Скачать 83.51 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» Урок русского языка в 8 классе по теме «Определение» Технология развития критического мышления Учитель русского языка и литературы Крючкова О.А. Братск 2012 Цель урока:
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления. Технология: критическое мышление. (Приемы критического мышления: кластер, “Пометки на полях”, синквейн. ) Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. Учащиеся в течение урока работают в постоянных группах по 4 человека. Ход урока I. Постановка учебной цели.
Обращаемся к толковому словарю Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 1984- 401.)
Решение, постановление суда (устар.).
II. Актуализация прежних знаний. Работа в группе. Алгоритм действия.
Поразительно умение белок - грызуний выбирать … орехи, обгрызать шишку … и … Я не раз находил в лесу … хранилища белок. Сидя под деревом в … лесу, увидел однажды … белку, скакавшую по… земле, она несла в зубах … …. гроздь … орехов. Они прячут их в … дуплах и зимою безошибочно находят … запасы. Представление результата деятельности
1. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. 2. Сидя под деревом в глухом лесу, увидел однажды рыжую белку, скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую тяжелую гроздь лесных орехов. 3. Поразительно умение белок-грызуний выбирать спелые орехи, обгрызать шишку ели и сосны. 4. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.
(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи)
Давайте теперь все вместе оформим кластер. Работа с классом, заслушиваются и записываются вопросы от каждой группы. III. Самостоятельная работа. Изучение нового материала.
Алгоритм действия
Заслушивается статья. Что можно дополнить? С чем не согласны? Определение – второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак предмета. Отвечает на вопросы какой? чей? и др. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные. Согласованные определения связываются с существительными согласованием, т.е. стоят в том же падеже, числе в ед. числе также в роде, например: Белеет парус (какой) одинокий… (М. Лермонтов) Выражается именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными, причастиями. Железная решетка, наш класс, это предложение, вторые сутки, улыбающееся лицо. Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания, например: Ежедневное чтение (какое?) вслух помогло мне исправить недочеты. Выражается именами существительными в косвенных падежах, личными местоимениями в притяжательном значении, сравнительной степенью прилагательного, наречием, инфинитивом, цельным словосочетанием. Улицы города, бумага в клеточку, ее карандаш, материал попрочнее, брюки навыпуск, обещание прийти, мальчик лет семи. Несогласованные определения по сравнению с согласованными выражают признак более конкретный, часто имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства.
“V” - знал “+” - новое “-” думал иначе “?” - не понял Алгоритм действия.
Оформление кластера. Давайте вернемся к ранее составленному кластеру, проверим правильность составления и подумаем, какие дополнительные теоретические сведения об определении нужно внести в кластер? (Дополнения к кластеру вносятся другим цветом) Алгоритм действия.
Представление результата деятельности IV. Обобщение и систематизация знаний. A)
Вопросы для обсуждения
Вывод: если главное слово в словосочетании имя существительное, то зависимое слово, обозначая какой-либо признак предмета, названного именем существительным, выступает в роли определения, какой бы частью речи оно ни было выражено. B) Выполнение теста по теме “Определение”. Тест составлен по материалам пособия для учителя “Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 класс. Автор: Костяева Т. А. , М. , “Просвещение”, 2008г. При выполнении теста постарайтесь не обращаться к статье, только в случае крайнего затруднения пользуйтесь ею. Тест «Определение»
Определение- это ___________ член предложения, который обозначает ________, отвечает на вопросы ________, __________.
а)_______________ б)_______________ 3. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения. а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием; б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным; в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием. 4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение. а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием; б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием; в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным. 5. В этом предложении определением является слово (слова): а б в Засыпала звериные тропинки Г д е Вчерашняя разгульная метель. 6. Укажите словосочетание, где инфинитив является определением. а) просил приехать б) просьба приехать в) приказ наступать г) приказал привезти д) возможность узнать е) мог узнать 7. укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением. 1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы. 2) Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше величия. 3) В прихожую вошел человек в ватнике. 4) Мы, русские, … питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения. 8. Распределите предложения по группам: предложения, в которых выделенное слово является 1) согласованным определением 2) несогласованным определением. 1) А была она…злой души баба. 2) Долго не находил я никакой дичи. 3) Истоки памяти почти всегда скудны. 4) Меня уже не интересует выдуманная жизнь. 5) Публика постарше ругается очень громко. Ключ 1) второстепенный, признак, какой? чей? 2) а) согласованное б) несогласованное 3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4 8) 1- 1, 2, 4 2 - 3, 5 VIII. Домашнее задание: § 25, упр. 151, составьте опорный конспект по теме. V. Рефлексия. Написание синквейна. (Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. ) Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух составляют один - парный. Правила написания синквейна.
Представление результата Определение. Согласованное и несогласованное. Рисует, конкретизирует, характеризует. Обозначает признак предмета, явления. Эпитет. |