ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Слова, близкие по значению (синонимы)
| ФИО
| Корнилова Жанна Егоровна
|
| Место работы
| МОБУ «Якутский городской лицей»
|
| Должность
| Учитель начальных классов
|
| Предмет
| Русский язык
|
| Класс
| 2
|
| Тема и номер урока в теме
| Раздел: Слово и его значение Тема: Слова, близкие по значению (синонимы) – урок 96
|
| Базовый учебник
| Л.Ф.Климанова , Т.В. Бабушкина «Русский язык» учебник и «Рабочая тетрадь» 2 класс, Просвещение, 2011г.
|
Целевые установки урока:
Предметные:
углубить знания о словах, близких по значению;
знать значение термина синонимы;
понимать возможные различия синонимов;
уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
знать слова-синонимы речевого этикета;
понимать роль синонимов для точного и образного выражения мысли и чувства;
использовать синонимы в собственных высказываниях.
Метапредметные:
использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;
уметь сравнивать слова по значению и звучанию;
развивать речь при составлении предложений со словами – синонимами.
Личностные:
Понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека;
Уметь сравнивать слова по значению и звучанию
Развивать речь при составлении предложений со словами - синонимами.
Тип урока - урок закрепления нового материала
Формы работы учащихся - групповая
Необходимое техническое оборудование – проектор - презентация «Слова, близкие по значению» 11 слайдов (среда Power Point)
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
| Содержание
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| УУД метапредметные результаты
| Орг.момент
| Звонкий прозвенел звонок, начинается урок Встаньте прямо, не шумите Всё ль на парте посмотрите.
| Проверяют готовность к уроку
|
|
| Мотива-ционный
| Минута каллиграфии
Сс Сс СС сс
Словарная работа Сорока, лисица, русский, собака, Россия, сахар, сапоги, язык.
- Подчеркните орфограммы. - Обменяйтесь тетрадками, проверьте работу соседа. Работа в парах - Что общего у всех записанных слов? - Какое слово имеет омоним? - Назовите «лишнее слово» - Составьте с этим словом предложение
вопросительное(1ряд) побудительное (2ряд) повествовательное (3ряд)
| дети угадывают слова по ребусам, по лексическому значению и по картинкам. Записывают их в тетрадь, подчёркивают орфограммы. Дети отвечают на вопросы, определяют «лишние слова» по разным признакам. Дети составляют предложения и записывают их в тетрадь
| Учитель предъявляет детям словарные слова на экране (используется презентация) Организует взаимопроверку. Учитель выслушивает предложения. Просит назвать наиболее удачные
| самопроверка, взаимопроверка, взаимооценка самопроверка, взаимопроверка, взаимооценка
|
| Физминутка музыкальная
|
|
|
| Создание проблемной ситуации
рефлексия групповой работы
| Актуализация темы урока.
Почему поругались пёс и кот
Кот сказал псу: «Какой же ты толковый пёс!» Пёс стал спорить: «Нет, я не толковый, я умный!»
Кот говорит: «Как ты, пёс, любезно разговариваешь!» А пёс знай себе не соглашается: «Я разговариваю не любезно, а вежливо!»
И началась у них ссора.
Летела мимо сорока, сказала: «Глупый пёс и кот, вам не из-за чего ругаться, потому что…»
- Что сказала сорока?
Работа в группах
|
Дети работаю в группах, обсуждают.
Находят в словаре значение этих слов.
Делают вывод: «Это слова, близкие по смыслу»
Дети оценивают свою роль работы в группах
| Чтение текста
(используется презентация) Организует групповую работу Наблюдает за работой в группах и парах, прогнозирует дальнейших ход работы и рефлексии Наблюдает за ответом, поощряет словами. При ошибке просит помощи ребят
| Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) самоопределение, рефлексия Коммуникатив-ные действия — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; — владение монологической речью
| Физминутка.
|
| Проводят дети
|
|
| Основной этап
| Чтение сообщения профессора Самоварова (по учебнику с.27)
Работа по учебнику с.26
Упр.35
Работа по учебнику с.26 - 27
Упр.36
4. Игра «Кто больше?» Надо назвать как можно больше синонимов к словам большой, маленький, хороший, плохой, пасмурный.
|
Дети сравнивают группы слов по звучанию и значению.
Составляют по рисунку два-три предложения с любым из данных слов. Определяют оттенки значения в словах -синонимах Составляют синонимические ряды и записывают в тетради.
|
Учитель обязательно отмечает, что слово убежать может быть употреблено везде, улизнуть имеет шутливый характер, удрать – несколько грубоватый оттенок.
Наблюдает за ответами, поощряет словами. При ошибке просит помощи ребят
| — поиск и выделение необходимой информации Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных
| итог
| - Какие слова называются синонимами?
- Чем могут различаться синонимы?
Рефлексия Урок подходит к концу. Спасибо вам за работу. Оцените себя.
Было легко
Было трудно, но я справился
Было трудно
|
Дети оценивают свою работу на уроке.
|
|
| Домашнее задание
| РТ. Упр.124:
Подобрать и записать синонимы к словам радоваться, бежать.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение к плану-конспекту урока
Тема: Слова, близкие по значению (синонимы)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
| Слова, близкие по значению
|
| презентация 11 слайдов (среда Power Point)
| Корнилова Жанна Егоровна (сайт учителя начальных классов) http: nsportal.ru
| |