Скачать 75.97 Kb.
|
1 Гуськова Татьяна Васильевна. 2. Высшее. 3. 34 (тридцать четыре ) года. 4. 27.09.2010 – 02.10.2010 17.01.2011 – 22.01.2011. 5. январь 2011 6. Русский язык литература. 7. 5, 6, 7 классы 8. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч./ С.И. Львова, В.В. Львов. – 9 –изд., перераб. – М.: Мнемозина,2012. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – 10 –е изд. – М.: Просвещение, 2009 - 318 с. Русский язык : учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; Науч . редак. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010 Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2.ч. /В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин/ Под ред. В.Я. Коровиной. – 17 – е изд., перераб. – М. :Просвещение,2010 Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. –М.: Просвещение, 2010 Литература . 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Авт. – сост. В.Я. Коровина. – 17 – е изд. – М. : Просвещение, 2009 9.Расширение культурологического кругозора учащихся 10___________ 11______________ 12 Открытый урок и внеклассное мероприятие для учителей русского языка Бессоновского района. ( 2010 г.) 13 _______________- 14_____________________- 15 5 класс Русский язык (февраль) Тема: Культура речи. Употребление имён существительных в речи.. Сценка Встретились два друга Сашка и Матвей. Сашка сказал: --А у меня дома овсянка! --Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка. --Люблю овсянку! – добавил Сашка. -- И я люблю, - сказал Матвей. --Она жёлтая, красивая такая! --И вкусная! Особенно с молоком! --Как это – вкусная! Как это – с молоком! – удивился Сашка. --Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком. --Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка. --Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей. --Про какую овсянку? --Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? -- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. --Каша песни пела? – изумился Матвей. --Какая каша! Не каша, а птица! Птица ов-сян-ка!!! Не слыхал про такую что ли? – рассердился Сашка . И добавил: «Айда ко мне – мою овсянку кушать.» И друзья побежали. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока: Лексика и фразеология. Обобщение изученного. Задачи: . Образовательные: - формировать умение подбирать синонимы, антонимы, омонимы; находить прямое и переносное значение слов, различать однозначные и многозначные слова; - совершенствовать умение работы со словарями разных типов. . Развивающие: - развивать творческое мышление, активность учащихся; - совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся. . Воспитательные: - прививать любовь к слову; - повышать интерес к русскому языку; - воспитывать бережное отношение к родному языку. . Оборудование: словари (толковый, фразеологический, словарь антонимов, словарь иностранных слов), картинки, карточки (дидактический материал). Ход урока ( На доске картинка с изображением сказочного теремка) Эпиграф : « Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»( К.Г. Паустовский) Организационное начало. Ребята, как называется раздел лингвистики, который мы изучили? ( Лексикология). Как слова К.Г. Паустовского соотносятся с этим разделом?( В разделе «Лексикология» мы изучали слово как единицу языка, о слове говорит и писатель). Итак, сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили в разделе «Лексикология» и применим знания на практике.(Учащиеся записывают число и тему урока в тетради) Посмотрите, у нас здесь необыкновенный домик . В чистом поле теремок, теремок, Он ни низок, ни высок, ни высок. Кто, кто в теремочке живёт? Кто , кто в невысоком живёт? Ребята, а откроем мы эту тайну тогда, когда разгадаем кроссворд.( На доске таблица кроссворда) Вопросы 1. Слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение (синонимы) 2. Словарный состав языка (лексика) 3. Слова одной части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению (омонимы) 4. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке (словарь) 5. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением (антонимы) Ребята, кто же живёт в теремке? (слова) Что изучает раздел лингвистики «Лексикология»? (слово) Посмотрите, к теремку кто – то приближается . Кто это, вы узнали? (Почтальон Печкин) Он просит нас помочь правильно разнести жильцам теремка корреспонденцию. - Ребята, а кто был нашим незаменимым помощником на уроках, когда мы изучали раздел «Лексикология» ? (словарь) .Давайте – ка посмотрим, что расскажет нам толковый словарь о слове « корреспонденция»? Какие группы слов с т.з. происхождения составляют лексический состав русского языка? (исконно русские, заимствованные). Вспомните признаки заимствованных слов и выполните задание: Конверт №1. Выпишите заимствованные слова из данного списка слов: ( комментировать) Театр, буфет, биатлон, внучка, фехтование, парикмахер, весенний, зимовать, диагноз, астрономия, эпизод, бережок, факт, кафе, пюре, трюк, денёк, медный, аквариум, кювет, бессловесный, бюст, скафандр. Кому мы должны передать письма? Для этого нужно выполнить задания. Конверт №2 А). Подберите к данным словам близкие по значению слова: мужество, спор, смеяться, тоска, плохой( человек), сказал. Б). Замените синонимами все слова в предложениях: 1) Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 2) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. 