Скачать 110.84 Kb.
|
Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс) Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст; развивать умение быстро и грамотно отвечать на вопросы; развивать интерес к чтению, логическое мышление Педагогические технологии: - игровые технологии; -проблемное обучение Ход урока
ПАТИЛИННТАРОГИТРУНГЖЫВ КЕГЫККХИРУРГИЯГОЛААЕНТХ ЮАЗОШИТКЩЫЛОШЭЖФЯЧСЦ
Текст: Антон Павлович Чехов- русский прозаик, драматург. Родился в Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавки. Отец, человек широко одаренный, самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью, церковным хором. В семье подрастало пять братьев и сестра. Режим дня у детей был суровый: работали в лавке у отца, учились в гимназии, пели в хоре, обучались ремеслам. Случилось так, что отец разорился, и семья вынуждена была уехать из города. Но Антон остался, учился в гимназии, давал частные уроки и высылал семье деньги и небольшие посылки. Вскоре Чехов стал студентом-медиком и одновременно сотрудничал в юмористических журналах в Москве. Он превратился в главу семьи и кормильца, что признал даже отец. В 1884 году Чехов стал доктором, но по-прежнему главной его работой была литература. Ранние рассказы Чехова- юмористические. Писатель подписывал их псевдонимами- Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими. С 1885 года начали появляться в печати первые зрелые рассказы, которые отличались от прежних. Чехов выступает уже как друг и защитник «маленьких людей»: «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и горько. Всю жизнь Чехов боролся с хамством, с угодничеством перед «сильными мира сего»: «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др. Для чеховской манеры письма характерен лаконизм- способность кратко и точно выражать важные и глубокие мысли. А.П.Чехов: «Краткость- сестра таланта». Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневы сад», «Три сестры» до сих пор идут на сценах многих театров. Последние годы жизни прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Ответы: 1)нет, 2)нет, 3)да, 4)нет, 5)да, 6)да, 7)нет, 8)да.
Дома нарисовали иллюстрации к рассказу. Рассматриваем рисунки, обсуждаем. Беседа с классом.
Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения. Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.
3) Как представляете себе земскую больницу? 4) Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)? 5) Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение и почему принимает дьячок в конце рассказа? 6) Как характеризует героев их речь? (прочесть с выражением некоторые эпизоды) 7) Что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? 8) В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок? 9) Что высмеял в рассказе А.П.Чехов? 6. Кроссворд. 1) В какую больницу пришел дьячок? 2) Какая жакетка была у фельдшера Курятина? 3) Что было на глазу дьячка? 4) На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? 5) Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка? 6) Фамилия дьячка? 7) Где жил семь лет помещик Александр Иванович Египетский? 8) Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? Ответы: 1)земская; 2) чечунчовая; 3)бельмо; 4)карболовый; 5)Псалтырь; 6)Вонмигласов; 7)Петербург; 8)бурса 7. Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание. Обмен впечатлениями. Предложение воспользоваться табличкой «Плюс-минус-интересно». В графу «плюс» записать все, что понравилось на уроке (информация, формы работы, которые вызвали положительные эмоции), в графу «минус» записать все, что не понравилось (вызвало неприязнь, осталось непонятным), в графу «интересно» записать все, что показалось любопытным, о чем еще хотелось бы узнать) Кроссворд:
|