Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 133.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.11.2013
Размер133.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики»



Факультет логистики
Программа дисциплины
«РИТОРИКА И ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО»

для направления 080200.62 Менеджмент

подготовки бакалавра

Специализация "Логистика и управление цепями поставок"


Авторы: Хамракулова Х. Д., к.ф.н.

Рекомендовано секцией УМС

Одобрено на заседании кафедры

факультета филологии Секция________________________________________________




Председатель Зав. направлением

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 2012 г. «____»_____________________ 2012 г


Утверждено УС факультета логистики
Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2012 г.
Москва
I. Пояснительная записка

«Риторика и ораторское искусство» - курс, рассчитанный на выработку у студентов НИУ-ВШЭ основных навыков создания и анализа текстов различных жанров, а также призванный обучению важнейшим приемам публичных выступлений.

Основные умения и навыки, которые должен формировать курс, – это подготовка и произнесение убеждающей речи, выступление с экспертной речью, участие в дискуссии, диалог с потенциальным работодателем, презентация проекта, ведение деловых переговоров, создание грамотных и выразительных текстов в соответствии с нормами литературной речи, в том числе рекламных текстов, текстов переговоров и презентаций, торжественных речей, сценариев мероприятий.

Одним из важных результатов курса является повышение управленческой компетентности студентов, т.е. приобретение ими теоретических знаний и освоение некоторых техник, которые могут быть использованы в их будущей работе по специальности и в общественно-политической деятельности.

Курс состоит из лекционных (20 час.) и практических занятий (12 час.), ориентированных на подготовку и произнесение студентами убеждающих речей с дальнейшим групповым обсуждением выступлений.

В самостоятельную работу студента (76 час.) входит освоение теоретического материала по риторике и ораторскому искусству, разработка и формулирование собственных тем для устных выступлений и письменной работы, подготовка к выступлению на риторическом семинаре в качестве пропонента, оппонента, эксперта, дискутанта, а также написание домашнего эссе.
Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные этапы подготовки публичного выступления;

  • роды и виды красноречия и функциональные стили;

  • техники и виды подготовки к написанию текстов;

  • виды речевых жанров;

  • основные понятия современной теории коммуникации;

  • основные понятия деловой риторики


уметь:

  • публично отстаивать свой тезис;

  • «переводить» текст из одного речевого жанра в другой;

  • анализировать риторическую структуру текста;

  • редактировать свой и чужой текст в соответствии с заданным форматом текста;

  • использовать логические и риторические приемы в своем тексте;


Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов

Аудиторные

часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Сем. и практич. занятия

1

Введение. Риторика в ряду других гуманитарных наук. Обзор истории риторики и красноречия.

10

4

1

6

2

Роды и виды красноречия. Особенности деловой коммуникации. Дискутивно-полемическая речь.

18

2

1

10

3

Основные этапы работы над речью. Инвенцио. Топика и аргументация. Виды аргументов.

20

4

2

12

4

Диспозицио. Структура выступления. Элементы, обеспечивающие цельность речи.

20

4

2

12

5

Элокуцио. Устная и письменная формы речи. Оратор и аудитория. Культура оратора. Работа над языком и стилем выступления. Речевая выразительность тропов и фигур речи.

20

2

2

12

6

Меморио. Акцио.Произнесение речи. Контакт с аудиторией. Техника речи. Лингвистические, паралингвистические и кинетические каналы передачи информации. Техники успешного слушания.

18

2

2

12

7

Презентационная речь как разновидность публичной речи. Структура презентации. Виды деловых презентаций. Деловые переговоры.

20

2

2

12





















Всего часов

108

20

12

76

 
Базовый учебник

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008 (учебник и хрестоматия).

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: Флинта, 2005.
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на занятиях, анализ текстов – 30 %

  • риторический практикум – 30 %

  • эссе– 30 %

  • ответ на зачете– 10 %

Положительную оценку получают студенты, набравшие от 4 до 10 баллов; студенты,

набравшие менее 4-х баллов, получают неудовлетворительную оценку.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Введение. Риторика в ряду других гуманитарных наук. Обзор истории риторики и красноречия. Софисты – первые ораторы. Софисты и Сократ. Аристотель. Демосфен. Цицерон. Квинтилиан. Изменение понимания риторики в разные исторические эпохи. Средневековая риторика. Гомилетика. Риторика Возрождения и Нового времени. Российская риторика. М.В. Ломоносов, А.И. Галич, М.М. Сперанский, А.Ф. Кони. Роль риторики в современном мире.

