Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 52.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.11.2013
Размер52.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы




Разработка учителя русского языка и литературы

МОУ-СОШ № 14 г. Клин

Тоненьковой Людмилы Михайловны
Октябрь 2010-2011 учебный год

Интегрированный урок.
Русские былины.

(7 класс)

Цель: познакомить учащихся с былинами, показать связь народного эпоса с другими видами искусств, воспитывать и развивать чувство прекрасного.
Ход урока:
1. Слово учителя.

Русские былины – произведения устного народного творчества – вдохновляли русских композиторов и художников на создание музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. Сегодня на уроке будет звучать музыка, мы посмотрим репродукции с картин русских художников и вспомним былины.
2. Беседа.
- Вспомним, что называется былиной?

- Какая главная тема отражена в былинах?

(защита русой земли).

- Назовите, какие былины вы читали, вспомните былинных богатырей.

- Какими качествами наделил их народ?
На протяжении многих веков в памяти людей живут славные деяния, героические подвиги русских богатырей. Бессмертная поэтическая душа народа в песнях и былинах, в сказаниях и преданиях воспела великую сомоотверженность, стойкость и отвагу народных витязей в борьбе с врагом.

Лучшими чертами наделил народ в былинах своих героев защитников: силой, мощью, мужеством, храбростью, бесстрашием,

любовью к Родине.
3. Работа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри»
Перед нами репродукция с картины крупнейшего русского художника второй половины 19 века «Богатыри», который получил широкую известность своими картинами на историко-былинные и сказочные темы.

Крупнейшее произведение В.М.Васнецова «Богатыри» создано на основе предания о легендарных богатырях. Художественные образы прославляют мощь, стойкость, отвагу защитников русской Родины. Границы русской земли сторожит «застава богатырская».
- Кто же входит в богатырскую заставу?
4. Знакомство с былиной «Алёша Попович и Тугарин».
Сегодня на уроке мы более подробно знакомимся ещё с одним богатырём – Алёшей Поповичем. Дома вы прочли эту былину.
- С чего начинается былина?

-А кто такой Тугарин?

(Зачитывается историческая справка. В Тугарине учёные видят половецкого хана 11 века Тугор-кана)
- Как встречает князь Владимир Тугарина?
Тугарин беспрепятственно въезжает в столицу, князь Владимир не оказывает сопротивления и устраивает пир в честь Тугарина.
- Как это характеризует князя?
Князь Владимир был человеком дипломатичным, он не хотел кровопролития и думал решить вопросы, уладить конфликт мирным путём.
- Кто вступился за честь князя, за землю русскую и каким образом?

Алёша Попович надсмехается над Тугариным.
5. Чтение эпизода «Бой Алёши и Тугарина».

(чтение звучит под музыку)

- Каков Алёша Попович? Сравните его Ильёй Муромцем?
Бесстрашие, мужество справедливо и заслуженно сделали Илью Муромца главой богатырской заставы. Не силой сражается Алёшенька, а ловкостью, находчивостью, смекалкой, ухваткой. «Олёшенька – хоть силой-то не силён, да напуском смел», - говорит про него Илья Муромца.
- А как народ относится к богатырю? Докажите?

Именует его ласково – Алёшенька.
- Какими строчками завершается былина? Каков её финал?
Князь чествует богатыря, приглашает его на службу. Алёша подтвердил свой главный титул – любовь к Родине.
- А узнали, какая музыка звучала сейчас?

Богатырская симфония №2.
- А кто композитор?
Великий русский композитор – Александр Порфирьевич Бородин, Почувствовали, что музыка изображает русских богатырей. А на создание музыкального произведения композитора вдохновили красотота и богатство русских былин.
6. Знакомство с былиной «Садко».
У каждого народа есть произведения устного творчества, в которых рассказывается о богатырях и драконах. У немцев – это песни, народные фарсы, у англичан – это баллады, легенды. И только в русском эпосе есть былина о силе мкзыки и музыканте.
- Как называется эта былина?
Садко – любимый герой русского народа, русских мореплавателей, потому что он был не только чудесным музыкантом, чьё искусство покорило даже морского царя и его дочь, но был очень деловым человеком, хорошим купцом, удачно торговавшим с дальними странами и проложившим много-много торговых и морских путей.
- а вспомните, в каком древнем русском городе происходят события?

В Новгороде.
7. Чтение отрывков из Былины «Садко», заслушиваются музыкальные фрагменты.
-Почему Садко понадобился морскому царю?
- Обратимся к концу былины.

Понял Садко, что если он будет продолжать веселить морского царя, то много кораблей погибнет на море, да и душа его тосковала по земле, по Новгороду, по купцам, с которыми он любил поспорить. И в былине, которую мы читали, помог ему вернуться на землю старец, Никола Можайский, которому Садко по возвращении соорудил храм на свои деньги.

- Зачитывается конец былины.
8. Звучит музыка «Океан-море синее».
- А какой композитор обратился к былине «Садко» и создал известное музыкальное произведение, отрывок из которого вы слушали?
Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко». Но, как известно, у былины есть много вариантов, и Римский-Корсаков написал оперу по мотивам той былины, где действующим лицом была дочь морского царя –царевна Волхова- которая очень полюбила Садко за его искусство. Конец у этого произведения немного другой. Волхова проводила Садко на Ильмень-озеро, спела ему колыбельную на прощание, под звуки которой Садко засыпает. А когда он проснулся, то увидел, что рядом протекает река. Это царевна Волхова не захотела расстаться с Садко и превратилась в речку. И сейчас в Новгороде есть и Ильмень-озеро, и река Волхов, которая впадает в это озеро.
9. Звучит « Колыбельная» царевны Волховы.(поют ученики)
10.Знакомство с репродукцией Михаила Александровича Врубеля

«Морская царевна»
А сейчас я хочу вас познакомить с репродукцией М.А.Врубеля «Морская царевна». Посмотрите, в каких красках, тонах изображена морская царевна. Преобладают холодные тона, серовато-голубые. Гармоничное соединение фантастического и реального. Тонкое нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза, в них щемящая тоска одиночества. «Морская царевна» - один из самых пленительных задушевных женских образов, созданных художником.
- Итак, сегодня на уроке звучала музыка Бородина и Римского-Корсакова. А что связывало этих композиторов?
Они входили а «Могучую кучку» (Балакиревский кружок): Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев, Кюи, Мусоргский, критик Стасов.
- А что связывало Врубеля и Римского-Корсакова?

Давняя любовь Врубеля к музыке сблизила его с Римским-Корсаковым. Врубель создавал декорации и костюмы для опер Римского-Корсакова.
10. Вывод.

Музыка без литературы не существует. Оперы, балеты, многие музыкальные произведения созданы на основе литературных произведений. Красота и богатство художественных произведений вдохновляет композиторов и художников на создание гениальных шедевров.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск