Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 222.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.11.2013
Размер222.74 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины


Министерство экономического развития

и торговли Российской Федерации

Государственный университет-

Высшая школа экономики
Факультет Прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики
Программа дисциплины

Теория и практика современного русского языка

для направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра
(2 курс)
Автор: Кувшинская Ю.М., к.ф.н., доцент, ykuvshinskaya@hse.ru


Одобрена на заседании факультета филологии «___»____________ 20 г

Декан факультета д.ф.н., орд. проф. Е.Н.Пенская
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Ляшевская О.Н. ________________________
_________________________________ « _____» _______________200 _г.


Москва, 2012

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра (1 курс) изучающих дисциплину «Теория и практика русского литературного языка».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ) протокол от 02.07.2010;

  • Образовательной программой направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.

Цели освоения дисциплины


Цели освоения дисциплины «Теория и практика русского литературного языка» — заложить основы теоретических представлений о структуре русского литературного языка в его устной и письменной формах и создать практические навыки идентификации основных грамматических категорий русского языка. Курс закладывает основы для других курсов филологического направления. Навыки и умения отрабатываются на текстах, имеющих отношение к будущему профессиональному опыту студентов (публицистика, реклама).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основы теории языка, основные особенности его функционирования и исторического развития, иметь представление о литературной норме и региональных, социальных и индивидуальных вариантах русского языка, а также о стилистических возможностях русской лексики и синтаксиса, идентифицировать основные лексические и синтаксические явления, синтаксические структуры письменной и устной речи.

  • Уметь профессионально пользоваться словарями, корпусами текстов и электронными ресурсами, посвященными русскому языку.

  • Иметь базовые навыки лексико-семантического и синтаксического анализа; определения стандартных и нестандартных вариантов; оценки их допустимости для того или иного письменного или устного регистра русского языка; оценки стилистических функций лексических и синтаксических вариантов в тексте.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1




лекционные и семинарские занятия; чтение литературы по курсу; самостоятельные работы (эссе, презентации, домашние задания)

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2




семинарские занятия, написание эссе, домашних работ, устные презентации

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-3




семинарские занятия

использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-9




лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике

знание основных понятий и категорий современной лингвистики

ПК-1




лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение, самостоятельные работы (эссе, домашние задания)

владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем

ПК-5




лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение, написание эссе, домашних заданий

владение методами сбора и документации лингвистических данных

ПК-9




лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике; домашние задания

владение навыками оформления и представления результатов научного исследования на русском и иностранном языках

ПК-14




написание эссе, домашних работ

способность оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка

ПК-23




семинарские занятия по соответствующей тематике; написание домашних работ



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла [специальные дисциплины] направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра (1 курс).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Язык СМИ

  • Креативное письмо

  • Литературное редактирование

  • Риторика и практическая стилистика русского языка

  • Курсовая работа

Тематический учебный план дисциплины







Название темы

Всего часов

Аудиторные

часы

Самостоятельная

работа










Лекции

Сем. и практ. занятия






Лексика













1.

Основные направления лексикологии. Лексическое значение слова. Оценочность. Принцип антропоцентризма в лексике. Языковая картина мира и языковая личность.





2

2




2.

Семантическая точность словоупотребления.

Многозначность. Метафора и метонимия как базисные когнитивные механизмы и как основные способы образования нового значения. Виды метафор; виды метонимии.





2

4




3.

Омонимия. Причины возникновения омонимов. Стилистическое использование омонимов.

Синонимы и антонимы. Синонимический ряд. Описание понятия с помощью синонимов и антонимов. Стилистическое использование синонимов и антонимов.





2

2




4.

Стилистическая дифференциация лексики. Общенародная и необщенародная лексика (нелитературные пласты). Книжные стили и разговорная речь. Активные процессы в лексике: влияние разговорной речи на письменную.




2

2




5.

