Скачать 33.56 Kb.
|
Конспект практического занятия «Чудо – ягода брусника». Программное содержание:
Предшествующая работа: Беседа с детьми, рассматривая альбом с растениями (брусники) и составление описательного рассказа, чтение познавательной литературы, рисование растений нашего леса. Словарная работа: Брусника, брусничник, толокно, «тэська пув», «шома кисель», сочная, ароматная, горьковатая, рубиновая. Ход занятия: (Воспитатель встречает детей в коми сарафане). - Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Я хочу вас сегодня пригласить самим поучаствовать в приготовлении коми национальных блюд. - Скажите, в какой республике мы с вами живём? (ответы детей). Посмотрите на мою карту и скажите мне, почему наша коми край обозначен зелёным цветом? (ответы детей). Наша коми земля богата лесами, вот поэтому и обозначена зелёным цветом. Посмотрите сюда и скажите мне, что за растение я приготовила для вас? (показываю кустик брусники).Что вы знаете об этом растении? - Вы не представляете, какое это чудесное растение брусника. Брусника – это вечнозелёное растение. Зимой, раскопав снег, можно найти её кустики с блестящими живыми листиками. Весной, когда сойдёт снег, на кустиках появляются молодые побеги со светло – зелёными листочками. Цветёт брусника мелкими белыми цветочками, на месте которых появляются бледно – зелёные ягоды. За лето ягода наливается соком, а осенью ягоды станут ярко – красными .и только тогда их можно собирать. Про чудесную ягоду брусничку народ создал легенду. Вот и вы послушайте. Жил – был чёрт. Решил он сотворить чёрное дело, нашёл в лесу укромный уголок и принялся колдовать. Вначале появилось маленькое деревце с блестящими листьями. Затем его веточки чёрт украсил яркими красными ягодами. Красиво получилось!. Но не красоты хотелось чёрту. Он замыслил злое дело и добавил в ягоды яд. Узнали об этом добрые силы, нашли опасный кустик и на каждой ягодке нарисовали крестик. И произошло чудо!. Перестали ягоды быть ядовитыми, наоборот, стали полезными, и не только для лесных жителей – зверей и птиц, но и для человека. Присмотритесь, и вы увидите на каждой ягодке брусники маленький крестик. (ставлю на стол блюда с брусникой – свежей, мочёной, пареной). -Бруснику можно есть и свежей, и мочить на зиму, и парить в печке – все витамины остаются в ягоде. Попробуйте бруснику со всех блюд и скажите, какая она на вкус, цвет? Какую форму имеют свежие ягоды (овальная, круглая, тёмно – красная, бордовая). - А ещё про эту ягоду говорят, что она рубиновая, т.е. похожи на рубины, драгоценные камни ярко – красного цвета. -Брусника считается лекарственным растением. Её ягоды содержат много витаминов, а чай, заваренный из листьев, помогает при различных заболеваниях. - Вспомните, какие блюда можно приготовить, используя эти ягоды?(ответы детей). - Мои детки очень любят чай с брусничным вареньем, пироги с брусникой, а брусничник готовы есть каждый день. - А сегодня мы с вами приготовим бруснику с толокном – любимое блюдо коми ребятишек. Это блюдо очень полезное, сытное. Вкусное, легкое в приготовлении. А мы с вами знаем, что коми кухня легка в приготовлении. Пока я готовлю посуду, вы мне скажите, какие коми блюда вы знаете? (ответы детей). - Для приготовления этого блюда я беру бруснику – можно мочёную, пареную, свежую. Мы приготовим из всех ягод. Затем я беру толокно. А вы знаете, что такое толокно? (ответы детей). Посмотрите оно похоже на муку, только светло – коричневого цвета. Его делают из овса, овёс сушат, прожаривают в печке, а затем перемалывают на жерновах и получается вот такая мука. Бруснику с толокном смешала – вот и готовое блюдо. Пробуйте ! по коми это блюдо звучит вот так – «тэська пув». А ещё к этому блюду подавали кислый кисель. По коми называли –«шома кисель». Он тоже очень лёгок в приготовлении. Я ставила опару –тесто для пирогов, пироги пекла с брусникой, а на донышке оставляла тесто, разбавляла немного с водой, а затем заваривала крутым кипятком. Ела этот кисель сладкой водой от брусники. Вкуснотища – то какая! Вот и мы сейчас его приготовим вместе с вами. (совместно с детьми делаем эти блюда). - Вот и чай из листьев брусники поспел. Приглашаю всех за стол – чай пить с пирогами из брусники, «тэська пув» да «шома кисель» кушать. (после чаепития дети делятся впечатлениями). - Ну что, ребята, понравилось ли вам у меня в гостях? Что вам больше понравилось? Где вам было сегодня сложно? А может вы не затруднялись? Если вам понравилось, то я вас приглашаю в следующий раз ко мне в гости. Научу я вас печь пироги на тонкой корке. Приходите не пожалеете, сами научитесь и других научите. |