№
| Дата
| Тема урока
| Содержание урока
|
ВВЕДЕНИЕ(3 часа)
|
1
|
| 1. Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века. Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве.
| Лекция учителя о своеобразии русской литературной критики, об основных этапах общественной борьбы 60-х годов 19 века и её отражении в литературе. Составление учащимися плана конспекта лекции. Работа с трудными словами: либерал, реформизм, пародия, памфлет, репрессии.
Беседа с учащимися о сущности понятий "реализм", "критический реализм". Работа с иллюстрациями художников-передвижников.
|
2
|
| 2. Роль журналов в общественной жизни России 19 века. Журналы "Современник" и "Отечественные записки".
| Сатирическая журналистика.
Лекция учителя о роли журналов в общественной жизни, Журнал "Современник'' - боевой орган революционной демократии. Издание "'Отечественных записок". Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями о сатирических журналах «Искра», «Свисток». Обобщение, выводы.
|
3
|
| 3. Литературная критика 60-х
| Доклады и выступления учащихся по следующим темам:
1. Александр Иванович Герцен и журнал "Колокол".
2. Николай Александрович Добролюбов - человек, гражданин, соратник Некрасова и Чернышевского.
3. "Властитель дум'' молодого поколения (Д. И. Писарев.)
Устное обсуждение и рецензирование докладов учащихся.
|
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ. "ГРОЗА". (9 часов + 1час)
|
4
|
| 1. "Колумб Замоскворечья" (Очерк жизни и творчества Александра Николаевича Островского.)
| Составление учащимися плана лекции.
|
5
|
| 2. Творческая история "Грозы". Споры вокруг "Грозы". Бытовой фон пьесы.
| Работа учащихся с учебником, чтение раздела "Творческая история "Грозы", беседа по прочитанному.
Рассказ учителя о конфликте в драме Островского. Отзывы Н. Добролюбова, А. Фета, Л. Толстого, М. Щепкина о "Грозе". Знакомство с героями и бытовым фоном пьесы.
|
6, 7
|
| 3-4 Комментированное чтение и работа над I действием "Грозы".
| Примерные вопросы для беседы:
1. Между кем в пьесе происходит основная борьба? 2. Какова роль пейзажа в 1 действии? 3. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5 явлении? 4. Доказать, что Кабанова - глава семьи 5. Как вы понимаете слово "порядок", что значит оно в устах Кабанихи? 6. Каким открывается нам внутренний мир Катерины''. 7. Почему её так ненавидит Кабаниха?
|
8, 9
|
| 5-6. Усвоение содержания пьесы "Гроза".
| Пересказ содержания пьесы от лица главных героев (Катерины, Кабанихи, Тихона или Варвары). Беседа по содержанию. (Главный конфликт пьесы. Как складываются отношения Катерины с другими членами семьи? В чём различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары? Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном? Что она поняла? И др.) Чтение отдельных явлений в лицах.
|
10
|
| 7. Быт и нравы "тёмного царства". Обличение самодурства, грубой силы и невежества.
| Составление и обсуждение сложного плана по данной теме. Беседа с учащимися. Примерные вопросы. Что же подразумевал Добролюбов под "тёмным царством"? Что значит "самодур"? Охарактеризовать поведение Дикого. Что значит для него "выйти в люди"? Что является причиной его необузданного произвола? Как относится Кабаниха к Катерине, Варваре, Тихону? Её отношение к "новым порядкам".
Обобщения и выводы. Дома написать своё продолжение "Грозы".
|
11
|
| 8. Сила и слабость Катерины. Статья Н. Добролюбова "Луч света в тёмном царстве".
| Чтение и обсуждение написанных учащимися продолжений "Грозы". Беседа. (Чем Катерина отличается от других героев драмы? В чём видит различие между жизнью в родительском доме и в доме Кабанихи? В чём трагизм её положения? Финал драмы, Докажите, что развитие действия неизбежно ведёт к нему. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?)
Конспектирование статьи Н. Добролюбова "Луч света в "тёмном царстве" (закончить дома).
|
12
|
| 9. "Гроза" - самое решительное произведение Островского" (Н.А. Добролюбов).
| Урок – диспут:
1. Как проявляется в драме рождение новой морали? 2. "Луч света в тёмном царстве" - что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье? 3. Можно ли согласиться с основной его идеей? 4. "Конец этот кажется нам отрадным", - говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль? 5. Какова суть спора Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова по поводу "Грозы"? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?
Домашнее сочинение по драме А.Н Островского "Гроза".
|
13
|
| Р.Р. Анализ написанных сочинений по пьесе Островского "Гроза".
| Темы сочинений: 1. Почему страдала в семье Кабановых пылкая и впечатлительная Катерина? 2. Роль природы в переживаниях действующих лиц.
|
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ. "ОБЛОМОВ". (7 часов + 2 часа + 1 час)
|
14
|
| 1. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Три романа - "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв".
| Общая характеристика произведений. Критические статьи писателя. Лекция учителя, индивидуальные сообщения учащихся о романах Гончарова.
|
15, 16
|
| 2-3. Роман "Обломов". Усвоение содержания.
| Художественный пересказ эпизодов, чтение диалогов в лицах, беседа по содержанию. (Кто же главный герой романа? Расскажите о его внешности, жизненном укладе. Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже и его халата? Отношение Обломова к своим гостям. В чём похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга? Встреча со Штольцем. В чём различие воспитания Обломова и Штольца? Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла перевоспитать главного героя?)
|
17
|
| 4. Обломов - его сущность, характер и судьба. Статья Н.А. Добролюбова "Что такое обломовщина?"
| Составление сложного плана к образу Обломова. Беседа, цитирование, комментарий.