Основная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б.. Риторика. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. С. 5-31

Дополнительная литература:

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Античные риторики. М., 1978

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1997

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: Флинта, 2005.

Введенская Л.А. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001 .С. 2-45;106-114

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. . С. 7-73

2. Роды и виды красноречия. Социально-политическое, академическое, судебное, церковное, дипломатическое, социально-бытовое и деловое красноречие. Дискутивно-полемическая речь. Особенности деловой риторики, область ее применения и задачи. Коммуникативный аспект делового общения. Участники деловой коммуникации. Цели и задачи общения. Виды делового общения. Основные речевые стратегии. Взаимодействие тактик делового общения. Эффективность речи в различных жанрах делового общения. Сотрудничество оратора с аудиторией. Кооперативный и административный тип взаимодействия начальника с подчиненными. Фактор адресата. Правила смены коммуникативных ролей в деловой речи. Фазы делового общения. Законы речевого поведения в деловой практике. Логика и аргументация в деловой речи.
Основная литература:

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: Флинта, 2005.

Введенская Л.А., Л.Г. Павлова. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.

Дополнительная литература:

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001. С. 47-82.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 158- 173.
3. Основные этапы работы над речью. Инвенцио – изобретение речи. Замысел речи, предмет и тема речи, тезис и цель речи. Стратегии убеждения. Развертывание тезиса. Топика. Общие и частные топы. Аргументация. Виды аргументов: естественные аргументы (документы, свидетельства, факты) и искусственные аргументы (аргументы к логосу, этосу и пафосу). Аргументы к авторитету. Ошибки и уловки аргументации.

Основная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б.. Риторика. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. С. 31 - 160.

Дополнительная литература:

Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007 (или любое другое издание).

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1997.

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: Флинта, 2005.

Введенская Л.А. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001 .С. 2-45;106-114
4. Диспозицио – расположение речи. Структура выступления. Элементы, обеспечивающие цельность речи. Структура выступления. Классический и современный подход к композиции речи. Принцип выдвижения. Основные части выступления – зачин, вступление, основная часть (доказательство и опровержение), заключение, концовка. Связь композиции с законами логики. Элементы, обеспечивающие цельность речи – когезия, проспекция, ректроспекция. Языковые элементы, создающие контактность речи.

Основная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б.. Риторика. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. С. 161 – 207.

Дополнительная литература:

Введенская Л.А. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: Флинта, 2005.

Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007 (или любое другое издание).
5. Элокуцио – украшение речи. Работа над языком и стилем выступления. Соблюдение языковых, стилистических и коммуникативных норм. Максимы Г.-П. Грайса. Речевая выразительность тропов и фигур речи. Виды тропов. Виды фигур речи. Ирония в речевой коммуникации. Пословицы, поговорки, фразеология.

Различие письменной и устной речи. Спонтанность разговорной речи и подготовленность ораторской речи. Культура речи и стилистика. Соотношение жанров ораторской речи и функциональных стилей русского языка.

Культура речи и стилистика. Соотношение жанров ораторской речи и функциональных стилей русского языка. Устная и письменная формы речи. Общая характеристика форм речи. Устная речь. Оратор и аудитория. Основные признаки оратора и аудитории. Лингвистическая, коммуникативная, логическая, психологическая, педагогическая и этическая культура оратора. Анализ аудитории. Типы аудитории. Факторы, сближающие и разъединяющие аудиторию. Понятие коммуникативной рамки. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы.

Основная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б.. Риторика. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. С. 208 – 306.
Дополнительная литература:

Введенская Л.А. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: Флинта, 2005.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001. С. 47-82.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 158- 173.

Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007 (или любое другое издание).
6. Меморио. Акцио - произнесение речи. Контакт с аудиторией. Техника речи. Лингвистические, паралингвистические и кинетические каналы передачи информации Дыхание, артикуляция, темп речи, громкость голоса, ритм речи. Паузы. Моделирование голоса. Оратор и аудитории. Методы завладения вниманием аудитории. Эмоциональный, психологический контакт с аудиторией. Техники успешного слушания. Язык жестов. Культурные различия в языке жестов. Национальный характер делового этикета. Этикет и социальный статус собеседника. Система обращений. Этикетная модуляция речи. Понятие «вокальной спирали». Культура поведения.

