Скачать 52.21 Kb.
|
Разработка учителя русского языка и литературы МОУ-СОШ № 14 г. Клин Тоненьковой Людмилы Михайловны Октябрь 2010-2011 учебный год Интегрированный урок. Русские былины. (7 класс) Цель: познакомить учащихся с былинами, показать связь народного эпоса с другими видами искусств, воспитывать и развивать чувство прекрасного. Ход урока: 1. Слово учителя. Русские былины – произведения устного народного творчества – вдохновляли русских композиторов и художников на создание музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. Сегодня на уроке будет звучать музыка, мы посмотрим репродукции с картин русских художников и вспомним былины. 2. Беседа. - Вспомним, что называется былиной? - Какая главная тема отражена в былинах? (защита русой земли). - Назовите, какие былины вы читали, вспомните былинных богатырей. - Какими качествами наделил их народ? На протяжении многих веков в памяти людей живут славные деяния, героические подвиги русских богатырей. Бессмертная поэтическая душа народа в песнях и былинах, в сказаниях и преданиях воспела великую сомоотверженность, стойкость и отвагу народных витязей в борьбе с врагом. Лучшими чертами наделил народ в былинах своих героев защитников: силой, мощью, мужеством, храбростью, бесстрашием, любовью к Родине. 3. Работа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» Перед нами репродукция с картины крупнейшего русского художника второй половины 19 века «Богатыри», который получил широкую известность своими картинами на историко-былинные и сказочные темы. Крупнейшее произведение В.М.Васнецова «Богатыри» создано на основе предания о легендарных богатырях. Художественные образы прославляют мощь, стойкость, отвагу защитников русской Родины. Границы русской земли сторожит «застава богатырская». - Кто же входит в богатырскую заставу? 4. Знакомство с былиной «Алёша Попович и Тугарин». Сегодня на уроке мы более подробно знакомимся ещё с одним богатырём – Алёшей Поповичем. Дома вы прочли эту былину. - С чего начинается былина? -А кто такой Тугарин? (Зачитывается историческая справка. В Тугарине учёные видят половецкого хана 11 века Тугор-кана) - Как встречает князь Владимир Тугарина? Тугарин беспрепятственно въезжает в столицу, князь Владимир не оказывает сопротивления и устраивает пир в честь Тугарина. - Как это характеризует князя? Князь Владимир был человеком дипломатичным, он не хотел кровопролития и думал решить вопросы, уладить конфликт мирным путём. - Кто вступился за честь князя, за землю русскую и каким образом? Алёша Попович надсмехается над Тугариным. 5. Чтение эпизода «Бой Алёши и Тугарина». (чтение звучит под музыку) - Каков Алёша Попович? Сравните его Ильёй Муромцем? Бесстрашие, мужество справедливо и заслуженно сделали Илью Муромца главой богатырской заставы. Не силой сражается Алёшенька, а ловкостью, находчивостью, смекалкой, ухваткой. «Олёшенька – хоть силой-то не силён, да напуском смел», - говорит про него Илья Муромца. - А как народ относится к богатырю? Докажите? Именует его ласково – Алёшенька. - Какими строчками завершается былина? Каков её финал? Князь чествует богатыря, приглашает его на службу. Алёша подтвердил свой главный титул – любовь к Родине. - А узнали, какая музыка звучала сейчас? Богатырская симфония №2. - А кто композитор? Великий русский композитор – Александр Порфирьевич Бородин, Почувствовали, что музыка изображает русских богатырей. А на создание музыкального произведения композитора вдохновили красотота и богатство русских былин. 6. Знакомство с былиной «Садко». У каждого народа есть произведения устного творчества, в которых рассказывается о богатырях и драконах. У немцев – это песни, народные фарсы, у англичан – это баллады, легенды. И только в русском эпосе есть былина о силе мкзыки и музыканте. - Как называется эта былина? Садко – любимый герой русского народа, русских мореплавателей, потому что он был не только чудесным музыкантом, чьё искусство покорило даже морского царя и его дочь, но был очень деловым человеком, хорошим купцом, удачно торговавшим с дальними странами и проложившим много-много торговых и морских путей. - а вспомните, в каком древнем русском городе происходят события? В Новгороде. 7. Чтение отрывков из Былины «Садко», заслушиваются музыкальные фрагменты. -Почему Садко понадобился морскому царю? - Обратимся к концу былины. Понял Садко, что если он будет продолжать веселить морского царя, то много кораблей погибнет на море, да и душа его тосковала по земле, по Новгороду, по купцам, с которыми он любил поспорить. И в былине, которую мы читали, помог ему вернуться на землю старец, Никола Можайский, которому Садко по возвращении соорудил храм на свои деньги. - Зачитывается конец былины. 8. Звучит музыка «Океан-море синее». - А какой композитор обратился к былине «Садко» и создал известное музыкальное произведение, отрывок из которого вы слушали? Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко». Но, как известно, у былины есть много вариантов, и Римский-Корсаков написал оперу по мотивам той былины, где действующим лицом была дочь морского царя –царевна Волхова- которая очень полюбила Садко за его искусство. Конец у этого произведения немного другой. Волхова проводила Садко на Ильмень-озеро, спела ему колыбельную на прощание, под звуки которой Садко засыпает. А когда он проснулся, то увидел, что рядом протекает река. Это царевна Волхова не захотела расстаться с Садко и превратилась в речку. И сейчас в Новгороде есть и Ильмень-озеро, и река Волхов, которая впадает в это озеро. 9. Звучит « Колыбельная» царевны Волховы.(поют ученики) 10.Знакомство с репродукцией Михаила Александровича Врубеля «Морская царевна» А сейчас я хочу вас познакомить с репродукцией М.А.Врубеля «Морская царевна». Посмотрите, в каких красках, тонах изображена морская царевна. Преобладают холодные тона, серовато-голубые. Гармоничное соединение фантастического и реального. Тонкое нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза, в них щемящая тоска одиночества. «Морская царевна» - один из самых пленительных задушевных женских образов, созданных художником. - Итак, сегодня на уроке звучала музыка Бородина и Римского-Корсакова. А что связывало этих композиторов? Они входили а «Могучую кучку» (Балакиревский кружок): Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев, Кюи, Мусоргский, критик Стасов. - А что связывало Врубеля и Римского-Корсакова? Давняя любовь Врубеля к музыке сблизила его с Римским-Корсаковым. Врубель создавал декорации и костюмы для опер Римского-Корсакова. 10. Вывод. Музыка без литературы не существует. Оперы, балеты, многие музыкальные произведения созданы на основе литературных произведений. Красота и богатство художественных произведений вдохновляет композиторов и художников на создание гениальных шедевров. |