Скачать 61.17 Kb.
|
Автор – Медведева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Чебоксары Урок – презентация по русскому языку в 5 классе «По станциям Лексики» ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Программное обеспечение: Word, Power Point ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Тип урока – обобщение Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Лексики. Перед вами – маршрутный лист (слайд 1). Ознакомившись с названиями станций, вы поймете, что цель путешествия – закрепить сведения о лексическом значении и смысловых отношениях между словами. В этот прекрасный зимний день по станциям Лексики мы прокатимся с ветерком на русской тройке под звон бубенчиков и колокольчиков (слайд 2). За каждый правильный ответ вы получите снежинку. Если их будет пять, то и в журнале у вас появится пять. Итак, в добрый путь!
Учитель. Первая станция называется «Лексическое значение». Вам надо определить слово по его лексическому значению и разгадать кроссворд (слайд 3). Задание 1. Кроссворд (выполняется на карточках и на доске письменно). Учитель. Проверьте (слайд 4). А теперь составьте словосочетания. Задание 2. Составить словосочетания с разгаданными словами (устно). Учитель. Звенит колокольчик, тройка мчится дальше. Тройка… А ведь у этого слова есть и другие значения. Назовите их, а помогут вам иллюстрации (слайд 5). Как называются слова, у которых несколько значений? А теперь из перечисленного ряда слов запишите многозначное и составьте с ним словосочетания. Убедитесь в верности ответа, обратившись к толковому словарику, данному в учебнике (слайд 6, 7, 8). Задание 3. Перечислить значения слова «тройка» (устно). Задание 4. Найти среди слов «айсберг, изморозь, алмазный, поземка» многозначное, составить словосочетания, раскрывающие его значения (письменно). Учитель. Значение может стать вторичным, переносным. Напомните, как происходит перенос значений (слайд 9). А теперь выпишите из текста слова с переносным значением. Проверьте (слайд 10, 11). Для чего автор использует слова с переносным значением? Как называются выразительные средства, основанные на переносном значении слов? (слайд 12, 13). Задание 5. Выписать из текста «Зимний дуб» слова с переносным значением (письменно). Сделать вывод об их роли в создании художественного образа. Ввести понятие «троп». Дать определение метафоры, олицетворения, эпитета (устно). Задание 6. Списать отрывки из художественных произведений (слайд 14). Объяснить пропущенные орфограммы. Указать вид тропов (письменно на карточках и на доске). Задание 7. Составить описание зимнего дерева (слайд 15), используя тропы (письменно в тетради). Учитель. Сравните свое описание со строками С.А.Есенина (слайд 16). Колокольчик вновь звенит. Пора в дорогу. Следующая станция – «Синонимы» (слайд 17). Ой, поднялась метель. Чтобы добраться до станции, вспомните синонимы к слову «метель» (слайд 18). Задание 8. Дать определение синонимов. Назвать синонимы к слову «метель» (устно). Учитель. Впереди – новая станция. Сани мчатся вперед, ведь мы их подготовили еще летом. А что, согласно народной мудрости, готовят зимой. Выполните задания (слайд 19, 20). Задание 9. Закончить пословицу. Дать определение общеязыковых и контекстуальных антонимов, антитезы. Учитель. Устали. Полминутки для шутки. Ответьте на вопросы и скажите, на какую станцию мы попали (слайд 21, 22, 23). Задание 10. Ответить на шуточные вопросы. Сделать вывод об омонимах и их разновидностях (устно). Задание 11. Выписать омонимы. Указать разновидность омонимии (письменно на карточках). Учитель. А рядом – другая станция. Здесь вам надо исправить ошибки (слайд 24, 25, 26). Задание 12. Исправить речевые ошибки. Дать определение паронимов. 3. Подведение итогов. Домашнее задание Учитель. Наше увлекательное путешествие закончилось. Мы повторили сведения о лексике и пополнили ваш запас «зимними» словами. Они вам непременно пригодятся при выполнении домашнего задания – написать сочинение-миниатюру «Зимний лес». Вы хорошо поработали, спасибо за урок (слайд 27). Приложение Карточка1. Кроссворд 1.Замерзшая вода
образующийся из-за испарений с охлажденной поверхности 3.Твердая корка на снегу после оттепели 4.Холод 5.Слой наметенного ветром снега 6.Только что выпавший рыхлый снег 7.Певчая птица отряда воробьиных, серая с красной грудкой Карточка 2. Найдите в художественных текстах эпитеты, метафоры, олицетворения. Объясните пропущенные орфограммы. Ноч..ю в полях под напевы метели Дремл..т, к..чаясь, бере..ки и ели… И.А.Бунин Под голуб..ми н..бесами Великолепными к..врами, Блестя на солнце, сне.. л..жит. А.С.Пушкин Карточка 3. Определите разновидность омонимов. Снег сказал:
Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей. Я.Козловский Вечно властен, вечно молод, В странах сумрака и льда Петь заставил вещий молот, Залил блеском города. В.Брюсов Карточка 4. Исправьте речевые ошибки. Из-за чего они возникли? 1.У этой снежинки кристальная форма. 2.На свежем снегу опечатки лапок лисы. 3. Фигуристы выступали в шоу «Ледяная симфония». 4.Дед Мороз – адресат детских писем. 5.Снежная королева построила ледниковый замок. Текст к заданию 5 Зимний дуб Посреди поляны в белых одеждах стоял дуб… Его нижние ветви раскинулись шатром. Снег набился в морщины коры, и толстый ствол казался пошитым серебряными нитями. Дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. ( По Ю. Нагибину) |