Основная литература:

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б.. Риторика. Ростов на Дону: Феникс, 2004. С. 208-306.

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: Флинта, 2005.

Дополнительная литература:

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001. С. 47-82.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 158- 173.

Введенская Л.А. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.

Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007 (или любое другое издание).
7. Презентационная речь как разновидность публичной речи. Структура презентации. Деловые переговоры. Виды деловых презентаций. Основные принципы построения презентационной речи: принцип краткости, последовательности, целенаправленности и результативности. Способы активизации внимания слушателей. Взаимодействие вербальной и невербальной частей презентации.

Переговоры как жанр. Тактики ведения переговоров. Модели переговоров. Риторический практикум. Дебаты и деловые игры.

Основная литература:

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: Флинта, 2005.

Введенская Л.А. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.

Дополнительная литература:

Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007 (или любое другое издание).

Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2005.
Примерные темы эссе и дебатов на семинарах


  1. Назначение женщины – семья, а не карьера

  2. В современной России нет реального равноправия мужчин и женщин

  3. Институт семьи уходит в прошлое

  4. Ссоры неизбежны в семейной жизни

  5. Аборт – это узаконенное убийство

  6. Женщина может управлять государством

  7. В своем развитии Россия должна идти не западным, а особым путем

  8. России нужна «сильная рука»

  9. В современном обществе у человека нет свободы

  10. Оптимальная форма управления Россией – монархия

  11. Россия снова пойдет по коммунистическому пути развития

  12. России грозит участь Вавилона

  13. В современной России нет свободы слова

  14. Россия нуждается в идеологии национальной толерантности и согласия

  15. У власти в России находятся истинные демократы

  16. Реального равноправия граждан в России нет

  17. Торжество закона в России невозможно

  18. Для будущего России важно определить не «кто виноват», а «что делать»

  19. Общество должно контролировать средства массовой информации с точки зрения нравственности

  20. Отмена смертной казни в России преждевременна

  21. Суд присяжных – это наиболее справедливый суд

  22. России нужен суд присяжных

  23. Закон в России – это право силы

  24. Нацизм и Россия несовместимы

  25. Самоопределение - право Южной Осетии

  26. Расизм - реальность сегодняшнего дня

  27. Расизм – тень прошлого

  28. Расизм в современном мире - исключение из правила

  29. Расизм – особенность национального мышления

  30. Россияне – евразийцы!

  31. Россияне – часть европейского мира!

  32. Службы в российской армии следует избегать

  33. Служба в российской армии – почетная обязанность

  34. Коррупция непобедима!

  35. Импортные товары губят отечественного производителя

  36. Россия – самая читающая страна в мире

  37. Образование должно быть бесплатным

  38. Школа не должна заниматься религиозным воспитанием

  39. Модульная система организации учебного процесса лучше семестровой

  40. Не каждый может быть студентом

  41. Вступительные экзамены в вуз не нужны

  42. В вузах нужно установить свободное посещение занятий

  43. Сферы образования и медицины не подвержены коррупции

  44. Электронные книги вытеснят печатные издания уже в текущем столетии

  45. Реклама выгодна населению

  46. Реклама должна быть честной

  47. Мировой экономический кризис не закончится



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Место риторики в ряду других наук. Неориторика

  2. История риторики.

  3. Ораторская речь и функциональные стили русского литературного языка.

  4. Культура оратора. Основные признаки оратора и аудитории.

  5. Особенности и жанры деловой риторики

  6. Основные этапы работы над речью.

  7. Условия успешного общения. Коммуникативная рамка и коммуникативные стратегии.

  8. Топика и аргументация.

  9. Композиция устного выступления. Разные подходы к композиции

  10. Разновидности речевых фигур

  11. Роды и виды красноречия.

  12. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи.

  13. Деловая коммуникация: нормы, риторика, этикет.

  14. Коммуникативная рамка высказывания. Максимы успешного речевого поведения.

  15. Жанр деловых переговоров. Виды переговоров.

  16. Структура и виды презентаций.

  17. Дискутивно-полемическая речь. Искусство спора. Виды спора.

  18. Техника речи. Язык жестов, возможности его использования в устном выступлении.

  19. Устная и письменная формы речи. Особенности устной и письменной форм речи.


Автор программы : к.ф.н. Хамракулова Х.Д.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск