Скачать 305.58 Kb.
|
Программа дисциплиныРУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ для направления 080700.62– Бизнес-информатика ( вторая ступень высшего профессионального образования)
Пермь 2009 годI. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС Содержание курса «Русский язык и культура речи» в соответствии с государственным образовательным стандартом Стили современного русского языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности русского языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. II. Пояснительная записка1. Автор программы: доктор филологических наук, доцент Е.А.Баженова 2. Требования к студентам: В ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны не просто укрепить знания в области норм русского литературного языка, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей. 3. Аннотация: Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка. 4. Учебная задача курса: Задача курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь экономист для успешной работы по своей специальности и успешной коммуникации в деловой, коммерческой, научной, социально-государственной и бытовой сферах. В результате изучения курса студент должен:
Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» одновременно формирует у студентов три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную - с акцентом на коммуникативной компетенции. 5. Формы контроля:
III. Содержание курса. Раздел 1. Культура речи как лингвистическая дисциплина. Предмет и задачи культуры речи. Содержание раздела: Понятие культуры речи, предмет культуры речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. История формирования культуры речи как языковедческой дисциплины; связь культуры речи с другими дисциплинами. Речевое взаимодействие; основные единицы общения; условия и принципы общения; виды общения. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Этика речевой коммуникации. Раздел 2. Современное состояние русского литературного языка. Содержание раздела: Современное состояние русского литературного языка. «Болевые точки» речевой культуры современного общества (жаргонизация речи, вульгаризация речи, иностранизация речи и др.). Раздел 3. Языковые нормы, их роль в становлении и функционировании литературного языка. Система норм литературного языка Содержание темы: Понятие языковой нормы. Динамичность нормы. Понятие вариантности нормы. Норма и кодификация. Виды норм. Орфоэпические, словообразовательные, морфологические, лексико-фразеологические, синтаксические нормы. Орфографические, пунктуационные, стилистические нормы. Условия достижения точности речи, лексическое значение слова, многозначность слова, омонимы, синонимы, паронимы, лексическая сочетаемость слов, стилистическая окраска слова, речевая недостаточность и речевая избыточность. Условия достижения логичности речи. Виды нарушений логичности речи. Условия достижения выразительности речи, источники выразительности. Условия достижения чистоты речи, виды нарушений чистоты речи. Условия достижения этикетности речи. Этические нормы речевой культуры. Раздел 4. Тема 1. Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Содержание темы: Понятие функционального стиля, экстралингвистические основания выделения функциональных стилей. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие о речевой системности функционального стиля. Понятие стилистической нормы. Различия языковой и стилевой нормы. Научный стиль русского литературного языка. Своеобразие речевой системности научного стиля (специфика использования элементов различных уровней в научной речи). Жанрово-стилевая дифференциация научного стиля. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Тема 2. Официально-деловой стиль. Содержание темы: Официально-деловой стиль русского литературного языка, его стилистико-речевое своеобразие. Жанровое разнообразие официально-делового стиля. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Языковые формулы и приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных, инструктивно-методических документов и коммерческой корреспонденции. Правила составления деловых документов. Речевой этикет в документе. Различие клише и штампа, уместность их использования в различных стилях речи. Ролевая игра «Устройство на работу». Тема 3. Публицистический стиль. Содержание темы: Публицистический стиль, его стилистико-речевое своеобразие. Жанровые разновидности публицистического стиля. Особенности языка и стиля СМИ. Раздел 5. Основы риторики. Устная публичная речь. Содержание темы: Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публичного выступления: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступлении. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Основные виды аргументов. Способы изложения материала. Приемы привлечения внимания аудитории. Роды и виды ораторских речей. Деловая игра «Дебаты». IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1. Литература: Базовый учебник Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. проф.В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003, 2004. Дополнительная литература 1. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий: Учеб.пособие для студентов нефилологических специальностей / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова; СПб.: Питер, 2005. 2. Культура русской речи. Учебник для вузов. Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. – М.: Норма. 2000, 2004. 3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.: Высшая школа, 2001.. 4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра, 1997. 5. Головин Б.Н. основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1988. 6. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред.Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. 7. Матвеева Т.В. «15 уроков по культуре речи». М.: 2004. 8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Рус.яз., 1990. 9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 10. Иванова Т.Б., Баженова Е.А, Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Перм.