3) Разъярённая вьюга замела тропинки. Итак, кто же жильцы квартиры№2? (синонимы). Дайте определение синонимам. Жильцов квартиры №3 Застать сумели мы едва. Они стояли у порога, Уже готовые в дорогу. Угадайте, кто они? Один высокий – другой низкий, Один толстый – другой тонкий, Один весёлый – другой грустный. (Антонимы) Наконец – то получили они весточку от любимого дедушки. Начали читать и чуть не расплакались. Половина письма – сплошное тёмное пятно. Видимо, письмо побывало под дождём или в речке. Ребята, помогите братьям – антонимам прочитать письмо. (Устно) А) « Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, …(щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, твёрдыми ) Б) Вставьте пропущенные слова – антонимы(текст заранее записан на доске). Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и … (разъединить) их, словом можно служить любви, словом же можно служить … и … (вражде и ненависти). (Л.Н.Толстой) Ребята, а вот догадаться о том, кто живёт в квартире №4, наверное, будет совсем нелегко. А впрочем… А) Прочитаем по ролям сценку « Овсянка» Сценка Встретились два друга Сашка и Матвей. Сашка сказал: --А у меня дома овсянка! --Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка. --Люблю овсянку! – добавил Сашка. -- И я люблю, - сказал Матвей. --Она жёлтая, красивая такая! --И вкусная! Особенно с молоком! --Как это – вкусная! Как это – с молоком! – удивился Сашка. --Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком. --Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка. --Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей. --Про какую овсянку? --Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? -- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. --Каша песни пела? – изумился Матвей. --Какая каша! Не каша, а птица! Птица ов-сян-ка!!! Не слыхал про такую что ли? – рассердился Сашка . И добавил: «Айда ко мне – мою овсянку кушать.» И друзья побежали. Ребята, почему мальчики не могли понять друг друга? Дайте определение омонимам. Какова роль омонимов в тексте сценки? ( Омонимы – средство создания комического) Б) Найдите в толковом словарике слова - омонимы и запишите с ними предложения. Жильцы квартиры №5 стараются всегда и везде быть вместе, потому что только находясь рядом, они получают определённое значение. Угадайте, как их зовут? Посмотрите картинки, может, они вам помогут. (Рисунки к фразеологизмам) А) «Четвёртый лишний». Объясните, почему лишний, составьте с ним предложение, запишите его. Хоть пруд пруди бежать во все лопатки Кот наплакал сломя голову Тьма – тьмущая черепашьим шагом Яблоку негде упасть в мгновение ока Б) Как характеризует человека фразеологизм? --семи пядей во лбу --звёзд с неба не хватает --у него язык без костей --собаку съел Конверт (квартира №6). Здесь идёт заседание общества любителей образного слова. Почтальон Печкин очень смущён, он боится нарушить гармонию, царящую там, внутри. Ребята, прочитайте тексты и скажите, о чём идёт разговор в этой загадочной квартире? А) Усталое солнце по небу гуляет, Ленивая туча над лесом скучает. На сонной берёзке щебечут синицы, Спит ветер игривый средь поля пшеницы. ( А. Громова) Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зелёной весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны. ( С. Есенин) В квартире №6живут слова с прямым и переносным значением. Какие художественные приёмы, основанные на употреблении слов в переносном значении нам известны? (метафора – скрытое сравнение, олицетворение – неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ, эпитет – образное прилагательное). Какова их роль? ( Они придают тексту особую выразительность) Б). Составьте словосочетания, используя слова в прямом и переносном значении: тяжёлый, холодный, злой, дышит. Ребята, наш герой заметил на заднем дворе какое – то движение: одни жильцы вошли в задние ворота, а некоторые покинули терем. Как вы это объясните? (устаревшие, новые слова) Жильцам квартиры №7 предназначалось это письмо : Разгадайте кроссворд, вспомните устаревшие слова. Итог урока Ребята, В. Шефнер написал замечательные стихи: Гаснет русская словесность, Разговорная краса Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни! Созвучно ли стихотворение с эпиграфом, с темой урока? В чём это проявляется? Рефлексия. --Как я работал? --Доволен ли я собой? --Что интересного я узнал на уроке? --Увидел ли я разнообразие русской лексики? --Какие затруднения я испытал? --Над чем бы хотелось поработать самостоятельно? Выставление оценок. Домашнее задание: 1)подобрать стих. Отрывок со словами в перен. Знач. 2)проиллюстрировать3 фразеологизма . |