Скачать 62.48 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-». (Тема урока)
9. Задачи: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках; знать об образовании имен прилагательных при помощи суффиксов, выделять их на письме; различать на письме суффиксы -к- и -ск-, воспитывать навыки культурной речи. Повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Загадка. (сл.1) О какой части речи идет речь, продолжите загадку: «Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? Изменяется по родам, числам, падежам имеет степени сравнения (слайд 2) сравнительная превосходная простая простая -ее (-ей) - ше -ейш (-айш) составная составная более +н.ф.пр. самый, наиболее +н.ф.п. делятся на разряды по значению качественные притяжательные относительные является определением в предложении или сказуемым -это часть речи? (прилагательное) 3. Распределительный диктант. (слайд 3) Пишут в 3 столбика. качественные относительные притяжательные Папин пиджак, звонкий голос, глиняный кувшин, лебединое крыло, лисий хвост, тыквенный сок, ветреный день, чайный сервиз, яркое утро. - При помощи какой значимой части слова образовались данные прилагательные? (суффиксов). - Какие суффиксы видите? Выделите. 4. Определение синтаксической роли прилагательного в предложении. Запись предложений в тетради и на факс. (слайд 4) Марья Гавриловна была воспитана на французских романах. - Из какого произведения? (Метель. А.С.П.) Ткацкий станок стоял в углу. Даль туманна. - Сколько н пишется в кратких прилагательных? (нн как и в полных). 5. Разбор слова по составу и словообразовательный анализ. (слайд 5) 1) Французских; французских - фрунцуз; 2) Ткацких; ткацких - ткач. - При помощи каких суффиксов образовались данные слова? - О каких суффиксах будем говорить сегодня? 6. Сообщение темы и цели урока. - Итак, предположите тему и цель нашего урока. Сегодня на уроке мы будем говорить про суффиксы -к-, -ск-, научимся различать их на письме. (запись в тетрадь темы урока) 7. Новая тема: 2) словарная работа (слайд 6) Алгоритм - совокупность действий, правил для решения данной задачи. 3) составление алгоритма Есть ли краткая форма? Разряд? да нет качественное относительное -к- Подставь «имеет отношение к ...». резок-резкий Определи основу основа на -к-, -ч-, -и скользок-скользкий да нет -цк- -ск- немец-немецкий французский рыбак-рыбацкий русский ткач-ткацкий исключения таджикский узбекский угличский иракский тюркский камчатский корякский каракалпакский Вопросы - Когда пишется -к- в прилагательных? - Когда -ск-? 8. Работа по учебнику. Упражнение 302 по заданию (выпускают слова в 3 колонки, составляют 2-3 сложных предложения с этими словами устно).9. Замена словосочетаний сущ.+сущ.= прил.+сущ. Коллекция любителя- Профессия актера- Дача соседа- Состязание рыцарей- Занятия на практике- 10. Распределительный диктант. -к- -ск- Сибирский мороз, скользкий камень, близкое расстояние, кавказский пейзаж, матросский костюм, ткацкий станок, городской житель, (выписывают только прилагательные). 11. Рассматривание таблицы. (слайд 7) «Правописание ь знака в словах». Правописание ь учительская но богатырский !!! день-деньской июльский июньский сентябрьский октябрьский ноябрьский декабрьский но январский 12. Работа с учебником. Упражнение 303. 13. Работа с сигнальными карточками (слайд 8) -к- и -ск- Вязкий, немецкий, братский, громоздкий, заводской, гигантский, декабрьский, узкий, турецкий, детский, персидский, октябрьский, дерзкий, депутатский (значок), казацкий, январский, низкий, рыбацкий. 14. Итог урока - Как различить на письме суффиксы прилагательных -к- и -ск-? 15. Оценивание 16. Дома: выполнить тесты. (слайд 9-10) 1. Найти прилагательное с суффиксом-К-. Броский, пиратский, морской, русский, одесский, французский, колдовской веский, черкесский, матросский 2. Подчеркните те существительные, от которых образуются прилагательные < суффиксом -к-. Январь, флот, пассажир, горняк, деревня, рыбак, калмык, ткач, немец. 3. Подчеркните те существительные, от которых образуются прилагательные < суффиксом -ск-. Немец, француз, ткач, Ташкент, Сибирь, казак, шахтер, гигант, калмык, горняк. 4. Вставь, где необходимо, мягкий знак. Найди и отметь слова, в которых мягкий знак не пишется перед -ск-. 1) июн ь ский 4) сентябр ь ский 7) декабр ь ский 10) июл ь ский 2) январ ь ский 5) октябр ь ский 8) казан ь ский 11) сибир ь ский 3) рязан ь ский 6) кубан _ ский 9) ноябр ь ский 12) тюмен _ ский Приложение к плану-конспекту урока __________________________________________ (Тема урока) Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|