Скачать 119.49 Kb.
|
План – конспект открытого урока литературы в 11Б классе. 24 ноября 2012 Поэтическая гостиная. Тема: «Творцы Серебряного века»
Оформление и оборудование урока:
Сценарий урока. Вступление. Видеопрезентация: «Русский ренессанс». Учитель: Сегодня у нас поэтический час. В гости придёт к нам сам Ренессанс. Встретятся здесь почитатели Муз И выразят свой эстетический вкус. Будут звучать эпиграммы, стихи, Посланья, признанья – все от души. Главным, конечно же, станет сонет Лучшего жанра в поэзии нет! Ученик № 1: В России возродился Ренессанс, И необычайным стал расцвет культуры. Когда ж он обратился в Декаданс, То все поэты подружились с синекурой! Ученик № 2: Открылось вдруг течений разных тьма, И объявился полк блистательных поэтов. Одни сияли, как полночная луна, Другие озарялись её светом. Ведущий: Презентация направлений: Теперь настала очередь за вами Представиться пред нашими гостями. Мы ждём ваш содержательный рассказ. Кого вы представляете сейчас? Какие ваши лозунги, друзья, Эмблема, декларация, звезда? Символизм: «Мы дети ночи и луны» Мы первыми вступили на Серебряный Парнас. И было это не во сне, а наяву. Всех нас доставил на Олимп Пегас, Оставив на земле обман и суету. Мы дети ночи и таинственной луны Сгораем, как вечерняя заря, При ярком свете солнца – алтаря В своих творениях мечты. Мы неведомое ищем И с надеждою в сердцах, Загораясь, мы тоскуем о непознанных мирах. Наши гимны, наши стоны Не для старой красоты. Нарушаем все законы, Преступаем все черты. Устремляя свои очи На алеющий восток, Дети скорби, дети ночи Ждём, когда придёт Пророк. В ночь восходим по ступеням На Серебряный Парнас. Нас встречает уж под сенью Лунноликий кроткий Спас! Наши лозунги:
Наша декларация: У нового искусства три главных элемента: Мистическое содержание, символы и расширение художественного впечатления. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить свои тёмные, тайные чувствования. Символисты – всегда мыслители, видят в действительности свою мечту и смотрят на жизнь, как из окна. Наша эмблема: звездное бесконечное небо. Наша звезда: яркая, сияющая луна. Программное стихотворение Счастье свободы Холодные сверкающие звёзды И жёлтая далёкая луна Глядят на землю с небосвода. Как видно, полюбилась им она. И пусть их встречи ненадолго, И пусть объятья холодны, Но до утра они свободны И вечно небесам верны. Акмеизм: «Мы капитаны бесстрашных кораблей» Нас шестеро. И все мы капитаны, И штурманы бесстрашных кораблей. Мы смело проплываем океаны, Оставив Бога и земных людей. . Влекут нас издавна чудесные сказанья, Народный шум на старых площадях, Ряд кораблей на дремлющих морях И блеск парчи в изгибах изваянья. Неясные и страстные желанья, Учитель, мудрый, весь в мечтах. И рядом – отрок с тайною в глазах. В тени соборов дремлют изваянья. Глаза глядят внимательно и нежно, Сердца же бьются смутно и мятежно И согревают ласкою неземной, Как мы, поэзией земной. Наши лозунги:
Наша декларация: Главное в поэзии – стилистическое равновесие, живописная чёткость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей, мужественный и ясный взгляд на жизнь, нежность и бесхитростность реального мира. Высшее место должны занимать духовные ценности. Лирический герой – бесстрашный рыцарь. Память – важнейший этический компонент нашего творчества. Наша эмблема: яркий земной мир. Наша звезда: солнце. Программное стихотворение: «Высокое косноязычье» Ни шороха полночных далей, Ни песен. Что певала мать, Мы никогда не понимали Того, что стоило понять. И. символ горнего величья, Как некий благостный завет, - Высокое косноязычье Тебе даруется, поэт. Футуризм: «Мы первые поэты из поэтов» Мы первые поэты из Поэтов. Рог времени рубит идти вперёд. Прошедшее темно и безответно. И классиков российских уже нет. Мы с высоты воздушных небоскрёбов С усмешкою взираем на людей. Не признавая канцелярских сводов, Довольны революцией своей. Пощёчину общественному вкусу С размаху залепляем горячо, Когда заметим, кто подмигивает трусу, Плюём ему за это мы в лицо! Мы в будущем останемся навеки, Каким бы оно ни было, пойдём! Примите же нас, люди – человеки Особенными, яркими во всём! Наши лозунги:
Наша декларация: Мы, будетляне, не желаем междоусобицы в русской поэзии. Мы готовы отвечать за каждое своё новое слово. Мы идём в авангарде российского искусства, никто и ничто не помешает нам сказать своё новое слово о действительности. Новому содержанию – новую форму. Только мы способны создать новое искусство во всей Вселенной! Наше Правительство Земного шара не только изменит мир в лучшую сторону, но и создаст новый авангардный язык и новую великорусскую поэзию. Главное – «канон сдвинутой конструкции языка». Наша сила – в единении с народным творчеством. Наша эмблема: морской маяк. Наша звезда: планета Марс. Программное стихотворение: « На подмостках Конституции» Ещё звучат этюды Скрябина, Романсы страстные звучат, Но вот уж музыку Рахманина Частушки дробные теснят. В театре тоже революция. Балет и классику на слом! И на подмостках Конституция Отплясывает чарльстон. И бутафория с мистерией Пошли по улице гулять, Одевшись в красные материи, Дань новой моде отдавать. Ведущий: Поэтические загадки: Вот мы и познакомились друг с другом, И прояснилось много скрытых тайн. Узнать же, кто был настоящим другом, По – прежнему - одна из главных тайн. Но выясним её мы непременно, Когда заглянем в глубину души. И прочитаем их творенья вдохновенно, Великолепные сонеты и стихи! Вы по стихам самих поэтов Узнайте, кто чей образ начертал. Подсказкой станут те приметы, Которые поэт в них написал. Ведущий: Поэты друг о друге и о себе.
Ведущий: Как замечательно, друзья, Что вы поэтов образы узнали! Теперь же попрошу вас я, Чтоб вы ещё одну загадку отгадали. Из четырёх стихотворений Разных направлений Я выписала существительные в ряд. А вы определите, К какому направлению они принадлежат (Бездна, пламень, люди, черви, дворец, паук, ночь, светило, Пегас, Парнас, крик, руки, звук, солнцеворот, любовь, небо, звёзда, смерть.) Ведущий: Пародии на стихи поэтов своего направления Сегодня вы поэтами все стали Пусть ненадолго, только лишь на миг. И вот уж место всем на пьедестале, Освободили братья – просто шик! Прочтите же, друзья, свои стихи, И пусть они ещё не так легки, Но все ж представьте нам пародии свои. Символизм: Пародия на стихотворение В. Брюсова «Наказ юноше» Акмеизм: Пародия на стихотворение С. Парнок «Моя фамилия не Пушкин..» Мы не Лермонтовы и не Пушкины. Мы всего лишь читатели русские. Много тем уж на нашем счету, Но они вызывают тоску. Сочинять же самим – тяжкий труд, Хоть стихи или драму, к примеру. А поэмы пусть нас подождут – Их должно быть в портфолио в меру. А, впрочем, чтоб поэтами нам стать, Должны мы всё же что – то накропать! Футуризм: Ведущий: «Серебряный сонет» Странное время – странные песни, Как хорошо, что пока вы все вместе. Грянет в России 17-ый год – Рассеет по миру российский народ! Многие из вас друзьями были И, несмотря на разницу, дружили. Встречались в «Башне» Иванова, Друг друга обличали просто здорово! Посланья – эпиграммы сочиняли И в письмах их друг другу присылали. Звучит серебряный сонет, Ему по содержанью равных нет. По слогу также он высок. Его благословляет Бог! Анна Ахматова. Сонет «Ответ» И при луне новорожденной вновь зажигаю шесть свечей. Я получила письмо, Не поверила нежным словам, Читала, смотрела в трюмо, Удивлялась себе и Вам. В окна широкий свет Всплывал, и пахло зимой… Знаю, что Вы, поэт, Значит, товарищ мой. Как хорошо, что есть В мире луна и шесть Вами зажжённых свеч. Думайте обо мне. Я живу в западне И боюсь неожиданных встреч. 1913 Игорь Северянин. Сонет «Цветаева» Блондинка с папироскою, в зелёном, Беспочвенных безбожников божок, Гремит в стихах про волжский бережок, О в персиянку в Разине влюблённом. Пред слушателем, мощью изумлённым, То барабана грозный говорок, То друга дева, свой свершая срок, Сопернице вручает умил1нной. То вдруг поэт, храня серьёзный вид, Таким задорным взором удивит, Что в даме – жар, и страха дрожь – во франте… Какие там свершенья не верши, Мертвы стоячие часы души. Не числящиеся в её таланте… 1926 *** И ты стремишься ввысь, где солнце – вечно, Где неизменен гордый сон снегов. Откуда в дол спадают бесконечно Ручьи алмазов, струи жемчугов. Юдоль земная пройдена. Беспечно Свершай свой путь средь молний и громов! Ездок отважный! Слушай вихрей рёв. Внимай с улыбкой гневам бури встречной! Ещё грозят зазубрины высот. Расщелины, где тучи спят. Но вот Яснеет глубь в уступах синих бора. Назад не обращай тревожно взора И с жадной жаждой новой высоты Неутомимо правь конём, – и скоро У ног своих весь мир увидишь ты! 1912 Игорь Северянин «Брюсов» Его воспламенял призывный клич. Кто б ни кричал – новатор или Батый. Немедля честолюбец суховатый. Приемля бунт, спешил его постичь. Взносился грозный над рутиной бич В руке, самоуверенно зажатой, Оплачивал новинку щедрой платой По – европейски скроенный москвич. Родясь дельцом, и став сумев поэтом, Как часто голос свой срывал фальцетом. В ненасытимой страсти всё губя! Всю жизнь мечтая о себе, чугунном, Готовый песни петь грядущим гуннам. Не пощадил он, - прежде всех, - себя… 1926 Марина Цветаева. Ахматовой. Узкий, нерусский стан – Над фолиантами. Шаль из турецких стран Пала, как мантия. Вас передашь одной Ломаной чёрной линией. Холод – в веселье, зной – В вашем унынии. Вся Ваша жизнь – озноб. И завершится - чем она? Облачный тёмен лоб Юного демона. Каждого из земных Вам заиграть – безделица. И безоружный стих В сердце нам целится. В утренний сонный час. - Кажется четверть пятого.- Я полюбила вас. Анна Ахматова. 11 февраля 1915 Ведущий: Рефлексия: «Салют Серебряному веку!» Поэзия – великая держава. Империй власть, сходящая с ума, Ей столько раз распадом угрожала, Но распадалась всё – таки сама. Недолгим был Серебряный наш век. Трагически сложился для поэтов. Воспев России первородства грех. Не избежал забвенья и наветов. Так воздадим же должное ему, За то, что был свободен Человек, За то, что указал Творцу стезю К сердцам народу своему! Ученик: Салют Серебряному веку Мы с честью нынче воздаём. Хвала и слава Человеку – Певцу, Создателю, Творцу! Ученик: Салют Серебряному веку, Призвавшего историю к ответу, Воспевшего блаженный мир земной, В твореньях вольных Музы неземной. Коллективные ответы на вопросы: 1. Символисты: Какую роль сыграл Серебряный век в истории России? 2. Акмеисты: Почему таким недолгим и трагичным был Серебряный век? 3. Футуристы: Сможет ли повториться в России Серебряный век? Оценочный лист: группа №1 символисты (от о до 5 баллов) Ф. И. уч – ся самооценка оценка группы оценка (по общему согласованию) учителя 1. Смогли или нет реализовать свои знания и способности во время урока? 2. Как повлияла ваша работа в течение урока на групповую оценку? 3. Насколько полно была достигнута вашей группой цель урока? Домашнее задание: *написать сочинение – рассуждение по тексту Ю. М. Лотмана «Цель поэзии» части С ЕГЭ с обязательным использованием аргументов из поэзии Серебряного века. |