ун-т. Пермь. 2006. 11. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству: Учебное пособие. Изд. 4-е, перераб. и доп.– Пермь, 2006. 12. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2004. 13. Русский язык конца XX столетия. М.: Язык русской культуры, 2000. Словари и справочники Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000 Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994 Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999 Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976 Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999 Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998 Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 1997 Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И.Аванесов. Начиная с 5-го издания. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999 Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999 Словарь антонимов русского языка. М., 1984 Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. СПб, 1995 Словарь омонимов русского языка. М., 1974 Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983 Современный словарь иностранных слов. М., 2000 Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2000 Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб., 1998 2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Примерная тематика эссе
Примерный перечень вопросов для самоподготовки студентов к зачету по всему курсу: 1. Современное состояние русского литературного языка. «Болевые точки» речевой культуры современного общества. 2. Культура речи. Предмет и задачи культуры речи. 3. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. 4. Условия и правила «хорошей речи». Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. 5. Речевое взаимодействие; условия, принципы, виды общения. Этика речевой коммуникации. 6. Понятие литературного языка, его признаки, история формирования. 7. Литературный язык и национальный язык. 8. Социально-территориальная стратификация русского языка. 9. Устная и письменная разновидности литературного языка. 10. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. 11. Динамичность нормы. Понятие вариантности нормы. Норма и кодификация. 12. Виды норм. 13. Орфоэпические нормы. 14. Морфологические нормы. 15. Синтаксические нормы. 16. Лексико-фразеологические нормы. 17. Коммуникативные качества речи: правильность 18. Коммуникативные качества речи: точность. 19. Коммуникативные качества речи: логичность. 20. Коммуникативные качества речи: чистота. 21. Коммуникативные качества речи: выразительность. 22. Коммуникативные качества речи: этикетность. Этические нормы речевой культуры. 23. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Экстралингвистические факторы выделения функциональных стилей. 24. Стилистические нормы. 25. Научный стиль русского литературного языка. Своеобразие речевой системности научного стиля (специфика использования элементов различных уровней в научной речи). 26. Жанрово-стилевая дифференциация научного стиля. 27. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. 28. Официально-деловой стиль русского литературного языка, его стилистико-речевое своеобразие. 29. Жанровое разнообразие официально-делового стиля. 30. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. 31. Языковые формулы языка служебных документов. 32. Приемы унификации языка служебных документов. 33. Язык и стиль распорядительных документов. 34. Язык и стиль инструктивно-методических документов. 35. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. 36. Правила составления деловых документов. Речевой этикет в документе. 37. Виды делового общения (деловая беседа, деловое совещание, переговоры, телефонный разговор). 38. Публицистический стиль, его стилистико-речевое своеобразие. 39. Жанровые разновидности публицистического стиля. 40. Особенности языка и стиля СМИ. 41. Особенности устной публичной речи. 42. Оратор и его аудитория. 43. Основные виды аргументов. 44. Подготовка публичного выступления. 45. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. 46. Основные виды аргументов. 47. Способы изложения материала. 48. Приемы привлечения внимания аудитории. 49. Культура дискутивно-полемической речи. 50. Понятие выразительности речи. 3. Методические рекомендации преподавателю: Реализация данной программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по специальности «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы» и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. Преподаватель призван воздействовать на студентов и направлять их речемыслительную деятельность в русло, обозначенное данной программой. Управление обучением выражается в умении создать на занятиях атмосферу благожелательности и требовательности, вызвать у студентов интерес к проблемам функционирования родного языка, научить студентов критичному отношению к собственной речи. В ходе изучения курса следует ориентировать студентов не только на изучение норм русского литературного языка, но умение практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей. Это подразумевает:
В целом следует формировать у студентов три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную - с акцентом на коммуникативной компетенции. 3. Методические указания студентам: Самостоятельная работа студентов требует дополнительной подготовки по темам, которые изучаются на занятиях, а также подготовки по темам, которые полностью вынесены лекционных и на самостоятельное изучение. Для самостоятельной работы предназначено специальное издание (сборник материалов) «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗАДАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ», которое содержит контрольные упражнения теоретического и практического характера по каждой изучаемой теме. Выполнение этих заданий способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, ориентирует студентов на умение применять теоретические знания на практике и формирует практические навыки. Виды и содержание самостоятельной работы представлены в таблице.
Рекомендации по использованию информационных технологий: В формировании коммуникативной компетенции у студентов-экономистов большую роль играют современные компьютерные, в том числе мультимедийные, программы, интерактивное видео, телекоммуникационные системы. С применением этих средств значительно повышается интерес студентов к содержанию дисциплины, мотивация их учебной деятельности, расширяются методические возможности преподавателя. Автор программы __________________________ Баженова Е.А. V. Тематический расчет часов
Автор программы __________________________ Баженова Е.А. ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Вопросы для самоконтроля 1. Современное состояние русского литературного языка. «Болевые точки» речевой культуры современного общества. 2. Культура речи. Предмет и задачи культуры речи. 3. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. 4. Условия и правила «хорошей речи». Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. 5. Речевое взаимодействие; условия, принципы, виды общения. Этика речевой коммуникации. 6. Понятие литературного языка, его признаки, история формирования. 7. Литературный язык и национальный язык. 8. Социально-территориальная стратификация русского языка. 9. Устная и письменная разновидности литературного языка. 10. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. 11. Динамичность нормы. Понятие вариантности нормы. Норма и кодификация. 12. Виды норм. 13. Орфоэпические нормы. 14. Морфологические нормы. 15. Синтаксические нормы. 16. Лексико-фразеологические нормы. 17. Коммуникативные качества речи: правильность 18. Коммуникативные качества речи: точность. 19. Коммуникативные качества речи: логичность. 20. Коммуникативные качества речи: чистота. 21. Коммуникативные качества речи: выразительность. 22. Коммуникативные качества речи: этикетность. Этические нормы речевой культуры. 23. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Экстралингвистические факторы выделения функциональных стилей. 24. Стилистические нормы. 25. Научный стиль русского литературного языка. Своеобразие речевой системности научного стиля (специфика использования элементов различных уровней в научной речи). 26. Жанрово-стилевая дифференциация научного стиля. 27. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. 28. Официально-деловой стиль русского литературного языка, его стилистико-речевое своеобразие. 29. Жанровое разнообразие официально-делового стиля. 30. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. 31. Языковые формулы языка служебных документов. 32. Приемы унификации языка служебных документов. 33. Язык и стиль распорядительных документов. 34. Язык и стиль инструктивно-методических документов. 35. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. 36. Правила составления деловых документов. Речевой этикет в документе. 37. Виды делового общения (деловая беседа, деловое совещание, переговоры, телефонный разговор). 38. Публицистический стиль, его стилистико-речевое своеобразие. 39. Жанровые разновидности публицистического стиля. 40. Особенности языка и стиля СМИ. 41. Особенности устной публичной речи. 42. Оратор и его аудитория. 43. Основные виды аргументов. 44. Подготовка публичного выступления. 45. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. 46. Основные виды аргументов. 47. Способы изложения материала. 48. Приемы привлечения внимания аудитории. 49. Культура дискутивно-полемической речи. 50. Понятие выразительности речи. 2. Планы практических занятий Раздел 3. Языковые нормы, их роль в становлении и функционировании литературного языка. Система норм литературного языка Орфоэпические, словообразовательные, морфологические, лексико-фразеологические, синтаксические нормы. Форма проведения – практическое занятие. Цель: выработать навыки владения литературными нормами на разных уровнях языковой системы. Вопросы к теме: 1. Что такое орфоэпия? 2. Произносительные нормы. 3. Акцентологические нормы. 4. Грамматические нормы (словообразовательные, морфологические, синтаксические). 5. Лексико-фразеологические нормы. Литература: Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий: Учеб.пособие для студентов нефилологических специальностей /Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова; СПб.: Питер, 2005. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /Под ред. проф.В.Д.Черняк. М.: Высш. шк.; СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. проф. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2001. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1993. Иванова Т.Б., Баженова Е.А, Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Перм.ун-т. Пермь. 2006. Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс для вузов /Под ред. А.Г. Антипова. Кемерово, 2002. Матвеева Т.В. «15 уроков по культуре речи». М.: 2004. Раздел 4. Тема 1. |