(Что породило Обломова? Только ли крепостное право? Рассказать, как нежный и честный Илья Ильич становится Обломовым. Что общего у Обломова с "лишними людьми" (Онегиным, Печориным). Ваша оценка любви Ольги Ильинской и Обломова? Почему обломовская лень не производит впечатления пошлости? Изжила ли себя обломовщина в наши дни?)
|
18,
19
|
| 5-6 Обломов и Штольц.
| Составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца, беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, критических статей Добролюбова и Писарева.
(Повторение. Страшна ли обломовщина в наши дни? Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца? Что можно взять для себя у Штольца?)
Обобщение и выводы
|
20
|
| 7. Ольга Ильинская - центральный положительный образ романа.
| Вопросы для обсуждения:
1. Как вы оцениваете взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской?
2. Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?
3. Что нравилось Н. Добролюбову в Ольге?
4. Что общего у героини Гончарова и Татьяны Лариной?
|
21, 22
|
| Р.Р. Сочинение по роману И.А. Гончарова "Обломов".
| Темы сочинений:
1. Размышления над прочитанным романом И.А. Гончарова «Обломов».
2. Как нежный, честный Илья Ильич становится Обломовым?
3. Мечтательность и деятельность в понимании И.А. Гончарова.
4. Обломов и Штольц.
5. Женские образы в романе И.А. Гончарова "Обломов".
|
23
|
| Вн.чт. Беседа по современной литературе.
| Ю. Бондарев "Горячий снег" или "Берег"
|
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. «ОТЦЫ И ДЕТИ". (9 часов + 2 часа + 2 часа)
|
24
|
| 1. Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева.
| Лекция учителя о жизни и творчестве писателя.
|
25
|
| 2. Эпоха, отражённая в романе "Отцы и дети".
| Слово учителя о конфликте Тургенева с "Современником" и напечатание романа "Отцы и дети" в «Русском вестнике».Анализ глав 1- 4, 22. (Каково положение крестьян и их взаимоотношения с помещиками? Какие детали пейзажа говорят о положении крестьян? (Гл.З.) Что доказывает в романе острую необходимость социальных преобразований? Как продвигается дело "великих реформ"?) Выводы учителя об особенности мастерства писателя "схватывать одни характеристические детали". Полстранички описания - своеобразная энциклопедия крестьянской жизни.
|
26
|
| 3. Образы дворян в романе. Молодые герои романа. Гл. 1-9.
| Выразительное чтение диалогов, беседа. На уроке выясняется, какие силы противостоят друг другу в конфликте. Анализ биографий героев, их портретов, описание взаимоотношений при первых встречах. Общественные взгляды, образ мыслей Базарова, Кирсановых. Обратить внимание на лаконизм и своеобразие психологического анализа у Тургенева.
|
27
|
| 4. Политические и эстетические разногласия героев. Анализ 10-11 глав.
| Выразительное чтение диалогов героев в лицах Комментирование авторских ремарок. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово "принцип" и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами героев - требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодёжь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? Отношения героев с народом. В чём слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)
|
28
|
| 5. Взгляды Базарова на природу и искусство. Выявление авторской позиции.
| Исторический и литературоведческий комментарий учителя.60-е годы 19 века - годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Среди части интеллигенции наблюдалась известная недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Для решения вопроса о природе надо проанализировать, с какой целью автор показывает нам пейзажи: нищая деревня (гл. 3) и весеннее оживление, вечерняя природа (гл. 11), утро перед дуэлью (гл. 24), кладбищенский пейзаж. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы он заканчивает роман и почему?
|
29
|
| 6. Любовь в жизни героев.Урок-диспут.
| Если класс к диспуту не готов, то провести беседу. Примерные вопросы: 1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину? Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Согласны ли вы с оценкой её Базаровым? 2. Взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой. Ваша оценка. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Как он ведёт себя? 3. Кто, по-вашему, прав: Тургенев, говоривший, что "Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как и в Базарова", или Писарев, утверждавший, что у неё был "зародыш чувства", но она не дала ему развиться? 4. В чём причина краха отношений Базарова и Одинцовой? Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове "признак великого сердца"? 5. Счастливы ли Аркадий и Катя? 6. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?
|
30
|
| 7. Взаимоотношения Базарова и Аркадия.
| Выразительное чтение диалогов в лицах, беседа. (Почему Аркадий отходит от Базарова? Возможна ли дальнейшая дружба Аркадия и Базарова? Можно ли назвать их прежние отношения дружбой? Какова роль Кати в разрыве Базарова и Аркадия? Ценит ли Базаров в Аркадии друга, или Аркадий необходим для поддержания Базарова? К новому или старому поколе-нию следует отнести Аркадия?).
|
31
|
| 8. Художественная сила последних сцен романа (Гл. 27 и эпилог).
| Выразительное чтение учителем, учащимися сцены болезни и смерти Евгения Базарова. (Почему главный герой Тургенева погибает? Какое значение в романе имеет смерть главного героя? Как могла бы сложиться его жизнь? Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?)Выводы учителя и учащихся об огромной выдержке Евгения Базарова, мужестве в определении характера протекания своей болезни. О художественной силе Тургенева в изображении последних сцен.
|