Старое и новое в лексике. Устаревшая лексика. Неологизмы. Стилистическое использование устаревшей лексики и неологизмов. Способы пополнения современного словаря, активные процессы в образовании слов.

Фразеология. Типы фразеологизмов, их стилистические различия. Происхождение фразеологизмов. Фразеологизмы и прецедентные тексты. Фразеология в лингвокультурологическом аспекте.





2

4




6.

Русская лексика с точки зрения происхождения. Исконная и заимствованная лексика. Старославянизмы. Другие типы заимствований. Освоение заимствований в языке. Заимствование как один из важнейших процессов в современном русском языке.





2

4







Всего




12

18







Синтаксис













7.

Основные направления изучения синтаксиса.

Говорящий и текст. Грамматика и семантика. Общее понятие о семантике частей речи.




2







8.

Предложение, его основные признаки (предикативность, двукомпонентность). Синтаксические единицы: форма слова (синтаксема), словосочетание, предложение. Модели предложения: типовые модели и их модификации. Стилистические возможности модификаций.




2

2




9.

Монопредикативность и полипредикативность. Точка зрения субъекта. Полисубъектность. Авторизация. Простое неосложненное, простое осложненное и сложное предложение. Информативная плотность текста.




2

2




10

Коммуникативная структура текста. Порядок слов и актуальное членение. Понятия темы и ремы. Параллельное и последовательное соединение предложений в тексте. Рематическая доминанта.

Коммуникативные регистры. Их взаимодействие в тексте. Функции вводных слов.




2

2




11

Синтаксис устной речи. Активные процессы в синтаксисе: влияние устной речи на письменную.




4

4






Всего часов




12

10






Всего по лексике и синтаксису




24

28




Формы рубежного контроля

II курс

Текущий контроль:

  • работа на практических занятиях,

  • 1 письменная контрольная работа ( 60 мин.)

Итоговый контроль:

устный экзамен с практическим письменным заданием.
Итоговая оценка складывается из:

- участия в работе на семинарах и посещаемости (30 %)

  • оценки на контрольной работе (30 %)

  • оценки на зачете или экзамене (40 %)


Базовый учебник. Дополнительная литература

Базовый учебник

2 курс

Рахманова Л. И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003
Дополнительная литература

Учебные пособия

  1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М. (разные годы выпуска).

  2. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие. М., 2003.

  3. Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык: от системы к тексту. М., 2002.

  4. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. Учебное пособие. М.: Флинта. Наука. 2006.

  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М. (разные годы выпуска).

  6. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций (для студентов нефилологических вузов). М. (разные годы выпуска)

  7. Сидорова М.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Сборник упражнений. М: МГУ, 2001.

  8. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. 3-е изд. М., 2006.

  9. Современный русский литературный язык. Под ред. П. А. Леканта. М., 2003.

  10. Солганик Г.Я. Стилистика текста. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука. (разные годы издания)

  11. Сулименко Н.Е. Современный русский язык. Слово в курсе лексикологии. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука. 2006.



Научные исследования

  1. А. Вежбицка. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

  2. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.

  3. Земская Е.А., Ширяев Е.Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная?// Вопросы языкознания. 1980. № 2.

  4. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи.М., 1994.

  5. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики. 2005.

  6. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

  7. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М., 2003.


Словари

1. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь. Отв. ред. В.В.Лопатин. М.: «Русский язык», 1998.

2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М.: «Русский язык», 1999.

3. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: «Русский язык», 1999.

4. Словарь антонимов русского языка. М., 1984.

5. Словарь омонимов русского языка. М., 1974.

6. Словарь синонимов русского языка: в 2 т./ Гл. ред. А.П. Евгеньева. Л., 1970-1971.

7. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983.

8. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка (Первый, второй, третий выпуск) / Под руководством Ю.Д. Апресяна. М. 1997, 2000, 2003.

9. Ю.А Бельчиков, М.С. Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М., 1994

10. Л.П. Крысин Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998.Полный справочник по орфографии и пунктуации. / Под. ред. Соболевой. М.: АСТ-Пресс, 1999. Словарь антонимов русского языка. М., 1984.

11. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка: Значения и происхождение слов. М.: Дрофа; «Русский язык». 1997.

12. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь - справочник. М.: «Русский язык».

1999.

Содержание курса





  1. Слово как основная единица языка. Слово и словосочетание. Лексическое значение слова и его структура. Обозначение явления и обозначение понятия. Представление о внутренней форме слова. Оценочные свойства слов. Понятие коннотации.

Принцип антропоцентризма в лексике. Языковая картина мира и языковая личность. Культурные концепты и лексическое значение слова.
Основная литература:

Рахманова Л. И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 21-39.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций (для студентов нефилологических вузов). М., 2002. Лекция 6. С. 135-150.
Дополнительная литература:

Языковая картина мира/интернет-энциклопедия «Кругосвет»/www. krugosvet.ru

Сулименко Н.Е. Современный русский язык. Слово в курсе лексикологии. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука. 2006. С. 4-51.

А. Вежбицка. Понимание культуры посредством ключевых слов. М., 1999. С.

Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. Учебное пособие. М.: Флинта. Наука. 2006. С. 35-74.


  1. Активные процессы в области семантики. Многозначность.

Семантическая точность словоупотребления. Изменение значений слов. Явление выветривания значения слова; избыточное словоупотребление. Метафора и метонимия как базисные когнитивные механизмы и как основные способы образования нового значения. Виды метафор. Метонимия и синекдоха, их виды.
Основная литература:

Рахманова Л. И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 32-69

Дополнительная литература:

Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие. М., 2003. С. 82-92.
3. Омонимия. Причины возникновения омонимов. Стилистическое использование омонимов. Каламбур.

Синонимы и антонимы. Виды синонимов, различия синонимов. Синонимический ряд. Виды антонимов. Описание понятия с помощью синонимов и антонимов. Стилистические возможности лексических синонимов и антонимов.
Основная литература:

Рахманова Л. И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 69-106.

Дополнительная литература:

Новый объяснительный словарь синонимов/ Под руководством Ю.Д. Апресяна. М., 1995. (Введение и избранные словарные статьи).

Словарь антонимов русского языка. М., 1984.

Словарь омонимов русского языка. М., 1974.

Словарь синонимов русского языка: в 2 т./ Гл. ред. А.П. Евгеньева. Л., 1970-1971.


  1. Стилистическая дифференциация лексики. Общенародная и необщенародная лексика: просторечие, народные диалекты, жаргоны. Книжные стили и разговорная речь. Понятие книжной лексики. Стилистически окрашенная лексика: научная, официально-деловая, публицистическая. Различия разговорной и просторечной лексики. Разновидности жаргонов. Понятия арго и сленга. Активные процессы в лексике: влияние разговорной речи на письменную. Ошибки, связанные с употреблением стилистически окрашенной лексики: канцеляризмы; неоправданное снижение стиля за счет использования просторечия и жаргонизмов.

Основная литература:

Рахманова Л. И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 106-142.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука. 2003. С. 172-212.

Дополнительная литература:

Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие. М., 2003. С. 92-96, 121-130.

Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики. 2005.

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989. С. 75-115.

Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М, 2002. С. 92-103.
5. Старое и новое в лексике. Фразеология. Устаревшая лексика: архаизмы, историзмы. Неологизмы, причины их возникновения. Окказионализмы. Способы пополнения современного словаря, активные процессы в образовании слов. Стилистическое использование устаревшей и новой лексики.

Типы фразеологизмов, их стилистические различия. Происхождение фразеологизмов. Фразеологизмы и прецедентные тексты. Фразеология в лингвокультурологическом аспекте.
Основная литература:

Рахманова Л. И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 142-162, 229-256.

Дополнительная литература:

Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие. М., 2003. С. 136-140, 144-154.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций (для студентов нефилологических вузов). М., 2002. Лекция 6. С. 135-150.

Сулименко Н.Е. Современный русский язык. Слово в курсе лексикологии. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука. 2006. С. 54-57.

Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь - справочник. М.: «Русский язык»,1999.


  1. Русская лексика с точки зрения происхождения. Понятие о родстве языков. Понятие исконной лексики. Причины заимствований. Старославянизмы. Другие типы заимствований. Освоение заимствований в языке. Заимствование как один из важнейших процессов в современном русском языке. Понятие языкового вкуса и языковой моды. Критерии оценки необходимости заимствования слова.


Основная литература:

Рахманова Л. И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003

Дополнительная литература:

Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи.М., 1994.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций (для студентов нефилологических вузов). М., 2002. Лекция 7 и 8. С. 150-221.

Сулименко Н.Е. Современный русский язык. Слово в курсе лексикологии. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука. 2006. С. 57-75.


  1. Основные направления изучения синтаксиса. Коммуникативный аспект синтаксиса.

Синтаксис как система и объект описания. Говорящий и текст. Грамматика и семантика. Общее понятие о семантике частей речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие, местоимение).
Основная литература:

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004. С. 6-59.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций (для студентов нефилологических вузов). М., 2002. С. 278-299.

Рахманова Л. И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003.

Дополнительная литература:

Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык: от системы к тексту. М., 2002. С. 5-68.

Русская грамматика/Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.в. Лопатина. 2-е изд. М., 1990.

Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. 3-е изд. М., 2006. С. 3-6.


  1. Основные единицы синтаксиса: форма слова (синтаксема), словосочетание, предложение. Предложение и его признаки: предикативность; двукомпонентность. Роль категорий времени, модальности и лица в предложении. Дискуссии о принципах классификации предложений. Традиционная школьная типология предложений. Семантический подход к анализу предложения. Модели предложения: типовые модели и их модификации. Стилистические возможности модификаций.


Основная литература:

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.36-59, 102-138.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций (для студентов нефилологических вузов). М., 2002. С. 278-299.

Дополнительная литература:

Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. 3-е изд. М., 2006. С. 8-50, 72-91.

Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык: от системы к тексту. М., 2002. С. 163-246.



  1. Распространение и осложнение модели предложения. Монопредикативность и полипредикативность. Точка зрения субъекта.

Простое неосложненное, простое осложненное и сложное предложение в традиционном школьном синтаксисе. Единица информации и предикативная единица. Синонимичные полипредикативные конструкции и их выразительные возможности. Информативный объем и информативная плотность текста. Свое и чужое слово. Полисубъектность. Авторизация.
Основная литература:

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004. С. 207-252, 279-311.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций (для студентов нефилологических вузов). М., 2002. С. 68-74, 278-299.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука., 2003. С. 90-122.

Дополнительная литература:

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. § 133-136.

Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык: от системы к тексту. М., 2002.С. 142-163, 259-279.

Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. 3-е изд. М., 2006. С. 102-109.


10. Коммуникативная организация текста. Порядок слов и актуальное членение. Понятия темы и ремы. Параллельное и последовательное соединение предложений в тексте. Рематическая доминанта, ее стилистическое использование.

Коммуникативные регистры речи: изобразительный, информативный, генеритивный, волюнтивный, реактивный. Их взаимодействие в тексте. Функции вводных слов.
Основная литература:

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004. С. 382-411.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука., 2003. С. 17-36.

Дополнительная литература:

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. § 42-44.

Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык: от системы к тексту. М., 2002.С. 83-142.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2003. § 164.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций (для студентов нефилологических вузов). М., 2002. С. 83-87, 278-299.

Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. 3-е изд. М., 2006. С. 110-144.
11. Синтаксис устной речи, его особенности в сопоставлении с синтаксисом письменной речи. Сегментированность, контаминации, незавершенность. Понятие об устной литературной норме. Признаки устной литературной нормы в синтаксисе. Активные процессы в синтаксисе: влияние устной речи на письменную
Основная литература:

Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие. М., 2003. С. 184-239.

Дополнительная литература:

Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. М., 2003.

Земская Е.А., Ширяев Е.Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная?// Вопросы языкознания. 1980. № 2.

Примерные темы устных сообщений

  1. Споры об обоснованности заимствований в русском языке.

  2. Метафоры, которыми мы живем: современные научные теории метафоры.

  3. Метафоры, которыми мы живем: некоторые метафорические концепты русской языковой картины мира.

  4. Арго как стилистическое явление.

  5. Сленг как стилистическое явление.

  6. Неологизмы в интернете.

  7. Основные метафоры русской политической журналистики.

  8. Жаргонизмы в русской прессе.

  9. Молодежный жаргон в его развитии: обновление словарного состава.

  10. Использование калек в языке современных СМИ

  11. Анализ неологизмов в современных СМИ

  12. Неологизмы в русской поэзии начала XX в/

  13. Диалектная терминология в словаре В. Даля. Исторические изменения в области терминологии.

  14. Использование синонимов в произведениях русской литературы.

  15. Прецедентные тексты в современной прессе.

  16. Некоторые концепты русской языковой картины мира.

  17. О.Б. Сиротинина о типах речевой культуры.

  18. Ю.Н. Караулов о понятии «языковая личность».

  19. Интерпретация синонимов в «Новом объяснительном словаре синонимов» под рук. Ю.Д. Апресяна.

  20. Ю.С. Степанов о концептах русской культуры.



Вопросы для проверки качества освоения дисциплины

Лексика


  1. Что такое лексическое значение слова? Оценочные свойства слов

  2. Современные изменения в области значения слов.

  3. Многозначность слова и ее типы.

  4. Понятие языковой картины мира.

  5. Омонимы, их виды и использование в речи

  6. Синонимы. Различия синонимов. Синонимический ряд.

  7. Антонимы, их использование в речи.

  8. Стилистическая дифференциация русской лексики. Что такое стилистически окрашенная лексика?

  9. Необщенародная лексика.

  10. Признаки просторечной и разговорной лексики.

  11. Устаревшая лексика. Типы устаревших слов.

  12. Новая лексика. Способы образования новых слов.

  13. Исконная и заимствованная лексика.

  14. Фонетические и морфологические признаки старославянизмов. Использование старославянизмов в современном русском языке.

  15. Освоение заимствованного слова в русском языке.

  16. Фразеологизмы, их типы. Стилистическая окраска фразеологизмов.

Синтаксис





  1. Языковая личность и грамматика. Что такое коммуникативный аспект синтаксиса?

  2. Роль частей речи в категоризации действительности. Семантика частей речи: существительное, глагол, прилагательное, местоимение.

  3. Основные единицы синтаксиса.

  4. Предложение и его основные признаки. Категория предикативности.

  5. Современные подходы к классификации предложений. Главные члены предложения. Типовое значение предложения.

  6. Основные модели предложения. Модификации предложения: фазисные, модальные и др.

  7. Свернутые предикативные единицы. Полипредикативность. Синонимичные полипредикативные конструкции.

  8. Язык и информация. Информативный объем предложения. Информативная плотность предложения.

  9. Субъект предложения. Модификации субъекта в предложении.

  10. Точка зрения говорящего в предложении. Свое и чужое слово. Понятие авторизации.

  11. Способы выражения чужой речи в тексте.

  12. Актуальное членение предложения. Параллельная и цепная (последовательная связь) предложений в тексте. Рематическая доминанта.

  13. Коммуникативные регистры речи: изобразительный и информативный.

  14. Коммуникативные регистры речи: генеритивный, волеизъявительный и реактивный.

  15. Синтаксические особенности устной речи. Понятие устной литературной нормы.

  16. Влияние устного синтаксиса на синтаксис письменных текстов в современном русском языке.



Автор программы Ю.М. Кувшинская


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск