Скачать 25.68 Kb.
|
Урок 13. Тема: Повторение по теме «Лексика». Цели: обобщить знания, полученные в предыдущих классах; углубить знания понятий лексическое и грамматическое значение слова, однозначные и многозначные слова. 1. Повторение. 1) Ответьте на вопросы. - Что такое лексика? - Как называется раздел языкознания, который изучает лексику? - Как вы понимаете лексическое значение слова? - Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им явлением, предметом, понятием, действием, качеством: рьяный – очень усердный, повстречать – случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (признаков, действий), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (признак, действие). Таким образом, лексическое значение состоит из многих составляющих (компонентов). Слово может иметь и несколько лексических значений. Наука, рассматривающая эти значения, называется семантикой. Наиболее известные словари, дающие толкования слов: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. – М., 1978-1980, Ожегов С. И. Словарь русского языка. 21-е изд. – М., 1989, Лопатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1981. 2. Работа по теме урока. 1) Чтение теоретических сведений в учебнике на стр. 20 – 21. 2) Выполни упражнения 29, 30. 3) Чтение теоретических сведений на стр.22-23. 4) Выполнение упражнения31, 32(устно). 5) Ответь на вопросы. В случае затруднения обращайся к учебнику. - Все ли слова обладают лексическим и грамматическим значением? - Какими способами возникают новые значения слов? - Какие слова называют многозначными? - Объясните, из-за чего возникает комический эффект в известной шутке: «Шёл дождь и два студента, один в пальто, другой – в университет»? 6) Знакомство с понятием омонимия и её виды на стр.24-25. 7) Выполнение упражнения 40. 8) - Для чего служат синонимы в речи? - Синонимы – это богатство языка. Человек, используя синонимы, делает свою речь гибче, богаче, выразительнее. Умение владеть синонимическими средствами языка даёт человеку возможность лучше говорить и писать на родном языке. 9) Познакомься с теоретическим материалом на стр. 27, 29. 10) – Почему синонимы образуют ряды, а антонимы – пары? Чтение теоретического материала на стр. 32 (антитеза, оксюморон, паронимы). - Антонимы широко используются в художественной речи, на них может быть основана выразительная сила произведения. На использовании антонимов часто построены заглавия произведений («Война и мир», «Преступление и наказание»). Употребление антонимов лежит в основе многих пословиц и поговорок (Мягко стелет, да жёстко спать). 3. Закрепление. 1) Прочитайте текст и ответьте на вопрос, на каких явлениях лексики оно построено. В полях, не кошенных косой, Все утро дождик шел косой. Дочь грома – капля-егоза, Кончая свой высотный путь, Летела с круч, закрыв глаза, В лицо земли боясь взглянуть, Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она стекла. 4. Подведение итога. - Какие сведения из раздела «Лексика» повторили? - Какие знания углубили? 5. Домашнее задание. - Составьте конспект по вопросам 1 -10 раздела «Лексика». Ответы на вопросы можно найти на страницах: 1-ый вопрос – на стр. 20, 2-ой, 3 –й – на стр. 22, 4-й, 5-й – на стр. 24-25, 6-й, 10-й – на стр. 7-й – на стр.27, 8-й – на стр. 29, 9-й – на стр. 30. - Выполни упражнения 41, 55. |