Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна





Скачать 61.09 Kb.
НазваниеУчастник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна
Дата публикации30.07.2013
Размер61.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна

ФИО: Алашеева Наталья Сергеевна

Город: Тольятти

Место учебы и специальность: ГОУ СПО ТСПК специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"

Руководитель: Л.З. Мастерова

Приглашаю к обсуждению: Методы и приёмы формирования каллиграфических навыков младших школьников на уроках письма





К числу наиболее значимых проблем, которые решает современная школа, следует отнести проблему формирования каллиграфических навыков. Почему так важно научить младшего школьника писать красиво? Письмо – особая форма речи, которая требует длительной усидчивой работы младшего школьника. Без многочисленных упражнений и повторов сформировывать навык письма нельзя, но многократные механические упражнения иногда оказываются нецелесообразными и малоэффективными.

Письмо – комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный нелёгкий процесс для учащихся начальной школы. Школьник, обучаясь письму, должен овладеть тремя основными группами письма, хорошего почерка. Психологи предупреждают: неразборчиво записанные слова не запоминаются.

Существует множество упражнений, способствующих выработке каллиграфического почерка, которые развивают его руку, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, способствует воспитанию аккуратности и трудолюбия. Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что действующие в настоящее время учебные программы по русскому языку для начальных классов, составной частью которых является курс обучения грамоте, может быть реализована посредствам различных видов занятий по усвоению каллиграфических навыков. Наша задача – среди них найти самые эффективные, те, которые помогут младшему школьнику устранять графические трудности, возникающие при обучении. Какие из них наиболее эффективны?

В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность, которая формируется уже в начальной школе. Не последнее место в её формировании занимают каллиграфические навыки; они способствуют выработке таких важнейших качеств личности, как аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.

Под письменной речью в научной литературе принято понимать cамую многословную, точную и развёрнутую форму речи. На ранних этапах её формирования предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько техническая сторона написания букв, а затем слов и предложений. На данном этапе происходит формирование двигательных навыков письма.

Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо, всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.

Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если: организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса. Выделяем основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, (закруглить), "Крючок до середины. Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово- школа. В формировании каллиграфических навыков можно выделить три этапа.

Первый этап обучения письму -постановка пальчиков, руки в целом.

Второй этап - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.

Третий этап обучения письму- закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический прием, то есть письмо под счет, оно основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа.

Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.

На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).

Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.

Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.

Методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком.

Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер.


Список литературы

Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.

Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к “Азбуке” О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2002.

Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002.

Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. –М.: Просвещение, 2003.

Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников /

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconТема: «Средневековые рыцари»
Фио автора – Белоусова Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания Петуховской сош №1
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Клюева Наталья Владимировна воспитатель, участник районного фестиваля педагогического мастерства в 2012г
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconМихаил Васильевич Ломоносов
Васина Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, средней общеобразовательной школы №1 с гимназическими и лицейскими классами
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconНоминация «вершина знаний»
Участник городского конкурса рефератов, городской научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Серочудинова Наталья Сергеевна, преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconПрограмма XVIII ежегодного краевого смотра-конкурса Talent
Шарафутдинова Любовь Михайловна, Голубенко Наталья Сергеевна, Голубенко Владимир Александрович
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Назаренко Наталья Сергеевна (учитель биологии моу гимназии №5 Ворошиловского района г. Волгограда.)
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconЮшина Наталья Сергеевна урок: изобразительное искусство Тема урок
Цель: познакомить детей с красотой осеннего пейзажа, учить рисовать по памяти и представлению
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconКонкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку»
Выполнили: Константиновская Наталья Сергеевна, Игнатьева Елизавета Викторовна ученицы 5 класса моу «сош села Березина речка Саратовского...
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconУчастник конференции: Секова Елена Николаевна
Место учебы и специальность: гоу спо тспк специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconУчастник конференции: Леунова Дарья Владимировна
Место учебы и специальность: гоу спо тспк, специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Позина Наталья Сергеевна – заведующая литературным отделом Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова, соискатель...
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconКомпьютерные сети: локальные сети. Аппаратное и программное обеспечение...
Денисова Ольга Викторовна, Пехова Наталья Дмитриевна, Львова Наталья Владимировна, Герасимова Наталья Михайловна
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconКраткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды»
Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова...
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий конференции – заместитель заведующего кафедрой по учебной работе Фролова Наталья Анатольевна
Участник конференции: Алашеева Наталья Сергеевна iconТема занятия
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск