты,

метафоры, олицетворения. Объясните

пропущенные орфограммы.

Ноч..ю в полях под напевы метели

Дремл..т, к..чаясь, бере..ки и ели…

И.А.Бунин

Под голуб..ми н..бесами

Великолепными к..врами,

Блестя на солнце, сне.. л..жит.

А.С.Пушкин

Карточка 3.

Определите разновидность омонимов.

Снег сказал:

  • Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

Я.Козловский

Вечно властен, вечно молод,

В странах сумрака и льда

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

В.Брюсов

Карточка 4.

Исправьте речевые ошибки.

Из-за чего они возникли?

1.У этой снежинки кристальная форма.

2.На свежем снегу опечатки лапок лисы.

3. Фигуристы выступали в шоу

«Ледяная симфония».

4.Дед Мороз – адресат детских писем.

5.Снежная королева построила ледниковый замок.
Текст к заданию 5

Зимний дуб

Посреди поляны в белых одеждах стоял дуб…

Его нижние ветви раскинулись шатром. Снег набился в морщины коры, и толстый ствол казался пошитым серебряными нитями. Дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

( По Ю. Нагибину)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск