Скачать 57.29 Kb.
|
Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Коррекционная направленность проявляется в области речевого развития детей, т. к. важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчение социализации. Дети с нарушением интеллекта с большим трудом усваивают сложные системы понятийных связей и легче – простые, поэтому программа построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких уроков с постепенным наращиванием сведений. Практическая направленность нацелена на формирование у детей речевых навыков. Программные задачи преподавания русского языка.
Задачи преподавания литературного чтения.
Обучение чтению и письму осуществляется параллельно. Процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер. Речь детей с нарушением интеллекта часто бедна, потому что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи. Речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать. Необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя. Развитие речи – это главная задача уроков русского языка, поэтому работа по развитию речи учащихся – это постоянная работа на каждом уроке. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать. Необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни. Главными задачами в развитии речи обучающихся является: формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей. Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от второстепенного. Работа по развитию речи включает следующие основные виды учебных работ.
- устный диалог; - устный рассказ по картинкам; - письменный рассказ. Основная цель работы с этим видом зрительной опоры – развитие наблюдательности, которая оценивается учителем: самую высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи. Дети учатся оценивать не только друг друга, но и себя.
Лингвистическая работа с опорой: опорным сигналом, опорным конспектом, схемой. Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесение ее с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой прием, облегчающий восприятие темы и ее понимание. В 80-е годы прошлого века была популярна педагогическая система учителя Софьи Николаевны Лысенковой. Для обучения детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция) в этой системе важны и опережающее обучение, и комментированное управление, и опорные схемы. Поскольку дети с мозговой дисфункцией время от времени выпадают из учебного процесса, полезно заранее знакомить их с новой темой. Так они быстро включаются в работу класса. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память. При воспроизведении опорных конспектов подключается двигательная память. Опорные схемы у нестандартных детей работают как своеобразные «костыли». Они позволяют снять нагрузку с оперативной памяти, обеспечивающей деятельность в настоящий момент. Имея карточки с опорными схемами, ребенок с ММД может всегда найти нужную и использовать как подсказку. Опорные конспекты не только разнообразят формы проведения уроков, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи. Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, - это могут быть записи выступлений артистов или речь учителя. Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой. Одним из эффективных средств развития речи и интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, проявлять инициативу. Дидактические игры могут быть использованы на различных этапах урока, особенно на этапах повторения и закрепления материала. Например, в виде загадки, ребуса может быть дана тема урока; игра «Собери лото», « Кто больше напишет слов», « Третий лишний», «Найди ошибку» и т.д. Использование данной технологии при изучении русского языка и литературы дает определенные результаты. Во-первых, увеличивается объем изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания по предмету. Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления. Совершенствование речевых навыков учащихся с ММД способствует их успешной учебе по основным предметам. Развитие устной и письменной речи как средства общения является первостепенной задачей уроков русского языка. Решение этой задачи предполагает формирование коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам более успешную социальную адаптацию. Использованная литература.
|