Скачать 52.84 Kb.
|
Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» Урок 20. Золотое правило нравственности. Конспект урока в 5 классе. Панкова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5» города Алексина Тульской области 2012г. Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах, обучение практическому применению золотого правила нравственности в жизни. Задачи:
Оборудование урока:
Основные понятия урока: Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, золотое правило нравственности, взаимопонимание, дружба. Предварительная подготовка:
План урока: 1.Организационный момент – 2 минуты. 2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: прочтение сказки – 5 минут. 3. Беседа по содержанию сказки – 10 минут. 4. Постижение основных понятий и идей урока - 15 минут. 5. Применение на практике приемов нравственного поведения – 5 минут. 6. Итоги и рефлексия – 2 минуты. 7. Домашнее задание – 1 минута. 1. Организационный момент. Ребята, тема нашего урока «Золотое правило нравственности». Давайте вспомним, какие значения имеет прилагательное «золотой» в русском языке (презентация, слайд №2). Прилагательное «золотой» имеет в русском языке прямое значение в соответствии с материалом, из которого сделаны кольцо, медаль, сережки и переносное значение в словосочетаниях: золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Как вы объясните значение этих словосочетаний. Сегодня мы знакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило нравственности названо золотым? 2. Создание проблемной ситуации, чтение сказки. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к притче английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц» (презентация, слайд №3). Учитель зачитывает сказку (презентация, слайд №4): «На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…» 3. Беседа по содержанию сказки.
Вы правы, она совершила добрый поступок.
На доске учитель и дети собирают солнце: в центре слово добро. Дети добавляют слова: взаимопонимание, помощь, дружелюбие, забота, благодарность, понимание, уважение (презентация, слайд №5).
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков (презентация, слайд №6).
Детям раздаются карточки с текстом (презентация, слайд №7). Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Ответим на вопрос «Чему учат эти высказывания и что их объединяет?» Давайте сделаем вывод о золотом правиле нравственности. Давайте прочитаем золотое правило нравственности, которое вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. Оно является главным правилом доброго человека.
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро? - А что нужно еще? Вы правы, нужно следовать трем основным правилам (презентация, слайд №9): Первое: делай добрые дела. Второе: накапливай опыт добрых дел. Третье: говори добрые слова и улыбайся Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова. Для построения добрых отношений в школе, семье и обществе запомни несколько советов (презентация, слайд №10). Какие из этих правил доброго отношения вы будете использовать в жизни (рассказы детей).
Давайте проверим, как мы поняли золотое правило нравственности. Выберите, какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности (презентация, слайд №11).
- читать параграф 20; - узнайте, как члены вашей семьи выполняют золотое правило нравственности (презентация, слайд №12). |